Конспект урока технологии "Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями"; 5 класс
Конспект урока по предмету Профильный труд (швейное дело) в 5 классе с учетом требований ФГОС для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вариант1)
ФИО (полностью) |
Соболева Ирина Валерьевна |
Место работы |
ГБОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа») |
Должность |
Учитель трудового обучения |
Предмет |
Профильный труд (швейное дело) |
Класс |
5 класс, обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости |
Тема урока |
Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями. |
Тип урока |
комбинированный |
Цель |
формировать знания и практические умения по пришиванию пуговиц |
Задачи |
Образовательные: создавать условия для: -обеспечения усвоения знаний по пришиванию пуговиц со сквозными отверстиями различными способами - закрепления понятий «фурнитура», «пуговицы со сквозными отверстиями», «стойка» -совершенствования умений по пришиванию пуговиц со сквозными отверстиями различными способами - формирования навыков по выполнению специальных трудовых умений - выполнения правил ТБ Коррекционно-развивающие: создавать условия для: - коррекции и развития мелкой моторики кистей рук и координации движений - развития творческой и познавательной активности - привития навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки - формирования умений оценивать результаты своего и чужого труда - формирования умений давать связные и полные ответы на вопросы Воспитательные: создавать условия для: -развития интереса к творчеству, самостоятельности - формирования интереса и уважения к труду человека - подготовки к самостоятельной жизни в современном обществе -формирования положительной установки на активное участие в уроке; -воспитания усидчивости; -умения выполнять требования на уроке; -формирования умения слушать и слышать речь педагога и сверстников, работать в коллективе; Здоровьесберегающие: создавать условия для: - сохранение здоровья детей через предупреждение переутомления на уроке и снятие напряжения, физкультминутка, гимнастика для глаз. |
Планируемые результаты |
Личностные: -Самооценка своих возможностей. -Формирование положительного отношения к учению и трудовой деятельности - Формирование представлений о мире профессий, их востребованности на рынке труда - Активное включение в общеполезную трудовую и социальную деятельность Предметные: Минимальный уровень - знание правил техники безопасности - понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - знание названий некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; - представления об основных свойствах используемых материалов; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье); -чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе выполнения операции -представления о разных видах профильного труда; -понимание значения и ценности труда; Достаточный уровень - экономное расходование материалов; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; -осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы; - понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности -знать приемы выполнения ручных работ. |
Методы организации взаимодействия на уроке |
- словесный – беседа, объяснение; - практический –упражнение; самостоятельная работа - словесно-практический – вводный инструктаж; текущий инструктаж - наглядный – учебная демонстрация. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальный, индивидуальный, практический, системно-деятельностный подход. Проблемное обучение с использованием элементов игровой и здоровьесберегающих технологий, фиксация индивидуального затруднения в деятельности, самостоятельная работа, самоконтроль, использование алгоритмов и образцов, самооценка деятельности. |
Оборудование |
-Технологическая последовательность «пришивание пуговиц со сквозными отверстиями», учебник по швейному делу 5 класса. -Раздаточный материал: образцы тканей и образцы пуговиц со сквозными отверстиями и с ушком; карточки - задания. -Образцы одежды с пуговицами. -Деталь из ткани размером 12х10 см, пуговицы с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, швейные нитки № 40,50 в цвет пуговиц. -Игла с большим ушком, ножницы, напёрсток, карандаш.
|
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Содержание |
Деятельность обучающихся |
Формы и методы организации взаимодействия на уроке |
БУД |
1.Организационный этап
|
Установление контакта, проверка готовности к уроку. Учитель: - Здравствуйте ребята. Подготовьте рабочие места для занятия, инструменты и материалы. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо Вижу, класс наш хоть куда, Мы начнем урок труда.
|
приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места Внимательно слушают учителя
|
Фронтальная, словесный |
Формирование внимания, эмоциональной рефлексии Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2. Целеполагание и мотивация |
Сегодняшний урок пройдет в виде турнира мастеров. За каждый правильный ответ мастер будет получать жетон. В конце урока мы узнаем кто у нас сегодня лучший мастер. Организация работы по включению обучаемых в обсуждение проблемных вопросов для определения темы урока Ребята, прежде чем начнём урок мы немного поиграем, будем отгадывать кроссворд, отгадав кроссворд, мы узнаем тему нашего урока. Приложение №1. Тот, кто отгадает первым загадку, произносит слово по слогам и вписывает его в кроссворд. За правильный ответ получает жетон. Какие молодцы, разгадали весь кроссворд, теперь мы знаем тему нашего урока. На уроке швейного дела мы пользуемся различными инструментами. -Выберите из предложенных материалов, только то, что необходимо на уроке швейного дела.
|
Отвечают на вопросы, работают с кроссвордом. Отгадывают загадки. Выбирают инструменты. |
Фронтальная. Индивидуальная (через игру), наглядный, исследование, частично поисковый. |
Личностные: построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений определение и формулирование цели урока с помощью учителя - формирование коммуникативных навыков Регулятивные: планирование последовательных действий |
3. Актуализация опорных знаний и умений. |
Создает ситуацию, направленную на повторение пройденного материала. Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? Почему нужно ремонтировать одежду? С каким видом ремонта одежды мы с вами уже познакомились? На прошлом уроке мы с вами прошли виды пуговиц. - Давай вспомним. Сейчас вы выберете себе карточки с вопросами, вы внимательно прочтете. И ответьте на вопросы -Для чего применяют пуговицы в нашей одежде? -Какие бывают пуговицы по форме и размеру? - Какие пуговицы бывают по назначению? -Из каких материалов выпускают пуговицы?
|
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Получают жетоны.
Обучающиеся выполняют действия, о которых говорит учитель.
|
Фронтальная, индивидуальная. словесный |
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и группой. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
|
4. Изучение нового материала Обобщение и систематизация.
|
Выдвигает проблему, обеспечивает мотивационное выполнение, создаёт условия для обобщения и систематизации знаний. Создание условий для включения обучаемых в деятельность. Сегодня на уроке мы будем продолжать работать с пуговицами. Должны научиться пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Вниманию обучающихся предлагается картинка, на которой изображены 2 способа пришивания пуговиц. Приложение №2. Им нужно выбрать правильный вариант и объяснить свой ответ. Все пуговицы разные и пришиваются они различными способами. И сегодня на уроке мы узнаем, как выбрать необходимую пуговицу именно для вашего изделия и как правильно пришить пуговицы с 2-мя и 4-мя сквозными отверстиями. Пуговицы для изделия выбираем в цвет или тон основного материала. Нитки для пришивания пуговиц с отверстиями подбирают в цвет пуговицы. Пришивают пуговицы в две нитки: С 2-мя отверстиями — 4 –5 стежками. Приложение №3. При ремонте одежды место оторванной пуговицы можно определить по остаткам ниток или следу от пуговицы. Если следа не осталось, то надо застегнуть изделие на все пуговицы и наметить место пришивания пуговицы. Показ технологической последовательности пришивания пуговицы с 2 отверстиями. Учитель предлагает обучающимся самостоятельно нарисовать схемы пришивания пуговиц с 4 отверстиями. Осуществляет выборочный и индивидуальный контроль. Учитель предлагает сравнить схемы учащихся с технологической картой. Приложение №4. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
При показе учителем технологической последовательности пришивания пуговицы с 2 отверстиями обучающиеся отвечают на вопросы. Как определить лицевую сторону ткани? Какую нитку по величине мы отрезаем для работы? Какого цвета нитку мы подберем для данной пуговицы? Как закрепить нитку в начале работы разными способами (с узлом и без узла)? Что необходимо сделать чтобы пуговица хорошо проходила в петлю и дольше держалась?
Обучающие рисуют схемы пришивания пуговиц с 4 отверстиями.
Работа с технологическими картами. |
Работа с наглядным материалом интерактивная деятельность. Показ алгоритма выполнения работы учителем
|
Познавательные: учатся выявлять особенности пришивания пуговиц со сквозными отверстиями, формулировать выводы Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, , задают вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять задачу урока, ориентируются в учебнике; умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, преобразовывать практическую задачу в познавательную; Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, уважительно относятся к чужому труду, контролируют друг друга. Предметные: - коррекции и развитие мелкой моторики, координации движений -знакомство с технологической последовательностью пришивания пуговиц со сквозными отверстиями и соблюдение технических условий выполнения операции - формирования навыков овладения практическими трудовыми умениями -формирование навыков самостоятельности, организованности
|
5 Физкультминутка |
Использование здоровьесберегающей технологии Раз - подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - ноги шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сесть.
|
Обучающиеся повторяют движения, направленные на развитие координации, расслаблению мышц шеи, рук, спины. |
- практический –упражнение |
|
6. Применение знаний при решении практических задач. |
Контроль за выполнением заданий. Применение знаний и умений в новой ситуации. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Появляюсь всегда в срок Я на каждый ваш урок. Вы не ведаете сами, Что я всегда и всюду с вами. Не страшны лишь тому опасности, Кто знает правила техники безопасности. Учитель предлагает повторить ТБ
|
Выполняют задания под руководством педагога
Обучающиеся отгадывают инструменты и оборудование только по гласным буквам. Рассказывают правила техники безопасности при работе с ними.
И _ _ А (игла) У _ Ю _ (утюг) _ О _ _ И _ Ы (ножницы)
|
Наглядный Практический, использование алгоритмов и образцов, |
Предметные: -формирование умения работать в подготовленной предметно- развивающей среде - закрепления понятий «фурнитура», «пуговицы со сквозными отверстиями», «стойка» -закрепление навыков овладения практическими трудовыми умениями - формирование умения совместно с учителем формулировать вывод
|
7. Закрепление. |
Организует самостоятельную работу учащихся. Предлагает индивидуальные задания. Осуществляет выборочный и индивидуальный контроль. Практическая работа. После выполнения практической работы учитель предлагает ответить на вопросы. - От чего зависит способ пришивания пуговиц? -Как пришивают пуговицы со сквозными отверстиями? -Почему выполняют стойку при пришивании пуговиц? -Как определить место пришивания оторванной пуговицы? |
Обучающиеся выполняют практическую работу по пришиванию пуговиц с 2 и 4 сквозными отверстиями используя технологическую карту и выполняя технические условия.
|
системно-деятельностный подход фиксация индивидуального затруднения в деятельности, самостоятельная работа, самоконтроль, использование алгоритмов и образцов, самооценка деятельности. |
Предметные: - закрепление навыков давать оценку выполненной работы -закрепление навыков делать выводы о проделанной работе |
8. Итоги урока, оценка деятельности друг друга, рефлексия. |
Свой урок мы начинали со слова мастер. Это человек, который многое умеет, который выполняет свою работу на отлично. Если приложить старания, умения, характер можно стать мастером в любом деле. И сегодня на уроке мы с вами еще немного приблизились к вершине мастерства швейного дела. А теперь оценим ваши работы. По результатам вашей сегодняшней работы мы определили самого лучшего мастера.
Давайте еще раз вспомним что мы должны были сделать. Мы реализовали эту цель? Что мы повторяли?
-А сейчас продолжите! - На уроке я чувствовал себя…. - Мне было работать… - На следующем уроке я хочу научиться…
- На этом наш урок закончен! - Всем спасибо за работу! Уборка рабочих мест. - Можете убрать свои рабочие места.
|
- повторяют цель урока. - перечисляют понятия «фурнитура», «пуговицы со сквозными отверстиями», «стойка» -определяют качество выполненной работы; -рассказывают, слушают;
Продолжают предложения |
|
Коммуникативные: - выражать свои эмоции - формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. Регулятивные: оценка выполненной работы. Познавательные: выводы о проделанной работе |
Автор: учитель трудового обучения Соболева И.В.
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Х |
Л |
О |
П |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
К |
Р |
О |
М |
К |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Н |
И |
Т |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Ш |
Е |
Р |
С |
Т |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Р |
И |
С |
У |
Н |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Ш |
В |
Е |
Й |
Н |
Ы |
Е |
|
|
|
|
|
7 |
Л |
И |
Ц |
Е |
В |
А |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
М |
У |
Л |
И |
Н |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
И |
Р |
И |
С |
|
|
10 |
Н |
А |
Т |
У |
Р |
А |
Л |
Ь |
Н |
Ы |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Н |
А |
П |
Ё |
Р |
С |
Т |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
У |
Т |
Ю |
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
И |
Г |
Л |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
О |
С |
Т |
Р |
И |
Е |
|
|
|
|
15 |
С |
А |
Н |
Т |
И |
М |
Е |
Т |
Р |
О |
В |
А |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Б |
У |
Л |
А |
В |
К |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Н |
О |
Ж |
Н |
И |
Ц |
Ы |
|
|
|
|
|
|
Вопросы и ответы на кроссворд
1 Ткань растительного происхождения (хлопок)
2 Обработанный, неосыпающийся край ткани (кромка)
3 Они необходимы для сметывания деталей (нитки)
4 Ткань животного происхождения (шерсть)
5 В результате переплетения в ткани нитей основы и утка образуется ткацкий….(рисунок)
6 Эти нитки применяют при пошиве различных изделий (швейные)
7 На этой стороне ткани рисунок более яркий (лицевая)
8 Нитки для вышивания (мулине)
9 Эти нитки тоже используют в вышивке (ирис)
10 Хлопок, лен, шерсть и шелк какие ткани? (натуральные)
11 Его надевают на средний палец правой руки (наперсток)
12 В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать
(Ребята отвечают “Утюг”)
13Птичка – невеличка
Носик стальной
Хвостик льняной.
(Ребята отвечают “Игла”)
14 Часть иглы (острие)
15 Эта лента служит для снятия мерок (сантиметровая)
16 Ими скалывают ткань при раскрое (булавки)
17 Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ребята отвечают “Ножницы”)
Технологическая карта №1
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями
Инструменты и приспособление: игла ручная, ножницы, наперсток, карандаш.
Материалы для работы: деталь из ткани размером 12х10см., пуговицы с двумя сквозными отверстиями, швейные нитки №40 или №50 в цвет пуговиц.
№ операции |
Технология выполнения |
Рисунок |
1 |
Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы с двумя отверстиями. Отмерить нитку для работы, сложить её вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки. |
|
2 |
Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани. |
|
3 |
Пропустить иглу в отверстие пуговицы и вывести иглу с ниткой. |
|
4 |
Пропустить иглу во второе отверстие пуговицы, ввести в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани. |
|
5 |
Выполнить 4-5 стежков в отверстия пуговицы |
|
6 |
Вывести иглу на лицевую сторону ткани, обвить нитки под пуговицей 4-5 витками для получения стойки |
|
7 |
Закрепить нитку под пуговицей с лицевой стороны ткани |
|
Технологическая карта №2
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями
Инструменты и приспособление: игла ручная, ножницы, наперсток, карандаш.
Материалы для работы: деталь из ткани размером 12х10см, пуговицы с четырьмя сквозными отверстиями, швейные нитки №40 или №50 в цвет пуговиц.
№ операции |
Технология выполнения |
Рисунок |
1 |
Наметить на детали из ткани место пришивания пуговицы с двумя отверстиями. Отмерить нитку для работы, сложить её вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки. |
|
2 |
Закрепить нитку петлей на лицевой стороне ткани. |
|
3 |
Пропустить иглу в каждую пару отверстий пуговицы, и пришить 4-5 стежками по данным схемам. |
|
|
||
4 |
Вывести иглу на лицевую сторону ткани, обвить нитки под пуговицей 4-5 витками для получения стойки. Закрепить нитку под пуговицей с лицевой стороны ткани |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболева Ирина Валерьевна
→ Публикатор 13.11.2022 0 1256 78 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.