Статья "Использование художественной литературы на уроках ОБЖ"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1г. Углегорска

Сахалинской области














Использование художественной литературы на уроках ОБЖ









Выполнила:

Преподаватель-организатор ОБЖ

Антонова Татьяна Викторовна















г. Углегорск, 2013г.

Использование художественной литературы на уроках ОБЖ

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, один из важнейших вопросов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях развития это были естественные природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавились опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли черты проблемы выживания человека.

Вопросами знакомства учащихся с различными ЧС и обучения правилам поведения при них и занимается предмет – основы безопасности жизнедеятельности. ОБЖ сравнительно молодой предмет. И моя роль как учителя научить детей правильно действовать в экстремальных ситуациях. Для этого использую на своих уроках различные методы и формы работы. Один из методов – использование отрывков из художественной литературы.

Основные знания по предмету учащиеся получают через словесные методы обучения. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако иногда очень сложно найти нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь учителю, а значит и учащимся, приходят произведения писателей и поэтов.

Писателей, которые не понаслышке знали то, что касается катастроф и выжили в них. Это широко известные: Джек Лондон, Александр Дюма, Тур Хейердал, Марк Твен, Виктор Астафьев и другие.

Уроки, проведенные с «участием» этих выдающихся писателей, становятся ярким событием для учащихся, хорошо запоминаются, усваиваются и интересны им.

Привлечение художественной литературы при изучении ОБЖ дает хороший педагогический эффект, если обладает художественной ценностью, а изложенное в ней органически связанно с темой урока, доступно учащимся, имеет познавательное значение, расширяет кругозор.

Отбирая произведения художественной литературы для уроков ОБЖ, учитываю познавательно-воспитательную ценность материала, т.е. правдивое изложение явлений.

Для каждого возрастного периода использую свой фольклорный жанр как наиболее эффективный. Народные знания о безопасном быте, природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в сказках, загадках, сказаниях, былинах, пословицах и поговорках. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность. Они также прививают чувство осторожности, знакомят с разумным поведением в доме, в лесу, на природе.

Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, способах и правилах поведения в опасных ситуациях.

В младших классах сказки, стихи, используемые на уроках, рассматриваются через призму безопасности, и ребята с удовольствием анализируют знакомые с детства сказки. Иногда в младших классах «разыгрываю» сказки, и учащиеся не только самостоятельно делают выводы, почему произошла данная ситуация, но и придумывают своё окончание, в которой герои не нарушают правила безопасности и их жизни и здоровью ничего не угрожает.

Н-Р, волк так и не съел 7 козлят из одноименной сказки, потому что они не открыли ему дверь, а посмотрели в глазок. А братец Иванушка не стал козленком, послушавшись сестру.

При изучении темы в начальной школе «Предупреждение пожаров» ребята самостоятельно нашли большое количество рассказов, стихов и сказок в которых огонь выступает не только как враг, но и как друг.

А одно из интереснейших открытий сделали учащиеся по знакомому с детства стихотворению Корнея Чуковского «Путаница»

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

После прочтения этих строк учащиеся начали рассуждать, почему море загорелось, ведь вода не горит? После рассуждений и споров пришли к выводу, что море было загрязнено нефтепродуктами.

В среднем звене использую мифы и легенды.

Их знание дает ключ к пониманию происходившего ранее.

Мифы и легенды использую на уроках для самостоятельной работы и закрепления изученного, т.к. в них не прямо сказано о происшедшей катастрофе, а иносказательно,

«Всколыхнулися озера,
Горы медные дрожали,
Камни твердые трещали,
Со скалы скала свалилась,
Раздроблялися утесы».

учащиеся самостоятельно определяют, что произошло и к какому виду ЧС можно отнести случившееся. Такие задания развивают внимание, самостоятельность и позволяют учащимся лучше узнать историю нашей планеты.

Чем старше ребята, тем чаще включаю в процесс обучения поговорки и пословицы, отрывки из художественных произведений.

Разнообразна и методика применения художественной литературы. Бывают уроки, которые можно почти полностью построить на этих материалах. Такие уроки, несомненно, проходят «на ура». Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится тщательно подбирать материал из большого количества произведений, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время. Если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его использую для иллюстрации изучаемого материала.

А иногда, предлагаю фрагмент из художественного произведения, даю учащимся ряд заданий и вопросов по прочитанному тексту.

В наш компьютерный век дети стали меньше читать. Вначале учащиеся не могли самостоятельно привести пример из литературы по изучаемой теме, не знали таких героев как Мюнхаузен, Алексей Маресьев. Приходилось приносить на уроки книги, делать в них закладки, а затем учащиеся на уроке делились полученными знаниями. И очень приятно, что ребята уже сами находят и читают произведения, которые относятся к теме урока.

Так при изучении раздела «Выживание в автономных условиях» в 6 классе – кроме общеизвестного Робинзона Крузо учащиеся познакомились с Алексеем Маресьевым, Капитаном Суматохой (Даниельсона), Роменом Кальбри (Мало), Беном Ганом (из острова сокровищ) и другими героями.

А какие прекрасные отрывки, описывающие различные природные явления нашли ребята. По этим отрывкам можно знакомить учащихся с описанием явления, признаками, причинами происходившего,

А также разбирать правила поведения. Наши наработанный совместно с ребятами материал мы оформили в виде таблиц.

Привыкнув работать с художественной литературой, ребята, любое прочитанное ими произведение анализируют и пытаются связать с темой урока.

Очень приятно наблюдать за учащими, которые с удовольствием идут в библиотеку, берут книги, читают их, и на уроках с интересом рассказывают другим о сделанном открытии.

Таким образом, художественная литература иллюстрирует материал ОБЖ, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес, вызывая эмоциональные переживания, то есть помогает лучше усваивать материал. Яркий, образный, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение.




Полный текст материала Статья "Использование художественной литературы на уроках ОБЖ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Татьяна Викторовна  antonovka96
28.02.2014 1 5295 442

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК