Земля отцов - моя земля! Классный час; школа VIII вида, 6 класс
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
ст-цы Староминской Краснодарского края
Номинация: История края.
Тема:
Форма проведения: игра-путешествие.
Подготовила и провела:
Капуста Светлана Леонидовна, учитель, классный руководитель 6 «Б» кл.
2011год
Цель: прививать чувство гордости за свой край и его жителей;
систематизировать знания учащихся по истории Краснодарского края.
Задачи:
образовательные – формирование у учащихся сознания причастности к судьбе малой родины, её прошлому, настоящему, будущему;
воспитательные – воспитание уважительного отношения к культуре, традициям, людям труда; чувства патриотизма, гордости за свой край;
коррекционные – развитие речи, познавательного интереса, творческих способностей детей со сложной структурой дефекта; формирование умения работать в группе сверстников.
Оборудование: карта Краснодарского края; герб; флаг; музыкальное сопровождение (гимн Краснодарского края, песня « Ой, да Краснодарский край», шум прибоя для физминутки); портрет Губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва; презентация к уроку; 3 воздушных шара, по цветовой гамме соответствующих флагу Краснодарского края; таблички «Край вчера», «Край сегодня», «Край завтра»; для каждого ученика набор полосок цветной бумаги, в т.ч. синего, малинового, зелёного цветов; задания для групповой работы; ватман; лепестки жёлтого цвета, для создания символа урока; поделки для гостей, рисунки детей, клей, ножницы.
Словарная работа: радетель, этнографический, олимпиада.
Ход урока.
Вводная часть. Постановка целей и задач урока.
Звучит гимн Краснодарского края. (Слайд 1)
-Здравствуйте, ребята. У нас на уроке сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их. Садитесь.
(Слайд 2)
Учитель читает отрывки стихов о малой Родине:
У каждого на свете есть, наверно, Любимый уголок земли, такой, Где листья по–особому на вербе Склонились над задумчивой водой. Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать, Где ко всему в прекрасном этом мире По–детски чисто тянется душа…» Вадим Неподоба
|
Даль степей сквозная, Гор размах орлиный – Сторона родная, Край наш тополиный! Ты весной чудесен, Летом щедр, как в сказке, Край хлебов и песен – Край наш … (Краснодарский) Виктор Подкопаев
|
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(ответы уч-ся)
- Мы будем говорить о любимом уголке земли. Во всех школах края сегодня проходит Единый Всекубанский урок «Земля отцов – моя земля».
(Слайд 3)
- О малой родине – о Кубани.
- О Краснодарском крае.
Идёт рассвет, ступая по курганам. (Слайд 4)
Навстречу солнцу встали тополя…
Как ты мила и как ты дорога нам,
Кубань, Кубань - Родимая земля!
(Виктор Подкопаев)
13 сентября 2011 года исполняется 74 года со дня образования Краснодарского края. (Слайд 5)
В его состав входят 38 районов, на его территории проживают более 5 миллионов человек. Это наша с вами Родина, земля, на которой жили наши деды и прадеды.
У казаков было особое отношение к родной земле, ведь они были её защитниками, она всегда была кормилицей для всех народов, которые на ней проживали и проживают сейчас.
II. Основная часть.
1. -Наша с вами малая родина – Кубань. И чтобы разглядеть всю её красоту, мы отправимся в путешествие. Путешествие мы совершим на воздушных шарах в историю нашего края: «Край вчера», «Край сегодня», «Край завтра».
- Ребята, кто из вас догадался, почему наши шарики таких цветов? (Ответы детей.)
-У каждого края,
области есть свои символы, присущие
только
ему.
Кто знает, как выглядит флаг и герб
нашего края?
Демонстрация и рассматривание символики края.
Практическое задание.
Из цветных полосок сложить флаг Краснодарского края.
- Какая полоска будет первой, второй, третьей.
- Что находится в центре флага?
(ответы уч-ся)
- Герб – это символ государства.
-Гимн - это торжественная песня. Его
слушают стоя. Гимн звучит
на торжественных собраниях, на спортивных
аренах во
время
чествования победителей данной страны.
Гимн Краснодарского края мы слушали в начале нашего урока.
Губернатор Краснодарского края – Александр Николаевич Ткачёв.
Демонстрация портрета.
- В ходе нашего урока мы с вами постараемся создать символ нашего путешествия.
А что это, вы узнаете, отгадав загадку: (слайд 6)
Стоит он, задумчивый, в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух)
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил.
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый – степь позолотил.
(Иван Варавва)
Под
солнцем подсолнух
Сегодня расцвёл.
Собрал
на цветок свой
Букашек и пчёл.
Гудит
и жужжит
Неспокойный народ.
Как
будто подсолнух
Сам песню поёт.
(Елена Неменко)
- Подсолнух символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края.
2. - Итак, наше путешествие начинается.
Ну что, в дорогу, нам пора,
Нас ждут великие дела.
Подходит один ученик, берёт шарик «Край вчера» и под счёт 3, 2, 1, пуск – выпускает шар в окно.
Там, где выгнула (слайд 7)
Русло река,
Как подковку,
У глинистой кручи,
Свиток царский
Был предком раскручен
И прочитан - под гул
Тростника.
-Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
Виталий Бардадым.
(Слайд 8)
Давным-давно, в конце 18 века, казаки отвоевали у Турции земли, которые были выходом в чёрное море. В 1792 году царица Екатерина Вторая подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы.
Первый отряд казаков высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Казакам поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины.
(Слайд 9)
Казаки с особой любовью строили православные храмы. Первая церковь была построена казаками в 1793 г. в Тамани – «Покрова Пресвятой Богородицы».
Первый главный город края был основан казаками на берегу реки Кубани. Долгие годы он звался Екатеринодаром, а в 1920 году переименован в Краснодар.
В 1794 году на месте селения Мена на берегу речки Весёлой был образован Менской курень, который впоследствии стал станицей Староминской, где мы с вами живём.
- Благодаря кому казаки получили земли для постоянного проживания?
(Ответы учащихся; вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Екатерина II пожаловала земли казачьему войску».)
- Как проявляли себя казаки, когда их земле угрожала опасность?
(Ответы учащихся; вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Кубань – край ратной и воинской славы».)
- Мы познакомились с историей заселения Кубани.
3. А наше путешествие продолжается. И сейчас мы узнаем, как Кубань живёт сегодня.
Подходит ученик, берёт шарик «Край сегодня» и под счёт 3, 2, 1, пуск – выпускает шар в окно.
- Взлетаем и поднимемся, чтоб с большой высоты окинуть взглядом весь наш край.
В 1927 году земли, на которых поселились казаки, стали называться Краснодарским краем, а город Краснодар стал административным центром.
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Краснодар – административный центр Кубани».)
Краснодарский край расположен на юге Российской Федерации. С нашим краем граничит: Ростовская область, Ставропольский край, Карачаево-Черкессия, Грузия. Рассмотрите внимательно карту. Как вы думаете, на какие две части можно условно разделить территорию нашего края? Подсказкой могут служить загадки:
Посмотри, какая даль Если скалы и хребты
Без конца и края, Гордо смотрят с высоты,
Речка тихая журчит, Речки быстрые бегут,
В камышах вздыхая. Камнепады там и тут.
Ширь полей, размах степей - Ну, какие разговоры -
Знакомая картина. Знаешь ты, что это …(горы).
Только нет тебя милей, (Слайд 11)
Кубанская …(равнина). (Слайд 10)
Большую часть территории занимает Азово-Кубанская равнина, вдоль южной границы пролегли Кавказские горы.
Посмотри: до горизонта
Все вода, вода, вода.
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер
На его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось …(море). (Слайд 12,13)
Краснодарский край имеет выход к двум морям – Азовскому морю и Черному морю.
(Слайд 14)
- Посмотрите на карту Краснодарского края, она покрыта тонкими извилистыми синими жилками. Это наши реки. Одни из них спокойные, равнинные, другие горные – бегут быстро, бурно.
(Слайды 15)
Главная река нашего края называется (дети отвечают хором) КУБАНЬ. По её названию наш край и называют Кубанью. Река Кубань берёт начало высоко в горах и впадает в Азовское море.
-Дружно поработали – отдохнём немножко (музыкальное сопровождение – шум моря).
Физкультминутка. (Слайд 16)
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Вместе - раз, это – брас.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Слайд 17)
С давних времён, казаки были очень упорны, трудолюбивы, им не чужда была никакая работа. Благодаря их труду степная часть Кубани была превращена в плодородные поля.
-А сейчас угадав загадки, вы узнаете, какие культуры, у нас в крае выращивают.
В поле росла, под жерновом была,
Из печки на стол караваем пришла.
(Пшеница) (Слайд 18)
Ходит солнышко высоко, наливает зерно соком,
И как мирные ребятки, все сидят они в початке.
(Кукуруза) (Слайд 19)
Он рекой в комбайн льётся,
Белым золотом зовется.
Славит родину он нашу,
Любят кушать эту кашу.
(Рис) (Слайд 20)
Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.
(Рожь) (Слайд 21)
Гроздья спелые висят
Это вкусный…. (Виноград) (Слайд 22)
Вот какие корнеплоды с поля едут на заводы.
Там их чисто, чисто моют,
Мелко режут, варят сок,
Чтобы был у нас с тобою
К чаю сахарный песок.
(Сахарная свёкла) (Слайд 23)
Каждый год кубанцы собирают миллионы тонн пшеницы, риса, овощей и фруктов и кормят не только родную Кубань, но и всю Россию. (Слайд 24)
Мы знаем, земля Краснодарская любит
Умение, ласку и труд
И где человек по-хозяйски поступит,
Богатые всходы взойдут!
(отрывок из песни хлеборобов)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Кубань – красивый и богатый край».)
Богата земля кубанская. (Слайд 25) Но главное её богатство - люди!
Есть в русском языке хорошее старинное слово – «радетель». Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание в труде, совершают много добрых поступков. Радетели земли кубанской… Кто они, кто эти люди, без которых не был бы наш край так красив и богат. Это люди разных профессий.
Не раз кубанская земля
Достойных её сынов рожала,
Их позабыть никак нельзя –
Их колыбель Кубань качала.
-А задумывались ли вы над тем, что в каждой профессии можно достичь таких успехов, о которых узнает вся страна, весь мир?
-А как вы думаете, что для этого нужно?
(ответы детей)
(Слайд 26) Василий Степанович Пустовойт. Любимым растением В.С. Пустовойта был подсолнечник. Этот удивительный «солнечный цветок» завезён в Россию еще в XVIII веке.
(Слайд 27) «Хлебный батька» называли Павла Лукьяненко на Кубани. Он выводил новые сорта пшеницы.
(Слайд 28) Ви́ктор Васи́льевич Горба́тко (род. 3 декабря 1934, пос. Венцы Краснодарского края) — советский космонавт. Генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза .
(Слайд 29) Виктор Гаврилович Захарченко (род. 22 марта 1938, станица Дядьковская, Кореновского района Краснодарского края) — российский фольклорист, общественный деятель, ученый, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор».
(Слайд 30) Александр Николаевич Москале́нко — российский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты.
Этот
перечень славных имён можно продолжать
долго: ведь на Кубани сотни людей,
достойных вечной благодарности и памяти
потомков.
Они приносят нашему краю
славу трудовыми достижениями, научными
открытиями, спортивными рекордами.
(Вывод
– лепесток подсолнуха, учащийся
прикрепляет на символ урока – «Люди
– главное богатство земли кубанской».)
(Слайд 31) Красота земли Кубани не могла оставить равнодушными творческих людей, писателей и поэтов. (Учащиеся читают стихи кубанских авторов, демонстрируют свои рисунки по теме.)
Ты,
мой край родной.
Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца
дружить,
До конца любить,
Здесь
мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего
не скажешь – здесь земля моя.
(Виталий Бакалдин)
Край наш - житница России.
Главный символ - колосок.
Под бескрайним небом синим
Под бескрайним небом синим
Пусть растёт зерна поток.
Называют край наш садом.
Знают все в стране давно,
Что богат он виноградом,
Здесь чудесное вино.
У народа дар гигантский –
На таланты край наш скор.
И пример тому - Кубанский
Славный наш казачий хор.
Все места нам дорогие:
Краснодар и глухомань
Наша Родина – Россия,
Наша родина – Кубань.
(В.Д.Нестеренко)
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань….
Леса и поляны,
Сады и лиманы – всё это родная Кубань.
(В.Подкопаев)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Кубанская земля богата талантливыми людьми».)
Кубань – главный курортно-оздоровительный комплекс России. Миллионы людей приезжают к нам, чтобы укрепить своё здоровье и отдохнуть.
- Какие города Краснодарского края вы знаете?
(Ответы детей).
(Слайд 32)
Анапа - есть город такой на планете.
И самые главные в городе – дети!
И всё для детей в этом городе,
Даже отличное море, песчаные пляжи!
( А. Мовшович)
В 2011году г. Анапа был удостоен звания – города воинской славы.
(Слайд 33)
По горам шоссе петляет,
Но пора спускаться вниз.
Вот и море!
Нас встречает славный порт –
Новороссийск!
Не простое это место:
Бухта, город под горой,
О котором всем известно:
Он отважный, он герой!
(А. Мовшович)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Кубань – здравница России».)
Кубань славится тем, что в ней проживает более 100 народов разной национальности. И все они говорят: «Я – кубанец». (Слайд 34)
Живёт здесь 100 народов,
А может больше 100.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны.
(А. Мовшович)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Кубань – многонациональный край».)
(Слайд 35) Очень большая работа ведётся администрацией Краснодарского края для сохранения и преумножения исторического и культурного наследия Кубани. Учёными обнаружена на Таманском полуострове самая древняя на территории Европы стоянка первобытного человека. (Слайд 36) На этом месте было решено создать краеведческий комплекс «Казачья станица - Атамань», что позволило собрать воедино исторические ценности с разных районов Кубани.
Здесь ежегодно проходят фестивали народного творчества. (Слайд 37)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Атамань – музей под открытым небом».)
4. А сейчас, дорогие наши дети, мы выпустим последний наш шар «Край завтра» - 3, 2, 1, пуск
-Из древней Греции, Эллады, (слайд 38)
Дошли до нас Олимпиады.
И батутист наш Москаленко
На этих Играх победил!
Для земляков своих открыл
К медалям олимпийским путь.
Их заслужить – мечта спортсмена.
Российских чемпионов смена,
Умелым, смелым, сильным будь!
( А. Мовшович)
-Почему я прочитала стихотворение об олимпийских играх?
(Потому что в 2014 году в нашем крае в г. Сочи пройдут зимние олимпийские игры). (Слайд 39)
Символами зимней олимпиады в г. Сочи были выбраны – Белый Мишка, Леопард и Заяц. (Слайд 40)
(Вывод – лепесток подсолнуха, учащийся прикрепляет на символ урока – «Сочи – место проведения зимней Олимпиады 2014 года».)
III. Заключительная часть.
-Ребята, мы совершили путешествие по родному краю. Любому из нас дорога малая родина – край, где мы родились и выросли. Земля детства, её природа, история греют и подпитывают всю жизнь. Поэтому мы всегда можем с гордостью говорить: «Я - Кубанец! Я живу в Краснодарском крае!»
Пока жива людская память,
И каждый день пришедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань – цветущий вечно сад!
Шумят, шумят желтеющие нивы,
красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов - моя земля.
(Иван Варавва)
Строки из этого стихотворения станут основой для нашей газеты, которую мы посвятим дню рождения Краснодарского края.
(Слайд 41) Работа в группах (парах): каждая группа (пара) получает конверт, в котором находится лист, фотографии с изображениями достопримечательностей Краснодарского края, текстовая информация.
Учащиеся подбирают к тексту подходящие по смыслу фотографии, приклеивают или крепят при помощи двустороннего скотча на лист бумаги или картона. Один представитель от группы зачитывает текст и прикрепляет изображение на ватман вокруг символа урока.
1 группа.
Краснодар – это административный центр Краснодарского края. Это город, в котором мы живём.
2 группа
Новороссийск - это город-герой! Мы гордимся подвигом своих дедов и прадедов!
3 группа
Атамань – это музей под открытым небом! Это страницы прошлого нашей земли!
4 группа
Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года. Это спортивные надежды Краснодарского края и России!
5 группа
Кубань - житница России. Хлеб – это богатство, которым наградила щедрая природа кубанские земли.
6 группа
Край наш красив и богат. Это бескрайние степи и высокие горы, леса, реки и лиманы, голубая даль Чёрного и Азовского морей.
7 группа
Кубанцы бережно хранят православные традиции.
8 группа
Староминская – сердцу близкая. Разве можно не любить тебя.
(Слайд 42) Вот и распустил свои яркие лепестки символ нашего урока – подсолнух. В течение учебного года мы с вами будем получать, расширять знания по изучению истории, культуры, традиций нашего края и готовиться к празднованию 75-летия образования Краснодарского края. Сегодняшний урок дал старт для подготовки празднования этого юбилея.
IV. Итог урока.
Ребята, впереди у вас новый учебный год, новая ступенька школьной лестницы. Учитесь, думайте, мечтайте и помните, что вы – будущее Краснодарского края, от вас зависит, какой будет земля наших дедов и отцов, будьте достойны её прошлого, в ваших руках её будущее!
- Как вы думаете, что вы можете сделать, чтобы стать достойным гражданином родного края? (Ответы детей)
Ты цвети, моя Кубань,
Становись всё краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
Рефлексия.
Учащиеся показывают своё отношение к уроку при помощи символа урока – подсолнуха.
Учащиеся дарят гостям заранее изготовленные сувениры с изображением подсолнухов. (Звучит песня «Ой да, Краснодарский край»)
Урок окончен. (Слайд 4)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капуста Светлана Леонидовна
→ СветланаКапуста 12.10.2012 1 5035 585 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.