Рабочая программа "Литературное краеведение"; 5 класс, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Минусинская школа № 8»

 

 

 

 

Утверждаю:

Директор КГБОУ

«Минусинская школа № 8»

 

 

____________________ Д.С. Бушмакин

______ августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Литературное краеведение

5 - класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-20202 учебный год

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета литературное краеведение для 5 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью. (Вариант ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1. соответствии с учебным планом школы.

 

Цель программы: способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей Красноярского края, показать величие нашего народа, его душевную красоту, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края в процессе занятий литературным краеведением.

 

Задачи

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную речи учащихся;

  • формировать представления о литературном краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • ознакомить с историей и современной жизнью Красноярского края, с его достопримечательностями;

  • расширить знания обучающихся о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях народа, проживающего на территории Красноярского края;

  • формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре;

  • воспитывать любовь к природе и формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • формирование толерантности и толерантного поведения;

  • развивать чувство гордости за свой край через знакомство со страницами его прошлого и настоящего посредством литературных произведений;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • стимулирование обучающихся на участия в повседневной реальной жизни своего города и школы;

  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения;

  • изучения истории края через рассказы и беседы сотрудников школы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, экскурсий, просмотра видеофильмов, ресурсов сети Интернета.

Место предмета в учебном плане

Объём учебной нагрузки

(34 недели)

классы

5 класс. (1 ч.)

34 ч.

Общая характеристика предмета

 Включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Обучающиеся знакомятся с произведениями, которые пополняют знания детей о родном крае, об окружающем мире, о жизни своих соотечественников, их труде. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и вне учебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного краеведения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Обучающие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования.

  Программа знакомит обучающихся с доступного их возраста историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Предлагает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Учитывая задачи школы, предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных знаний обучающимисяВ программе выделены практические работы, экскурсии.   Включает в себя материал, не содержащийся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по чтению (литературному чтению), знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Красноярского края, устного народного творчества. Способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, формирует у учащихся высокую гражданскую позицию, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

 

 

Национально-региональный компонент

Программа знакомит обучающихся с творчеством поэтов и писателей Красноярского края;

-формирует учебные умения понимать воспринимать произведения красноярских авторов;

-развивает лексику, грамматику и связную речь учащихся на основе изучения фольклора Красноярского края;

-воспитывает любовь к родному краю путем знакомства с основным содержанием произведений устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края, художественных произведений писателей и поэтов;

- знакомит с национальными особенностями Красноярского края;

- способствует формированию гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству земляков - писателей и поэтов;

- способствует развитию эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, активного воображения, потребности в постепенном самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края; устной речи учащихся;

- способствует обогащению духовного мира обучающихся путём приобщения их к произведениям устного народного творчества народов, проживающих на территории Красноярского края.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературному краеведению является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Виды и формы контроля

 

  • Текущий (беседа по вопросам, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, рассказ, по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям, составление характеристики героя).

  • Тематический (чтение наизусть стихотворений, проверка уровня начитанности, выполнение творческих заданий, например, составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку; инсценирования произведения, конкурс на самого лучшего в мире рассказчика, проекты, контрольная работа, тестирование).

  • Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы; составление рассказа, составление плана произведения, пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.

Итоговый контроль в виде контрольной работы.

Методы обучения:

• словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),

• наглядные (наблюдение, показ педагогом приемов выполнения, показ

видеоматериалов, иллюстраций).

• практические.

 

Устные

- проверка навыков чтения;

- пересказ прочитанного;

- ответы на вопросы;

- взаимопроверка.

Письменные

- индивидуальные письменные задания;

- письменные задания по раздаточному материалу;

- тестирование.

Практические

- работа с дополнительной литературой; с ресурсами Интернета;

- составление таблиц, схем, плана прочитанного, ответа;

-экскурсии;

- встречи с творческой интеллигенцией,

- посещение библиотек и библиотечных фондов-

- викторины, конкурсы;

- работа над проектами.

Индивидуальные

- дифференцированные задания.

Фронтальные

- работа над понятием, датами и др.

Групповые

урок сообщения новых знаний, урок формирования и

закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, комбинированный урок.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся 5 класса необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Возможно, в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка - мотивированной.

 

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений;

  • чтение всего текста без логических пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения, выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах лёгкие тексты - самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно: твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливание частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделить основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Уровень развития устной речи

Высокий - полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается более одной неточности в речи

Средний- ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов

Низкий - ученик отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении предложений

Критерии оценивания выполнения ответов письменных работ, обучающихся:

Оценка «3» - Выполнено не менее 50% объёма работы;

Оценка «4» - Выполнено не менее 75% объёма работы;

Оценка «5» - Работа не содержит ошибок.

Особенности психофизического развития обучающихся

В данной рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости литературе, усвоенным знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по предмету, который доступен большинству учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В связи с тем, что обучающихся с умственной отсталостью легкой степени имеют разную глубину дефекта в развитии психических функций познавательной сферы, при обучении используется разноуровневый подход. Состав обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в классе делится на 4 группы:

Учащиеся I группы ( ) с достаточным уровнем развития. Они отличаются высокой работоспособностью, владеют связной речью, свободно выражают свои мысли, легко выполняют инструкции учителя. Задания выполняют самостоятельно, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Учащиеся II группы ( ) – в ходе обучения испытывают некоторые затруднения. Они понимают объяснения учителя, запоминают изучаемый материал, но сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются, поэтому им нужна помощь учителя и при самостоятельных заданиях. Не всегда могут найти и исправить свои ошибки. Темп работы на уроке замедленный, чтение с не большим количеством ошибок, ответы на вопросы часто однословные (хотя и правильные).

Учащиеся III группы ( ) – усваивают программный материал слабо, темп работы на уроке снижен, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-логической), требуется дополнительное объяснение, меньший объём материала, во фронтальной работе почти не участвуют, читают с ошибками, допуская искажение текста, на вопросы отвечают с помощью учителя. Деятельность этой группы нужно постоянно организовывать и активизировать, повышать мотивацию к учению.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.

Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма. Испытывая большие трудности при звукобуквенном анализе, они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Группы учащихся могут переходить из одной группы в другую по результатам успеваемости.

Межпредметные связи

Уроки литературного краеведения тесно связаны с историей, окружающим миром, различными видами декоративно-прикладного, музыкального, изобразительного искусства. Это расширит кругозор обучающихся, даст наглядное представление об исторических процессах, поможет понять истоки народных обычаев.

Требования к уровню подготовки обучающихся. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное краеведение» 5 класс.

  • Личностные результаты

  • развитие нравственных чувств, регулирующие моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями писателей Красноярского края;

  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;

  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

  • способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

  • умение строить сообщения в устной форме;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  • умение формировать собственное мнение;

  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

  • умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  • умение соблюдать при чтении информационное оформление предложений

  • (тон, громкость чтения, логические ударения);

  • способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный выборочный, по ролям);

  • - способность выделять главную мысль произведения;

  • способность участвовать в беседе;

  • - умение делать текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

  • способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их

  • поступкам;

  • способность заучивать стихотворения наизусть;

  • способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

Основные требования к умениям обучающихся

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

  • 1-й уровень (минимальный)

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам произведения писателей и поэтов Красноярского края;

  • находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;

  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей обучающихся;

  • 2-й уровень (достаточный)

  • читать осознанно, правильно, выразительно, текст целыми словами, в трудных случаях – по слогам произведения писателей и поэтов Красноярского края;

  • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты – самостоятельно;

  • заучивать стихотворения наизусть

  • выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;

Изучение предмета «Литературное краеведение» направлено на формирование базовых учебных действий:

Личностные учебные действия:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Коммуникативные учебные действия:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Система оценки БУД. Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.

Примерная тематика произведений поэтов и писателей Красноярского края: произведения о Красноярском крае, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

-литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

-присказка, зачин, диалог, произведение.

-герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

-стихотворение, рифма, строка, строфа.

-средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

-элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Учебно-тематический план

1 четверть (9 недель)

 

Наименование разделов

 

Кол-во часов

 

Текущая, промежуточная аттестация (тема)

План

факт

«Край родной, Красноярский».

8ч.

8ч.

Контрольная работа по теме: «Край родной, Красноярский».

25.10.21.

 

(8ч.)

(8ч.)

 

2 четверть (7 недель)

Наименование разделов

 

Кол-во часов

 

Текущая, промежуточная аттестация (тема)

План

факт

«Фольклорные традиции народов и народностей, проживающих на территории Красноярского края».

8ч.

8ч.

Контрольная работа по теме: «Фольклорные традиции народов и народностей, проживающих на территории Красноярского края». 20.12.21.

 

(8ч.)

(8ч.)

 

3 четверть (10 недель)

Наименование разделов

 

 

 

Кол-во часов

Текущая, промежуточная аттестация (тема)

 

План

факт

«Человек и природа».

9ч.

9ч.

Контрольная работа по теме: «Человек и природа». 14.03.22.

 

(9ч.)

(9ч.)

 

4 четверть (8 недель)

Наименование разделов

 

 

 

Кол-во часов

Текущая, промежуточная аттестация (тема)

 

 

План

факт

«Нравственный мир."( Мир людей: взрослые и дети)

9ч.

9ч.

Контрольная работа по теме:

«Нравственный мир."

 

(9ч.)

(9ч.)

 

 

34ч.

34ч.

 

 

 

Содержание программы

                            

«Край родной, Красноярский».

И. Рождественский. "Мой Край".

А Третьяков. "Веками прирастать Сибирью будет."

К. Л. Лисовский "Березка".

 В.Н. Белкин "Утро в Саянах".

Н.В. Гайдук. Стихотворения " Выпал снег на июньские травы", "В борах и раздольях".

В.П. Астафьев "Зорькина песня".

«Фольклорные традиции народов и народностей, проживающих на территории Красноярского края».

Считалки, Загадки.

Пословицы и поговорки коренных народов, проживающих на территории Красноярского края.

Ненецкая сказка: "Белый медведь и бурый медведь".

Эвенкийская сказка: "Росомаха и лисица".

Нганасанская сказка: "Отчего у лысы на груди белая шерсть".

Кетская сказка: "Птичка невеличка".

Долганская сказка: «Предприимчивый бедняк".

Селькупская сказка: "Хозяйка огня".

 «Человек и природа».

Н.С. Устинович - «Друзья".

Н.С. Устинович - «Лебединая дружба."

В.П. Астафьев -" Гуси в полынье".

В.П. Астафьев -«Стрижонок Скрип

В.П. Астафьев -"Пролетный гусь".

«Нравственный мир." (Мир людей: взрослые и дети).

В. П. Астафьев- " Васюткино озеро".

В. П. Астафьев- " Ангел - хранитель" (из повести "Последний поклон").

В.П. Астафьев -" Далекая и близкая Сказка." (рассказы из детства).

К. Л. Лисовский- "Мальчик".

И.И. Пантелеев -«Зеленый". характеристикой персонажей. Пересказ рассказа.

 

 

 

Сведения о материально-техническом оснащении учебно-наглядными

пособиями и оборудование

Учебно-наглядные пособия и оборудование

Количество

шт.

Учебные программы и учебники:

 

Методические рекомендации (Чтение 5-9 классы.) Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.И. Шишкова М.: Просвещение, 2017г.

 

Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Красноярского края. (национально- региональный компонент)., 1,2 части составитель Е. А. Чубарова – Красноярск. Поликом. 2007.-166с.

 

Учебник Г. М. Гусева, Т. И. Островская - 5 класс Гуманитарный издательский центр «Владос». 2008 г..

 

Пособие для учителей. В. Г. Петрова Обучение учащихся во вспомогательной школе / М.: Просвещение, 1982 г.

 

Пособие для учителя Н. М. Барская, Л. А. Нисневич Обучение русскому языку и чтению в 5-9 классах вспомогательной школы / М.: Просвещение, 1992 г.

 

Е. Д. Худенко Коррекционно-развивающие уроки / М.: Просвещение, 2005г

 

А. А. Стешиц Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения / М.: Наука, 2004 г..

 

Т. А. Подколзина Чтение текста одновременно с учителем /М.: Просвещение, 2003 г..

 

Е. Н. Соловьёва Методика работы с детьми, у которых слабая память и внимание / М.: Знание, 1989 г..

 

Каменова А. В. Обучение грамоте / М.: Просвещение, 1969 г..

 

Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения / М.: Просвещение, 1991 г..

 

Родная речь. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. /Составитель М. В. Голованова и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2004 г..

 

8 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»:

[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru

 

Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

 

Библиотека классической русской литературы: [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.klassika.ru

 

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. «Крылатые слова» М.: Правда, 1986г.

 

Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых – девятых классов. – СПб. - КАРО, 2005 (Серия «Коррекционная педагогика»).

 

Ильина С. Ю. Уроки чтения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида, 2006.

 

Печатные пособия: Комплект таблиц «Литература 5 класс» - 1

 

Портреты поэтов и писателей: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Бианки, Б. Житков, К. Паустовский, Д. Хармс, Г. Скребицкий

 

Художественная литература:

1. Астафьев, В.П. Стрижонок Скрип / Сост. Н.Я. Сакова. – Красноярск: Платина, 2004. – 16 с.

2. Ермаков, В.И. Почему Олень быстро бегает [Текст] // В. И. Ермаков // Ермаков В.И. Малая медведица: сказки народов Севера / В.И. Ермаков; худож. Л. Егорова, В. Егоров. – Красноярск, 2001. – С. 17-18

3. Легенды и сказания Красноярского края [Текст] / Сост. Т.В. Привалова. - Красноярск: Амальгама, 2004. – 48 с.

4. Белый медведь и бурый медведь // Сказки народов Сибири / Сост. Г.А. Смирнова. – Красноярск, 1992. – С. 147-149

5. Белкин, В.Н. Весна в тайге [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. Кто ты на этом свете? стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 15.

6. Белкин, В.Н. Белые леса [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В Н. Кто ты на этом свете? стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 65.

7. Белкин, В.Н. Едва прикрыта ветошью ветвей… [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. Кто ты на этом свете? стихи / В.Н. Белкин. – Красноярск, 1989. – С. 65.

8. Белкин, В.Н. Лето [Текст] / В.Н. Белкин // Белкин, В.Н. И век, и вечность…: поэтическая быль о стране Дивногории. – Красноярск, 1996. – С. 41.

9. Лисовский, К.Л. Берёзка [Текст] / К.Л. Лисовский // Лисовский, К.Л. Гостеприимство: книга стихов / К.Л. Лисовский. – М., 1979. - С. 168.

10. Рождественский, И.Д. Осень [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу: Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 69.

11. Рождественский, И.Д. Цветы тундры [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу: Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 106.

12. Рождественский, И.Д. Полярный мак [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу: Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 118.

13. Рождественский, И.Д. С лугов приносишь Енисея… [Текст] / И.Д. Рождественский // Рождественский, И.Д. Я к Енисею прихожу, как к другу: Избранное / И.Д. Рождественский; худож. С.Ф. Туров. – Красноярск, 1980. – С. 204.

14. Яхнин, З.Я. Цветы подо льдом [Текст] / З.Я. Яхнин // Яхнин, З.Я. Ступени: стихотворения и поэмы / З.Я. Яхнин; предисл. М.Д. Сергеева. – Красноярск, 1988. – С. 128.

15. Яхнин, З.Я. Карликовая берёзка [Текст] / З.Я. Яхнин // Яхнин, З.Я. Ступени: стихотворения и поэмы / З.Я. Яхнин; предисл. М.Д. Сергеева. – Красноярск, 1988. – С. 129.

16. Астафьев, В.П. Белогрудка [Текст] / В. П. Астафьев // Астафьев, В.П. Далёкая и близкая сказка: рассказы, затеси /

В.П. Астафьев; предисл. В. Курбатова. - Иркутск, 2008. - С. 51-57.

17. Валеев, М. Воробышек [Текст] / М. Валеев // Валеев, М. Воробышек: очерки, рассказы. – Красноярск, 2016. – С. 85-90.

18. Волокитин, Н.И. Светка – синяя беретка [Текст] / Н. И. Волокитин // Волокитин, Н.И. Светка – синяя беретка: рассказы и повести / Н.И. Волокитин; худож. В. Л. Довбышев. – Красноярск, 1992. – С. 22-31.

19. «Слово родного края». Книга для чтения в младших классах. Составители В. К. Размахнина, А. И. Алехин. Красноярское книжное издательство, 1997.

20. «Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока». Составитель Владимир Санги. Красноярское книжное издательство, 1989.

21. «Люблю и верую». Стихотворения. Составитель З. Я. Яхнин. Красноярское книжное издательство, 1991.

22. «Отсветы лет». Стихи. Тамара Арчинекова. Алексей Щука. Хакасское книжное издательство. Абакан. 1993. 23. «Пусть детство не кончается». А. В. Зарубенко. Стихи и сказки для детей дошкольного возраста.

ООО «Офсет-сервис». г. Минусинск.

24. «За окошком вечер…», А.В. Зарубенко. Стихи разных лет. Минусинск, 2005г

25.Большая Медведица: сказки народов Севера /пер. В. Ермакова. -Красноярск: Кн. Изд.-во,1990. -398с.

26.Хороброва Т.А. Мой край – мой дом: Книга для чтения в 5 классе. – Красноярск, 2006. - 77 с.

27.Устинович Н.С. Повести и рассказы. «Саня Лосев», Красноярское книжное издательство, 1979г.

 

Материально-техническая база реализации адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к классу для осуществления образовательного и коррекционно- развивающего процесса.

Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации

учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Учет особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают

необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в старших ― иллюстративной и символической).

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Рабочая программа "Литературное краеведение"; 5 класс, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Которобай Ирина Анатольевна  Публикатор
26.01.2022 0 781 134

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК