Слайд 1
Дифференцированные
технологии
как средство развития
познавательной деятельности
учащихся в классах КРО
Учитель русского языка и литературы
Панкина Надежда Николаевна
#1SM####################################################1#S#M#####��Fc####��Fc####�]�c########p^�c######## _�c########�_�c########�`�c############Xa�c########�a�c
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ КРО.
Панкина Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ сош № 7 города Сургута.
Тема моего выступления « Дифференцированные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в классах КРО».
Работая много лет в классах VII вида , я не случайно выбрала именно эту тему самообразования.
Наблюдения показали, что учащиеся классов КРО нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в обучении и поведении. Этих школьников отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая: запоминание механическое. Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
В процессе учебной работы у таких учеников быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания либо отвлекаются. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюдаются некоторые особенности в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, другие наоборот вялы, медлительны, заторможены. Часто из- за боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.
Поэтому для таких детей важно создать такие условия познавательной деятельности, которые могут содействовать формированию и развитию познавательных потребностей каждого ребенка.
Цель моей деятельности: создание условий для преодоления противоречий между школьными и учебными возможностями детей с задержкой психического развития.
Модернизация образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения, требует от каждого образовательного учреждения и от учителя конкретной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в дальнейшей жизни для решения практических задач.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, определенные задачи:
1. Развитие учебной мотивации в познавательной деятельности обучающихся.
2. Вовлечение учащихся в активный процесс познания и предупреждение их
неуспеваемости.
3. Формирование всесторонне развитой личности и сохранение здоровья детей.
В применении на уроках современных образовательных технологий я нашла один из путей эффективного качественного обучения учащихся классов КРО. Это, на мой взгляд, использование технологии индивидуализации и дифференциации. Я познакомилась с теоретическими основами технологии индивидуализации обучения Инге Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова; дифференциации обучения В.В. Фирсова «Уровневая дифференциация», заимствовав у них эффективные и приемлемые формы и методы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Технология И. Унт, А.С. Границкой и В.Д. Шадрикова позволяет мотивировать сам процесс обучения, дает возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня доступен, возможен, а завтра продвигаться дальше.
Для моих учеников индивидуализация и дифференциация имеет огромное значение: дети видят свои результаты, чувствуют, что у них получается, и стараются делать лучше.
Как я реализую это на практике?
В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Вторым, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической) /приложение 1/. На уроке учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности - что сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях. Двойка, полученная за один вид работы, не расстраивает ученика, что является гарантом его продуктивной работы в течение всего урока. В конце урока, анализируя карту самоконтроля, ученик четко представляет свое домашнее задание, и у некоторых ребят оно индивидуальное. Дети, получившие отличные оценки за все виды работы, поощряются, не получают домашнего задания (но это случается не часто). Такой прием удобен и для учителя: он видит каждого ученика и имеет возможность логичного перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимися.
Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют на обобщающих уроках, после изучения определенной темы (например, в 9-ом классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения”) /приложение 2/.
Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет. Критерии - это ключевые моменты урока. Видит это и учитель. После анализа таблицы - выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант). Это оперативная помощь в процессе усвоения и закрепления материала, она формирует умение общаться, то есть развивает коммуникативные навыки, воспитывает у детей готовность к взаимодействию и взаимопомощи, способствует снижению тревожности у учащихся и сохранению их психического здоровья .
Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. На уроке провожу дифференциацию заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Использую разноуровневые задания - карточки и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми /приложение 3/. С пятого класса сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.
Дифференцированный подход на основе индивидуализации использую и при подборе домашнего задания. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, более сильного ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития.
Итоговый контроль также организую дифференцированно: контрольные работы, тесты носят разноуровневый характер /приложение 4/.
Проявляя заботу о здоровье детей, на своих уроках созданию адекватные условия обучения для каждого ученика, учитывающие индивидуальные (конституционные, психофизиологические, нервно- психические), общие и специальные способности школьника, которые являются важнейшим аспектом охраны детства. Мерой профилактики возможных трудностей становится обогащение содержания учебной работы системой разнообразных коррекционно- развивающих упражнений по развитию внимания, памяти, мышления учащихся.
Упражнения, направленные на развитие внимания: /приложение 5/
1. «Пронумерованные слова».
2. «Подбери слова».
3. «Расположи слова».
Задача этих упражнений: развитие произвольного внимания, избирательности, концентрации, объема.
Упражнения, направленные на развитие памяти: /приложение 6/
1. «У кого ряд длиннее?»
2. «Объедини слова».
3. «Игра «Пиктограммы»
Задача этих упражнений: развитие непосредственной вербальной памяти, логической памяти, установление ассоциативных связей и опосредованной произвольной памяти.
Упражнения, направленные на развитие мышления: /приложение 7/
1. «Составь слова».
2. «Поставь значки».
3. «Выбери главное».
4. «Четвертый лишний».
Задача этих упражнений: развитие логического мышления, процессов анализа
и синтеза установления закономерности.
Нельзя добиться высоких результатов, не проводя диагностики знаний и умений учащихся. Неотъемлемой частью моей работы является ведение мониторинга знаний учащихся /приложение 8/, что позволяет держать в поле зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, вовремя организовать индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время.
Индивидуализация и дифференциация обучения позволяет интегрировать формы работы на уроке (индивидуальную и групповую). Групповая форма развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть развивает их коммуникативные навыки.
Диагностика качества знаний учащихся убедила меня в правильности выбранного пути. Индивидуализация и дифференциация обучения способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес.
Применение дифференцированных технологий в обучении учащихся классов КРО помогло в решении проблемы организации контроля за сформированностью компетенций и, как следствие, в достижении результатов в образовании моих учеников.
Литература:
1. Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль,1995
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998
3. Третьяков П.И. Управление качеством образования. – М.,2003
4. Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуализации обучения. – М.:Педагогика,1990
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
6. Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
7. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007
8. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1997
9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.-Ярославль, 1998
10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 2001
11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль,1997
12. Неупокоева Н.М. Психокоррекционная работа:Метод. реком. для учителей. - М., 2001
Приложение 1
Индивидуальная карта поурочного самоконтроля
|
|
|
|
|
|
|
Дата |
Самооцека |
Оценка орфографи- ческой работы |
Оценка грамматической работы |
Оценка пунктуацион ной работы |
Общая оценка за урок |
Шаги предприни маемой деятельности |
|
|
|
|
|
|
Что сделать |
Приложение 2
Индивидуальная карта самоконтроля (тематическая)_
№ |
Критерии |
Оценка |
1. |
Знание теоретического материала по теме |
|
2. |
Умение определять вид придаточного предложения в СПП |
|
3. |
Умение строить схемы СПП |
|
4. |
Умение составлять схемы СПП |
|
5. |
Умение использовать СПП в устной и письменной речи |
|
Итоговая оценка |
|
Приложение 3
Имя прилагательное, 5 класс
Первая группа – составить текст на тему «Моя семья», используя имена прилагательные Вторая группа – «украсить» текст, вставив на месте пропусков имена прилагательные Зовут лисенка Рыжиком. Это … … хищник. … шерстка его так густа и мягка, что хочется гладить ее без конца. Кончик … хвоста совсем … . … глаза лисенка смотрят лукаво. Третья группа – составить предложения из данных слов, подчеркнуть имена прилагательные Над, глубокий, снега, синеть, нежный, небо. Прыгать, полянка, по, заяц, белый. В, лиственный, лес, от, ветер, легкий, слышать, зеленый, шум. |
Разноуровневые карточки-задания по теме «Сложноподчиненные предложения»,
9 класс
Задание. Расставить знаки препинания
(В)высь взл…тает Сокол жмется Уж к земле. (М.Г.) Хотелось рисовать кисти выпадали из рук. Посмотрит рублем подарит. Кукушка закуковала пора сеять лен.(Посл.) |
Задание. Опустив выделенные слова, расставить знаки препинания 1.Когда дождь кончился, мы пошли в горы. 2. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. 3. Шофер нажал на тормоз, но машина не остановилась. Если скажешь слово, прибавят десять. |
Приложение 4
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения», 8 класс
№ |
Предложение |
Вид предложения |
Подлежащее |
Сказуемое |
Способ выражения |
1 |
Не обижайся на меня, пожалуйста. |
о/л |
- |
+ |
Глагол в ед. ч., во 2-м лице |
2 |
Поздний вечер. |
назывное |
+ |
- |
Сущ. в им. п. |
3 |
Принесли почту. |
н/л |
_ |
+ |
Глагол в прош. вр., мн. ч. |
Приложение 5
Упражнения по развитию внимания.
«Пронумерованные слова».
Задача: развитие произвольного внимания (избирательность).
Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на пронумерованные слова. Задача учеников — запомнить каждое слово и его порядочный номер. На это отводится ровно 15 секунд.
ПАРТА
СТОЛ
ОКНО
СОСНА
ТЕТРАДЬ
ОБЛАКО
ПИРОГ
РЕБЕНОК
Затем слова закрываются листком бумаги. Учитель просит учащихся посмотреть на те же самые слова, но расположенные уже в ином порядке, и поставить рядом с каждым из них тот номер, под которым оно было записано первоначально.
СОСНА
ПАРТА
СТОЛ
ОКНО
ПИРОГ
ТЕТРАДЬ
РЕБЕНОК
ОБЛАКО
Проверяется правильность выполнения задания.
Далее задание усложняется. Учитель просит учащихся написать против каждого номера то слово, которое ему соответствовало:
«Подбери слова»
Задача: развитие произвольного внимания (объем).
Учитель задает первый слог, а ученики должны подобрать к нему другие слоги, чтобы получилось слово.
Например:
бот бан года
са зак беда
ро та ка лач по суда
дник мень чва
за мин кос
дина рась рог
«Расположи слова»
Задача: развитие произвольного внимания (устойчивость).
Материал к заданию: демонстрационные пары карточек со словами (10 пар).
Учитель сначала объясняет ученикам, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукты. Этим словом можно назвать яблоки, груши, персики, бананы и т.д. Но есть слова, которые указывают на меньшее число похожих предметов и являются частными, конкретными понятиями, например, слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но они могут быть большими и маленькими, красными и зелеными, спелыми и неспелыми, сочными и несочными и др. Очень важно уметь обобщать понятия, т.е. уметь подбирать к частному понятию более общее.
Затем учитель показывает две карточки со словами, обозначающими общее и частное понятия (на каждой карточке написано по одному слову). Ученики должны сравнить их и слева расположить слово, обозначающее частное понятие, справа слово, обозначающее общее понятие. Для примера учитель показывает карточки со словами овощи и огурец. Поскольку слово огурец является частным понятием, карточка с этим словом располагается слева, а карточка со словом овощи- справа. Затем учащиеся по очереди выполняют задания. Ответы учеников обсуждаются.
Слова для предъявления:
Время года — осень.
Осадки — дождь.
Глаза — орган чувств.
Топливо — уголь.
Полезное ископаемое — песок.
Север — сторона горизонта.
Пчела — насекомое.
Океан — Тихий океан.
Малина — кустарник.
Озеро — водоем.
Приложение 6
Упражнения по развитию памяти.
«У кого ряд длиннее?»
Задача: развитие непосредственной вербальной памяти.
Учитель называет какое- либо существительное, например, кот. Один из учеников повторяет его. Затем учитель добавляет другое слово, например, лист. Ученик повторяет : кот, лист. Далее учитель добавляет еще слово, например, груша. Ученик повторяет все слова: кот, лист, груша и т.д.
Примеры цепочек слов:
Рак, мост, халат, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, едро.
Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружье, вертолет, автобус, одеяло, арбуз, мыло.
«Объедини слова»
Задача: развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Учитель называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи между ними и таким образом объединить их.
Например: даны пары слов кот — лист. Возможно их объединение на основе такой ассоциативной связи, как кот играет с листом либо кот спрятался под листом от дождя и т.д.
Игра «Пиктограммы»
Цель: развитие опосредованной произвольной памяти.
Ученику выделяется лист бумаги, разделенной на 20 клеток. Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний, которые учитель будет произносить с интервалом 7-10 секунд. При этом ученик должен в каждой клетке последовательно, в соответствии с названным учителем словом или словосочетанием рисовать какое- либо его условное обозначение — пиктограмму, не используя при этом буквы и цифры. Через 10-15 минут ученику необходимо «расшифровать» свои пиктограммы, т.е. вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в клетках под соответствующей пиктограммой.
Примеры набора слов:
1. веселый 2. радость
праздник гнев
хороший скорость
товарищ мальчик - трус
мороз отчаяние
справедливость быстрый человек
3. успех 4. сомнение
смелый поступок зависть
дружба сила воли
печаль болезнь
вкусный ужин теплый ветер
Приложение 7
Упражнения по развитию мышления.
«Состав слова»
Задача: развитие логического мышления (процессы синтеза).
А. Учитель называет ученикам и записывает на доске какое- либо слово, из букв которого нужно составить как можно больше слов. Например, дано слово топор. Можно составить такие слова: ропот, тор, рот, порт, пот и т.д.
Слова для предъявления: комар, сверло, десна, человек, полька, примус.
Б. Используя все предложенные буквы, ученики должны составить как можно больше слов.
Предлагаются следующие наборы букв:
т, у, ш, а, к а, а, к, н, б
о, к, т о, о, е, п, е, к
В. К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов (имен существительных в единственном числе и именительном падеже):
м, к, л ж, к, п ж, ц
в, г, д н, л, с, к б, р, щ,
с, к, р, т, ф, х р, д
«Выбери главное»
Задача: развитие словесно- логического мышления (выделение существенных признаков).
Материалы к заданию: на доске учитель заранее пишет ряды слов: первые слова — прописными буквами, остальные строчными и в скобках.
Ученики должны подобрать к слову, написанному прописными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
Например:
УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска).
Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения.
Наборы слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист).
ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные).
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
РЕКА (берег, рыболов, тина, вода).
КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читатели, библиотекарь).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие мышления (процессов обобщения, установление закономерностей).
Материалы к заданию:
Вариант А:
10 листов с наклеенными на них 4 картинками.
Ученик должен рассмотреть группы картинок, определить, какая из них «лишняя», дать объяснение, назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.
Примерный набор картинок:
Мак, ромашка, роза,
Чашка, блюдце, суп, тарелка.
Чашка, кастрюля, тарелка, стакан.
Коза, курица, корова, овца.
Машина, самолет, автобус, троллейбус.
Яблоко, персик, огурец, груша.
Помидор, баклажан, перец, слива.
Молоко, сметана, каша, сыр.
Чайник, стул, стол, шкаф.
Карандаш, портфель, тетрадь, шляпа.
Вариант Б:
Ученику зачитывают четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно не подходит к остальным. Предлагается найти «лишнее» слово и объяснить свое решение.
Примерный набор слов:
Книга, портфель, чемодан, кошелек.
Дедушка, учитель, папа, мама.
Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
Минута, час, секунда, вечер.
Часы, очки, весы, термометр.
Автор: Панкина Надежда Никоалевна
→ Июньская 16.04.2011 5 5049 755 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.