Статья предназначена для педагогов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
В статье представлен опыт по организации работы по образовательной области «Физическое развитие» с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации. Система работы соответствует требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО и особым образовательным потребностям данной категории дошкольников. В предложенной статье описана взаимосвязь между двигательной активностью и речью.
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.
Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии.
Внимание - это сосредоточенность психической деятельности ребенка в данный момент времени на каком-либо реальном объекте. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном возрасте.
Изучение сенсорного развития детей с нарушением слуха имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для разработки научно-обоснованной системы обучения и воспитания данной категории детей. Неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые происходят в его поле зрения (а также, конечно, на конкретные действия - тактильные и вибрационные). У него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, то есть нарушается одно из главных условий нормального развития.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Это обусловлено их значительной коррекционно-развивающей, воспитательной ролью в развитии школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам.
Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; воображения и творческой активности; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях.
Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих и слабослышащих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества.
В настоящее время огромное внимание уделяют использованию информационно-коммуникационных технологий в школе во внеурочной деятельности, что обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся к компьютерным технологиям,что позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей с ОВЗ.
Ни для кого не секрет, что урок математики для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является одним из труднейших, поэтому многие относятся к нему без особого интереса. И в связи с этим перед педагогом встает задача преодоления умственной инертности и равнодушия. Одним из средств повышения эффективности урока математики является правильная организация устного счета.
Итоговая комплексная работа для обучающихся 9 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы обучения детей с интеллектуальными нарушениями
Проблема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна. Социализация и интеграция детей с проблемами слуха невозможна, если ребёнок, не научиться общаться с людьми,не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным.
В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача школ для детей с нарушением слуха является подготовка обучающихся к активной самостоятельной жизни, создание условий для их полной реабилитации и социализации.
В данной статье описаны особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления является речь. Проблема речевого развития детей с нарушением слуха особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий в систематической и комплексной оздоровительно-коррекционной работе с детьми с ТМНР.
Данный проект рассчитан на обучающихся коррекционной школы II вида старшего школьного возраста. Он позволяет участникам узнать свои возможности, реализовать свой интеллектуальный, личностный потенциал, определиться с выбором профессии. Он поможет учителю – предметнику повысить качество обучения, подчеркнуть свою психолого - педагогическую состоятельность. Проект окажет помощь родителям в разрешении проблемных ситуаций, связанных с профессиональным самоопределением детей.
В настоящее время одним из важных конкурсов является «Абилимпикс» – это международное некоммерческое движение, основной целью которого является содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Миссия движения «Абилимпикс» заключается в повышении социальной активности людей с инвалидностью, обеспечить их рабочими местами, дать возможность совершенствования их профессиональных навыков.
В ходе многолетнего опыта работы мною было замечено, что умственно отсталые дети имеют крайне низкую мотивацию к обучению и сниженный интерес. Я неоднократно задавалась вопросом, как можно изменить данную ситуацию на уроках швейного дела. Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специально-коррекционной школы VIII вида, так как помогает нашим выпускникам успешно социализироваться в обществе.
Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, перестройка её на гуманистических основах с учетом развития современного общества. При решении этой задачи необходимо учитывать неоднородность групп детей, поступающих в наши школы.
Результаты наблюдений за становлением детской речи показывают, что развитие речи детей раннего возраста имеет ряд особенностей. Овладение структурой родного языка осуществляется ребёнком за достаточно короткий временной период. К 3-4 годам у ребёнка формируется так называемое ядро речи. Речь является социально опосредованной высшей психической функцией человека, развитие которой тесно связано с темпом созревания определённых структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением.
В статье раскрывается содержание работы с семьей особого ребенка, по повышению компетентности родителей в вопросах его развития и образования в рамках работы центра диагностики и консультирования для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов от рождения до 7 лет «Родничок».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации выходит на качественно новый уровень своего развития, соответствующий гуманистическим принципам международного права и новым, современным образовательным технологиям.
В коррекционной школе каждый предмет имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Не всегда фронтальные занятия дают положительный эффект. Каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития.
При формировании личности ребенка с отклонениями в психическом развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.
Систематизация методических приёмов по развитию мелкой моторики у детей с ТМНР.