Статья "Родничок" для детей и родителей"
«Родничок» для детей и родителей
В настоящее время проблема изучения возможностей семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью становится все более значимой. И одно из первых мест отводится консультативно-диагностической работе с семьей особого ребенка, обеспечении психолого-педагогической поддержки и повышении компетентности родителей в вопросах его развития и образования.
Работе с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью не случайно уделяется большое внимание. Контакт с окружающим миром для таких детей сужен, поэтому роль семьи возрастает многократно.
Сегодня формируются новые подходы в воспитании детей, социальный институт семьи нуждается в особом внимании. Особенно большие сложности в воспитании детей испытывают семьи, в которых дети имеют различные нарушения или являются инвалидами детства. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей.
Для оказания помощи таким семьям на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся, воспитанников по адаптированным образовательным программам №1 г.Энгельса» был создан Центр диагностики и консультирования для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов от рождения до 7 лет «Родничок».
Целью деятельности Центра «Родничок» является повышение качества семейного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью, в том числе от рождения до 3-х лет через повышение компетентности родителей путем предоставления на бесплатной основе комплексных услуг методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи высокого качества.
Деятельность Центра «Родничок» осуществляется с учетом личностных особенностей родителей.
«Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью» (В.В. Ткачева «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», с. 9)
В процессе работы специалисты Центра сталкиваются с проблемой личных установок родителей, которые препятствуют установлению контакта с ребенком: страх, неприятие очевидного, преувеличение возможностей ребенка и др. И в первую очередь возникает необходимость помощи родителям в формировании адекватного представления об особенностях ребенка. Каким образом?
На индивидуальной консультации выясняются сведения о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана. Анализ всех полученных материалов и продуктов деятельности ребенка - рисунки, поделки, предметы увлечений, так же важны для диагностического заключения с перспективой и планом помощи.
На индивидуальных занятиях с ребенком в присутствии родителя подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка. Родители обучаются новым формам общения со своим ребенком. В приоритете совместной с родителями работы оперативность, личный контакт, доступность в любое время, а также дистанционный формат общения.
Работа специалистов Центра с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью начинается с проведения комплексной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка.
В Центре «Родничок» работают высококвалифицированные специалисты ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г.Энгельса»: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, медицинские работники, инструктор по ЛФК.
В ходе диагностики выявляются особенности психического развития ребенка, выясняется, когда у него начали формироваться навыки самообслуживания, общения с детьми, определяется состояние моторики, характер игры и др. Изучаются не только отдельные психические процессы, но и личность ребенка в целом. Для этого в Центре организована группа кратковременного пребывания продолжительностью от 2 до 4 часов с учетом запросов родителей.
Работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью начинается с психолого-педагогического направления. Сначала педагог-психолог проводит диагностику ресурсных возможностей ребенка, определяет специфику его развития, темп деятельности, возможности социальной адаптации в детском коллективе и социуме, помогает родителям избежать просчетов в воспитании. Затем - психологическое изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии. Во главу угла ставится личностно-ориентированный подход к родителям, учитываются особенности ребенка, что обеспечивает уважение к ребенку и к каждому члену семьи.
Консультативно-диагностическую помощь родителям детей с ОВЗ и инвалидностью можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога со всеми специалистами Центра.
В задачи учителя-дефектолога входит диагностика соответствия уровня развития ребенка его возрасту, характер взаимодействия с окружающими предметами и людьми, адекватность поведения в различных ситуациях. Анализируется сформированность представлений об окружающем мире, уровень развития зрительно-моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи. Таким образом, выстраивается цикл комплексных развивающих занятий родителей совместно с детьми (пальчиковые игры, подвижные игры, творческие продуктивные занятия).
Учитель-логопед в ходе совместной логопедической консультации родителей и ребенка с ОВЗ или инвалидностью дает характеристику состоянию речи ребенка, устанавливает отсутствие или наличие речевых нарушений, определяет его первичность или вторичность. Затем обсуждает с родителями уровень речевого развития ребенка и проводит консультации по поводу приемов и методов дальнейшей логопедической работы.
Социальный педагог осуществляет социальное сопровождение семей: выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы; оказывает родителям консультационную социально-педагогическую помощь.
Важной частью консультативно-диагностической работы в Центре является консультирование врача-невролога. Он анализирует анамнестические данные и медицинские документы: выписки из истории болезни ребенка, соматический статус и перенесенные заболевания; выписка от врачей, у которых ребенок наблюдается и получает лечение. Все документы предоставляются родителями только на добровольных началах.
Все эти данные помогают в работе инструктора по ЛФК. Он проводит как индивидуальные беседы по укреплению физического здоровья с родителями, так и совместные занятия с родителями и ребенком. Если занятия физическими упражнениями для человека - это способ активного развития, то для ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью физическая культура является основным средством устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение детей к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе консультативно-диагностической работы Центра. Использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет своевременно предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ. Для проведения таких занятий в Центре имеется специально оснащенный кабинет.
Во время проведения консультаций после обсуждения одной проблемы у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. С учетом пожеланий родителей консультации проводятся в дистанционной форме, возможен выезд специалистов по месту жительства.
Деятельность специалистов консультативного центра заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком, в формировании практических навыков, получении современной и достоверной педагогической информации.
В «Родничке» родители становятся активными участниками диагностического и консультативного процесса. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, ощущают себя более компетентными в воспитании сына или дочери.
В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Таким образом, формируется активная родительская позиция и их адекватная самооценка.
За время работы «Родничка» родители детей-дошкольников с ОВЗ и инвалидностью получили более 2200 консультаций очно и дистанционно, методические рекомендации в форме публичного консультирования на официальном сайте школы-интерната и в группах социальных сетей ВКонтакте и Инстаграм.
В рамках Родительского клуба с одноименным названием специалисты Центра проводят активную просветительскую работу: семинары-практикумы и мастер-классы.
В ноябре 2020 года опыт работы центра «Родничок» был представлен на Всероссийском семинаре «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров/служб оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольные образовательные организации» в городе Москва.
Презентация результатов деятельности центра диагностики и консультирования для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей-инвалидов (от 0 до 7 лет) «Родничок» была проведена в режиме видеоконференцсвязи в декабре 2020 года на семинаре с участниками из 27 регионов Российской Федерации, а также республик Беларусь и Казахстан.
Институтом образования НИУ ВШЭ осуществлялся сбор и анализ лучших региональных и муниципальных практик поддержки родителей детей дошкольного возраста, преимущественно в возрасте до трех лет, на основании представленных экспертных заключений. Проект «Центр диагностики и консультирования для родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (от 0 до 7 лет) «Родничок» вошел в «Сборник лучших проектов консультационных центров», реализованных в 2020 году при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
Центр диагностики и консультирования – перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селиванова Н. С., Романова Ю. В.
→ Публикатор 11.01.2021 0 1098 213 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.