Статья "Дифференцированное обучение в коррекционных классах"
Дифференцированное обучение в коррекционных классах
Яхонтова Е.А.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Центр «Динамика»
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, перестройка её на гуманистических основах с учетом развития современного общества.
При решении этой задачи необходимо учитывать неоднородность групп детей, поступающих в наши школы.
Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из ряда психологических закономерностей, из необходимости учёта особенностей их физиологического, психического, интеллектуального и речевого развития:
- низкий уровень осведомлённости о предметах и явлениях окружающей среды,
- нарушена или с трудом усваивается ориентация в пространстве
- несформированность зрительно-пространственных функций,
- сниженная работоспособность,
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, снижение навыка саморегуляции и самоконтроля,
- недостаточность развития всех психических функций,
- бедность и неточность активного и пассивного словаря и др. особенности…
Известно, что все учащиеся отличаются своими возможностями, типами памяти, стилем восприятия окружающего, доминирующим ходом мышления, речевыми навыками и др. Поскольку одна из задач обучения – максимально возможное развитие всех учеников, то при выборе форм, методов и средств обучения необходимо учитывать их индивидуальный уровень развития.
Дифференцированный подход к учащимся состоит и не столько и не только в упрощении образования для отдельных групп учеников, а в специально продуманной системе помощи ученикам со стороны учителя. Такая помощь необходима при изучении нового материала, при закреплении, а также при выполнении домашнего задания.
При организации дифференцированной помощи необходимо учитывать:
- уровни усвоения программного материала (высокий, средний, ниже среднего),
- особенности ведущего способа познавательной деятельности учащихся (аудиальный, визуальный, кинестетический)
- степень сложности учебного материала,
-особенности развития учащихся и состояние их здоровья,
-отношение ученика к предмету,
-уровень его познавательного интереса,
- леворукость,
-ведущий сенсорный канал восприятия,
-уровень сформированности умений и навыков по предмету и общедидактических умений и навыков,
- эмоциональную восприимчивость, адекватность эмоциональной реакции на неудачу,
- уровень самостоятельности учащихся,
- материально-техническое оснащение класса.
Учащиеся могут быть разделены на три группы:
- дети, которые хорошо воспринимают материал и ряд заданий могут выполнять самостоятельною,
- дети, которые работают с помощью учителя,
- дети, которые работают только с помощью учителя
Состав групп может меняться в зависимости от типа урока или вида задания.
Виды работ, которые подбираются в соответствии с выделенной группой учащихся:
-
Самостоятельное выполнения задания полностью или частично.
-
С помощью наводящих вопросов.
-
С помощью учителя(устная или письменная подсказка).
-
Только с помощью учителя.
-
С помощью опорной таблицы и учителя.
-
С помощью опоры и алгоритма к ней.
-
Выполнение заданий с элементов творчества.
-
На основе данного словаря.
-
Формулировка вывода на основании самостоятельно сделанного анализа.
-
Дополнение формулировки вывода, подготовленного учителем (вставить нужные слова, закончить фразу и т.п.)
-
Использование готовых приемов деятельности только в знакомой ситуации или при аналогичных заданиях.
-
Использование схем или планов ответа.
-
Работа по образцу.
-
Использование проблемной постановки задачи.
-
Выполнение только аналогичных заданий.
-
Использование навыка самоанализа и самопроверки.
-
Использование возможности проверки работ сильными учениками более слабых.
-
Самостоятельное обобщение .
-
Изучение темы только в ознакомительном порядке.
-
Увеличение времени на усвоение материала.
-
Уменьшение объёма и времени выполнения домашнего задания.
-
Самостоятельные творческие домашние задания.
-
Уменьшение объёма теоретического материала.
-
Сокращение для усвоения и запоминания количества терминов.
-
Задания по формированию только практических умений и навыков.
-
Самостоятельная работа с учебником.
-
Работа с учебником после воспроизведения учениками алгоритма работы.
-
Проверка работ: сильная группа - самостоятельно, средняя – при указании на наличие ошибки в строке или в слове (не называя её), слабая – непосредственное указание на ошибку.
-
Умение самостоятельно подобрать слова, термины, фразы, числа, формулы, даты и т.п.
-
Дать возможность выбрать из представленных слова определённой тематики, термины и т.п.
-
Расчленение заданий на этапы.
-
Демонстрация способа выполнения задания.
-
Самостоятельный выбор способа выполнения задания.
-
Модификация задания в сторону упрощения.
-
Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
-
Самостоятельный подбор дополнительного занимательного материала к теме, изучаемой на уроке.
-
Монологические высказывание учащихся: - самостоятельно, «…закончи фразу…», - по простому или сложному плану, - по вопросному плану, - опираясь на данный словарь, - с опорой на «кластер», схемы, иллюстрации.
-
Использование схем, таблиц, чертежей, рисунков и т.п.
-
Планирование объёма заданий в зависимости от темпа работы той или иной группы.
-
Включение в урок упражнений на развитие психических функций (память, мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, эмоционально-волевая сфера).
-
Осуществление постепенного перехода к частично или полностью самостоятельному выполнению заданий.
-
Стимулирующее оценивание этапов урока.
-
Комментирование своей деятельности вслух.
Это лишь часть форм и видов дифференцированного подхода к обучению. Каждый учитель выбирает свои направления, но он непременно должен уметь:
- организовать СВОЮ работу,
- организовать работу групп учащихся или осуществлять индивидуальный подход к ребёнку,
- ограничить себя в словах, давать очень краткую и понятную инструкцию к работе,
- всегда помнить, что приписывание ученика к определённой группе не является постоянной,
- увидеть причину неусвоения ребёнком учебного материала.
Дифференциация ожидания от детей:
- сделать все задания обязательно и в полном объёме,
- одно (два) задания сделать обязательно, остальные – дополнительно(по желанию, с учётом физического состояния),
- дать возможность проявить способности (задания творческого характера).
Дифференцированное обучение даёт возможность приспособить наше образование к разным детям. Ведь «…если мы родились уникальными, то не должны умирать копиями…» (Дж.Мейсон)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яхонтова Елена Александровна
→ Публикатор 04.10.2021 0 817 170 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.