Статья "Дифференцированное обучение в коррекционных классах"


Дифференцированное обучение в коррекционных классах

Яхонтова Е.А.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Центр «Динамика»

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга


 

      Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, перестройка её на гуманистических основах с учетом развития современного общества.

При решении этой задачи необходимо учитывать неоднородность групп детей, поступающих в наши школы.

       Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из ряда психологических закономерностей, из необходимости учёта особенностей их физиологического, психического, интеллектуального и речевого развития:

- низкий уровень осведомлённости о предметах и явлениях окружающей среды,  

- нарушена или с трудом усваивается ориентация в пространстве

- несформированность зрительно-пространственных функций,

- сниженная работоспособность,

- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, снижение навыка саморегуляции и самоконтроля,

- недостаточность развития всех психических функций,

- бедность и неточность активного и пассивного словаря   и др. особенности…

         Известно, что все учащиеся отличаются своими возможностями, типами памяти, стилем восприятия окружающего, доминирующим ходом мышления, речевыми навыками и др. Поскольку одна из задач обучения – максимально возможное развитие всех учеников, то при выборе форм, методов и средств обучения необходимо учитывать их индивидуальный уровень развития.

       Дифференцированный подход к учащимся состоит и не столько и не только в упрощении образования для отдельных групп учеников, а в специально продуманной системе помощи ученикам со стороны учителя. Такая помощь необходима при изучении нового материала, при закреплении, а также при выполнении домашнего задания.

 

         При организации дифференцированной помощи необходимо учитывать:

- уровни усвоения программного материала (высокий, средний, ниже среднего),

- особенности ведущего способа познавательной деятельности учащихся (аудиальный, визуальный, кинестетический)

- степень сложности учебного материала,

-особенности развития учащихся и состояние их здоровья,

-отношение ученика к предмету,

-уровень его познавательного интереса,

- леворукость,

-ведущий сенсорный канал восприятия,

-уровень сформированности умений и навыков по предмету и общедидактических умений и навыков,

- эмоциональную восприимчивость, адекватность эмоциональной реакции на неудачу,

- уровень самостоятельности учащихся,

- материально-техническое оснащение класса.

 

            Учащиеся могут быть разделены на три группы:

- дети, которые хорошо воспринимают материал и ряд заданий могут выполнять самостоятельною,

- дети, которые работают с помощью учителя,

- дети, которые работают только с помощью учителя

Состав групп может меняться в зависимости от типа урока или вида задания.

        Виды работ, которые подбираются в соответствии с выделенной группой учащихся:

  1. Самостоятельное выполнения задания полностью или частично.

  2. С помощью наводящих вопросов.

  3. С помощью учителя(устная или письменная подсказка).

  4. Только с помощью учителя.

  5. С помощью опорной таблицы и учителя.

  6. С помощью опоры и алгоритма к ней.

  7. Выполнение заданий с элементов творчества.

  8. На основе данного словаря.

  9. Формулировка вывода на основании самостоятельно сделанного анализа.

  10. Дополнение формулировки вывода, подготовленного учителем (вставить нужные слова, закончить фразу и т.п.)

  11. Использование готовых приемов деятельности только в знакомой ситуации или при аналогичных заданиях.

  12. Использование схем или планов ответа.

  13. Работа по образцу.

  14. Использование проблемной постановки задачи.

  15. Выполнение только аналогичных заданий.

  16. Использование навыка самоанализа и самопроверки.

  17. Использование возможности проверки работ сильными учениками более слабых.

  18. Самостоятельное обобщение .

  19. Изучение темы только в ознакомительном порядке.

  20. Увеличение времени на усвоение материала.

  21. Уменьшение объёма и времени выполнения домашнего задания.

  22. Самостоятельные творческие домашние задания.

  23. Уменьшение объёма теоретического материала.

  24. Сокращение для усвоения и запоминания количества терминов.

  25. Задания по формированию только практических умений и навыков.

  26. Самостоятельная работа с учебником.

  27. Работа с учебником после воспроизведения учениками алгоритма работы.

  28. Проверка работ: сильная группа - самостоятельно, средняя – при указании на наличие ошибки в строке или в слове (не называя её), слабая – непосредственное указание на ошибку.

  29. Умение самостоятельно подобрать слова, термины, фразы, числа, формулы, даты и т.п.

  30. Дать возможность выбрать из представленных слова определённой тематики, термины и т.п.

  31. Расчленение заданий на этапы.

  32. Демонстрация способа выполнения задания.

  33. Самостоятельный выбор способа выполнения задания.

  34. Модификация задания в сторону упрощения.

  35. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.

  36. Самостоятельный подбор дополнительного занимательного материала к теме, изучаемой на уроке.

  37. Монологические высказывание учащихся: - самостоятельно,     «…закончи фразу…», - по простому или сложному плану, - по вопросному плану, - опираясь на данный словарь, - с опорой на «кластер», схемы, иллюстрации.

  38. Использование схем, таблиц, чертежей, рисунков и т.п.

  39. Планирование объёма заданий в зависимости от темпа работы той или иной группы.

  40. Включение в урок упражнений на развитие психических функций (память, мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, эмоционально-волевая сфера).

  41. Осуществление постепенного перехода к частично или полностью самостоятельному выполнению заданий.

  42. Стимулирующее оценивание этапов урока.

  43. Комментирование своей деятельности вслух.

 

        Это лишь часть форм и видов дифференцированного подхода к обучению. Каждый учитель выбирает свои направления, но он непременно должен уметь:

- организовать СВОЮ работу,

- организовать работу групп учащихся или осуществлять индивидуальный подход к ребёнку,

-  ограничить себя в словах, давать очень краткую и понятную инструкцию к работе,

- всегда помнить, что приписывание ученика к определённой группе не является постоянной,

-  увидеть причину неусвоения ребёнком учебного материала.

 

          Дифференциация ожидания от детей:

- сделать все задания обязательно и в полном объёме,

- одно (два) задания сделать обязательно, остальные – дополнительно(по желанию, с учётом физического состояния),

- дать возможность проявить способности (задания творческого характера).

Дифференцированное обучение даёт возможность приспособить наше образование к разным детям. Ведь «…если мы родились уникальными, то не должны умирать копиями…» (Дж.Мейсон)

 


 


Полный текст материала Статья "Дифференцированное обучение в коррекционных классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яхонтова Елена Александровна  Публикатор
04.10.2021 0 844 178

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК