Проект модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат № 12»


 


 


 


 


 


 


 

Проект модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в рамках технологического обучения в коррекционной школе


 


 


 


 


 

Выполнили:

Осипова Марина Валерьевна,

Чернова Ирина Николаевна,

учителя технологии


 


 


 


 


 


 

Искитим 2021

Аннотация

Данный проект рассчитан для учащихся старшего школьного возраста. Он позволяет участникам узнать свои возможности, реализовать свой интеллектуальный, личностный потенциал, определиться с выбором профессии. Он поможет учителю – предметнику повысить качество обучения, подчеркнуть свою психолого - педагогическую состоятельность. Проект окажет помощь родителям в разрешении проблемных ситуаций, связанных с профессиональным самоопределением детей.

Введение

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными. Как показывает практика, старшеклассники плохо представляют себе, как будет складываться их дальнейшая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно выбранная профессия способствует реализации себя в жизни, достижению высших результатов в своей трудовой и профессиональной деятельности. Поэтому на сегодняшний день для нынешних выпускников требуется очень серьезная работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современного образования.

Цель проекта: разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.

 

Задачи:

1. Ознакомиться с особенностями профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ;

2. Подобрать подходящие методики для диагностики самоопределения старшеклассников;

3. Разработать программу сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников коррекционной школы будет успешным при условии специально разработанной психолого-педагогической программы сопровождения на основе занятий по самопознанию с учетом особенностей обучающихся.

Практическая значимость: составленная психолого-педагогическая программа сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет полезной специалистам образовательных организаций, родителям старшеклассников и всем заинтересованным лицам.


 


 

Этапы реализации проекта


 

  1. Подготовительный этап

Особенности профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ

Проблема профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ, то есть поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения, на сегодняшний день является одной из самых актуальных в специальной педагогике. Обозначенная проблема является государственной и определяется нормативными актами, правами и возможностями данной категории обучающихся. Особая актуальность этого вопроса определяется тем, что ежегодно большое количество молодых людей с ОВЗ встречаются с проблемой трудоустройства, и изначально причина кроется в несформированности профессионального самоопределения.

Принятие решения о выборе профессии на начальном этапе профессионального и личностного самоопределения в школьном возрасте обусловлено влиянием ряда факторов:

- представления о мире современных профессий;

- познавательные, профессиональные интересы и склонности;

- общие и профессиональные способности, как психологические механизмы, определяющие уровень успешности в какой-либо деятельности;

- темпераментальные (нейродинамические) особенности;

- характерологические черты;

- эмоционально-волевые особенности;

-ценностные ориентации и т.п.

Все перечисленные факторы можно отнести к внешним условиям, от которых зависит выбор профиля обучения [7].

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ современной ситуации в специальной (коррекционной) школе позволил выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений учащихся:

- недостаточное знание учащимися мира профессий;

- низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность их (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях;

- отсутствие знаний о профессиональной пригодности;

- несоответствие их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям.

Опыт показывает, что у современной молодежи материальные ценности преобладают над другими, и именно поэтому старшеклассники при выборе профессии ориентируются на уровень оплаты труда. Многие молодые люди не развивают свое самосознание, свое профессиональное самоопределение, свой творческий потенциал, а следуют за стереотипами.

На уроках технологии учащиеся специальной (коррекционной) школы наиболее успешно овладевают общепрактическими и трудовыми навыками на 7-8 годах обучения. В этот период у них появляется потребность обсуждать вопросы будущего. Представления о выбираемой профессии носят, как правило, практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. К старшим классам диапазон интересующих ребят профессий сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют довольно конкретное представление. Речь теперь идет (за некоторыми исключениями) о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. Чаще всего это профессии производственного характера и сферы обслуживающего труда. В Приложении 1 представлен список учебных заведений, где выпускники нашей школы могут продолжить обучение.

 

  1. Деятельностный этап

 

Деятельность является основой, условием и средством профессионального самоопределения и развития старшеклассников.

 

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников основано на взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса и осуществляется в трех направлениях:

  1. Информационно-справочное.

  2. Психодиагностическое.

  3. Морально-эмоциональная поддержка.


 

Важный аспект содействия готовности к выбору профессии — это широкая информированность о профессиях и о способах и условиях овладения ими.

  • Оформление стенда: «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

Информационные классные часы для обучающихся старших классов.

  • Знакомство с рабочими профессиями на уроках технологии.

  • Встречи обучающихся с их родителями  - представителями различных профессий, с выпускниками школы.

  • Экскурсии обучающихся на предприятия города, области.

  • Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений.

  • Различные "ярмарки профессий" и их модификации.

  • Познавательные и просветительские лекции.

  • Профориентационные уроки со школьниками как система занятий.

  • Учебные фильмы и видеофильмы.

  • Использование средств массовой информации.


 

Психолого-педагогическая диагностика. В процессе диагностики изучаются особенности личности подростка, имеющие значение при осуществлении профессионального выбора: интересы, ценности, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, черты характера, темперамент и состояние здоровья. Имеет значение также изучение уровня тревожности как показателя эмоционального благополучия подростка.

  • Опросники профессиональной мотивации.

  • Опросники профессиональных способностей.

  • "Личностные" опросники.

  • Проективные личностные тесты.

  • Методы наблюдения.

  • Консультирование.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:

  1. Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой и представляет собой дальнейшее развитие идеи Е. А. Климова о выявлении профессиональной направленности человека на выделяемые им сферы профессиональной деятельности («Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа», «Человек – Знак», «Человек – Художественный образ»).
    В основу данного опросника положен принцип самооценки своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
    Опросник дает возможность педагогу получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков. На основе этих данных педагог сможет оценить степень готовности опрашиваемого к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.

  2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. Опросник рекомендуется использовать для определения профессиональной ориентации и профессионального отбора. Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть те или иные зоны карты мира профессий.

  3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни. Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения. Опросник достаточно прост в проведении и обработке.

  4. Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет узнать темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости. Пройдя  тест на темперамент Айзенка, ребята смогут лучше познать свое собственное Я. Они поймут, что представляет из себя их характер и смогут занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей поможет комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе.

  5. Методика профориентации личности «Карта интересов» (А. Е. Голомшток) предназначена для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника и электротехника.

 

Групповое и индивидуальное профориентационное консультирование учащихся и их родителей по результатам диагностики, индивидуальное консультирование по запросам - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.


 

По результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.

Анкеты и индивидуальную карту см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Морально-эмоциональная поддержка включает:

  • Тренинги общения.

  • Построение индивидуального маршрута.

  • Профориентационные игры.

  • Сюжетно-ролевые игры.

  • Деловые игры.

  • Профессиональные пробы.

  • Вечера-встречи.

  • Конкурсы.

  • Кружки и клубы.

  • Экскурсии.

  • Диспуты, дискуссии.

  • Часы общения.

  • Уроки и классные часы.

  • Тематические вечера.

Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован полученный результат.

 

  1. Итоговый этап

 

Программа

«Психологическое сопровождение учащихся старших классов на этапе их профессионального самоопределения»

 

Этапы и содержание работы

Показатели

Критерии

Диагностика

Предпо-
лагаемый
результат

1

Образо-
вательный результат обучающихся

Умение делать осознанный выбор

Анкета
профилей № 1
Анкета
профилей № 2

Выявление профильной направленности учащихся

Умение выбирать образовательные средства

Динамика выбора курсов по выбору

Коррекция выбора образо-
вательного курса

Умение сформировать социальные компетенции

Коммуни-
кативные и органи-
заторские способности (КОС)

Формировать коммуни-
кативные и органи-
заторские способности обучающихся

2

Социальная зрелость

Способность к самостоятельному формулированию образовательного запроса к ОУ

Анкета
профилей №1
Анкета
профилей №2

Выявление профильной направленности учащихся

Связь профильного обучения с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью

Уровень сформи-
рованности обще-
образовательных способностей универсального характера

Тесты на изучение познавательных процессов (память, внимание, мышление)

Уровень сформи-
рованности обще-
образо-
вательных способностей универсального характера

3

Готовность к выбору профиля

Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения

Анкета
профилей №1

Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения, и их коррекция

Представ-
ленность целей профильного обучения

Информационная подготовленность

Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала

4

Успешность по программам профильных дисциплин

Реализация своих способностей

Опросник профес-
сиональных предпочтений (ОПП) Кабардовой и диффе-
ренциально-
диагнос-
тический опросник (ДДО) Климова

Выявление способностей универ-
сального характера, адаптивности учеников

Признание социумом

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление уровня тревожности и самооценки учеников

5

Реали-
зуемые образо-
вательные программы

Планирование карьеры

Предо-
ставление учащимся общих понятий и представлений о профессиях

Построение учащимися личной перспективы, выбор профессио-
нальных предпочтений

Технология профес-
сионального успеха

Развитие и коррекция способностей по само-
определению личности

Само-
определяю-
щаяся личность


 

Циклограмма психологического сопровождения

старшеклассников
 

Название блока

Месяц

Предполагаемый
результат

Диагностика

1

Анкета профильной ориентации обучающихся № 1

сентябрь
 

апрель
 

Выявление профильной направленности учащихся

Анкета профильной ориентации обучающихся № 2

Выявление профильной направленности учащихся

ДДО Климова
(дифференциально-
диагностический опросник)

октябрь

Определение предпочитаемого типа профессии у учеников

Тест Голланда

Выявление интересов и склонностей у учеников

ОПП Кабардовой (опросник профессиональных предпочтений)

ноябрь

Выявление отношения к различным видам профессий

Карта интересов А.Е. Голомштока

Оценка подвижности по жизненным показаниям Полежаева

декабрь

Определение нейродинамического типа нервной системы

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление уровня напряженности

Тесты изучения познавательных процессов: памяти, внимания, мышления

январь—
февраль

Изучение особенностей познавательных процессов

Определение направленности личности
Б. Басса

Выявление интровертированности или экстравертированности личности ученика

Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников

Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников

Тест Айзенка по определению темперамента

февраль—
март

 

Опросник
«Метод незаконченных предложений»

Построение личной перспективы учащимися

2

Профессиональные пробы:
человек — человек;
человек — художественный образ;
человек — природа;
человек — техника;
человек — знаковая система

март—
апрель

Проба учащимися своих способностей в различных профессиональных типах

Матрицы выбора профиля

1 раз в четверть

Уточнение и коррекция выбора

Просветительство

1

Творческие проекты обучающихся, выполняемые на уроках технологии

В течение года по расписанию

Расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации

Эвристические контрольные работы

Коррекция

2

Индивидуальное консультирование по вопросам выбора профиля

среда, суббота

Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса

Групповые занятия: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, имитационные игры

1 раз в
2 недели по расписанию

Усвоение учениками эффективных способов взаимодействия
Самопознание учеников
Овладение моделями принятия решений
Развитие у учеников социального интеллекта

3

Диагностика на выходе

См. начало таблицы

Получение обратной связи о предпрофильном обучении учеников

Консультирование по запросу в течение года (понедельник).
Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса.

Ожидаемый результат.

Программа имеет социальную направленность. Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

Увеличение доли выпускников школ и учреждений профессионального образования, получивших профориентационные услуги;

- Обеспечение информированности 100% учащихся о рынке труда и перспективах развития Новосибирской области, как составляющей региональной экономики;

Повышение уровня информированности о своих интересах, склонностях, способностях, что позволит обучающимся оценить свои профессиональные возможности и построить траекторию дальнейшего обучения;

Снижение количества обучающихся, плохо информированных о мире профессий, затрудняющихся при выборе профиля дальнейшего обучения;

Повышение уровня профессиональной компетенции и квалификации педагогов, реализующих Программу;

Увеличение числа родителей, охваченных просветительской и консультативной деятельностью психологической службы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учебных заведений, куда могут пойти учиться выпускники нашей школы.

1.ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  Новосибирского государственного технического университета

Адрес: г.Новосибирск, пр-т Маркса, д.20, корп.8.

 

2.Новосибирский приборостроительный техникум имени Б.С. Галущака

Адрес: г.Новосибирск, ул. Дмитрия Донского,23/2.

3. ГБПОУНСО «Искитимский центр профессионального обучения»

п. Агролес, Искитимский р-н, ул. Тимирязева 22.

4. МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С  ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА (бывший ЛВЦ)

г. Санкт-Петербург, г.Павловск, ул.Березовая ,д.18.

5. Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М.Курочкина

г. Екатеринбург,  ул. Машиностроителей д.13.

6. УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Ульяновск, ул.Л.Толстого, д.37/110.

7. ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

г.Пенза, ул.к.Маркса/Красная, д.8/60.

8. ЧЕЛЯБИНСКИОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ № 2 ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ
им.И.И. ШУБА

г.Челябинск, ул.Марченко, д.31

9. ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

г.Челябинск, ул.Речная, д.1-а.

10. ТУЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

г.Тула, ул.Демидовская, д.47.

11. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ (РГСАИ)

г. Москва, Резервный пр., д.12.

12. ГОЛОВНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им.Н.Э.Баумана

г. Москва, 2-я Бауманская ул., д.5.


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА № 1
по определению интереса к профессиональной деятельности

1. Интересуешься ли ты вопросами будущей профессиональной деятельности?
(да, нет, не очень.)

2. Из каких источников ты пополняешь свой запас знаний?

а) газета; д) родители; г) кл. руководитель; ж) школа; б) радио; е) кл. час; в) телевидение;
з) другие.

3. Считаешь ли ты, что знания о профессиях нужны уже в школе?

4. Нужно ли в школе обучаться способам выбора своей профессиональной деятельности?

5. Нужна ли в школе предпрофильная подготовка (курсы по выбору, информационная работа)?

6. Какие вопросы сегодняшнего дня тебя волнуют:

а) куда пойти учиться?

б) какую выбрать профессию?

в) какие экзамены нужно сдавать в учебное заведение для получения выбранной профессии?

г) как подготовиться для успешной сдачи экзаменов в школе, вузе?

д) где получить информацию о профессиях?

е) что такое «Портфолио»?

ж) как поступить в профильный класс?

з) что такое «Образовательный рейтинг ученика», зачем он нужен?

и) какую возможность дают курсы по выбору?

к) другие.

7. Проводятся ли в школе мероприятия по интересующим темам, удовлетворяют ли они тебя?

8. Хотел бы ты что-нибудь предложить по предпрофильной подготовке учащихся?

9. Имеет ли значимость профильное обучение для твоего дальнейшего образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения?

10. Имеешь ли ты представление о целях профильного обучения?

11. Будет ли для тебя ценной информация, которую ты получишь в школе о профильном обучении?

12. Имеешь ли ты опыт приложения усилий по освоению учебного материала, который пригодится тебе в профильном обучении?


 


 

АНКЕТА № 2
профильной ориентации школьников

(проводится в конце 9-го, 11 класса)

Фамилия, Имя______________________

_________ класс____________________

Школа_____________________________

дата заполнения анкеты______________

На какой профиль ты хотел бы пойти в 10-м классе?

_______________________________________________________________

1. Почему ты выбираешь именно этот профиль?

а) Мне нравятся предметы, входящие в этот профиль.

б) Я плохо успеваю по другим предметам.

в) Этот профиль связан с моей будущей профессией.

г) Мне посоветовали родители.

е) не знаю.

2. Какими предметами (не только в рамках школьной программы) ты бы хотел заниматься на курсах по выбору в 10-м классе? _______________________________________________________________

3. Какие цели ты ставишь перед собой на курсах по выбору?

а) Подготовиться к экзамену после 9-го класса.

б) Углубиться в предмет.

в) Уточнить свой выбор.


 

Индивидуальная карта профильного выбора

ученика (цы)________ класса школы №________________

___________________________________________________

Дата заполнения________________

Изучаемая характеристика

Методика изучения

Результат

Выбираемый профиль

Анкета профильной ориентации № 1, 2

 

Интересы и склонности

ДДО Климова
Тест Голланда
ОПП Кабардовой

 

Внимание

Тест Мюнтстерберга

 

Память

Таблицы Шульте

 

Мышление

Тест Айзенка

 

Темперамент

Тест Айзенка по определению темперамента

 

Личностные особенности

Тест Б.Басса

 

Мотивация

Метод незаконченных предложений

 

Уровень тревожности

Тест Филлипса

 

Коммуникативные способности

Опросник коммуникативных, организаторских способностей

 

Профессиональные пробы

 

 

Резюме

 

 

Проектирование

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. —
М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 320 с.

2. Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 432 с.

3. Милютина Е. Психотерапевтические рецепты на каждый день. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 384 с.

4. Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 336 с.

5. Психология успеха и планирование карьеры / Под.ред. Н.Р. Огневой. — Томск, 2003.

6. Инструменты развития бизнеса: Тренинг и консалтинг. Составители: Кроль Л.М.,
Пуртова Е.А. — М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 464 с.

 7. Нечаев М.П., Фролова С.Л., Современное осмысление проблем профориентации обучающихся// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 16, № 2, 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

 

 


Полный текст материала Проект модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Марина Валерьевна  Публикатор
06.08.2022 0 1248 126

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК