Статья "Организация мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности через ИКТ"
Автор: Музалевская Ульяна Геннадьевна
Организация мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности через ИКТ
Выбор профессии – один из важнейших шагов, совершаемых человеком в юном возрасте так, как выбирая профессию, он выбирает свою будущую жизнь. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии – это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.
В настоящее время огромное внимание уделяют использованию информационно-коммуникационных технологий в школе во внеурочной деятельности, что обеспечивает свободный доступ к интересующей информации, активизирует интерес учащихся к компьютерным технологиям,чтопозволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей с ОВЗ.
Для эффективной работы с обучающимися во время внеурочной деятельности, я проводила ряд мероприятий, согласно плану профориентационной работы, с применением современных информационно-коммуникационных средств.
На занятиях часто используются мультимедийные презентации. На слайдах помещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; добавляю музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Презентация позволяет не просто рассказывать на уроке, но вести беседу с учащимися опираясь на слайды, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь.
Видео файлы так же широко применяются с презентацией. Видеосюжет значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным. Просмотр видео файла необходим учащимся при изучении разделов, которые тяжело усваиваются и запоминаются. ИКТ дополняют такие традиционные формы работы, виртуальную экскурсию на производство Результат виртуальной экскурсии – это полное ощущение реальности происходящего. Видео экскурсии, доступные в Интернете на таких сайтах как, www.proekt-pro.ru, www.profvibor.ru, так и самостоятельно приготовить видеоматериалы, раскрывающие особенности условий труда разного вида производств. Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень, за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением наглядности. Контроль изученного материала возможно отследить в виде тестов которые самостоятельно создаю на своём сайте, а затем раздаю детям ссылку на WhatsApp.
Особое внимание уделяю профессиональному онлайн анкетированию подростков. Школьник должен определиться, какие профессиональные навыки у него преобладают, готов ли он к выбранной профессии. На официальном сайте образовательной организации школа интернат №18 Кемеровской области города Анжеро-Судженска создан «Виртуальный кабинет профессий» для слабослышащих детей. Учащиеся могут пройти тестирование, познакомиться с учебными заведениями и представленными профессиями, так же задать интересующие вопросы через чат сайта.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала, поэтому был разработан план интерактивных занятий, упражнений и заданий для учащихся водном из наиболее интересных конструкторов интерактивных заданий LearningApps.
LearningApps.org – является очень простым и удобным приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов. Он способствует процессу обучения с помощью интерактивных упражнений, созданных как самим учителем, так и учеником. Они могут использовать готовые шаблоны, а так же создать собственные.
Ресурс предполагает, что учащиеся в игровой форме могут проверить и закрепить свои знания, а это заинтересовывает детей и они стараются отвечать правильно, быть более внимательными. На этом ресурсе разработано мною и коллегами более 100 игр, викторин по профориентации, Задания составлены от простых до сложных. Свой разработанный материал я использую во время внеурочной деятельности, как изучение нового, так и закрепление ранее изученного. Во время занятия дети быстро утомляются, поэтому неотъемлемой частью, являются физкультминутки, гимнастика для глаз, на этом этапе тоже поможет провести компьютер и платформа LearningApps. Ссылку задания, викторины, кроссворда я раздаю детям на их мобильные телефоны, либо использую сканер штрих – кодов.
Используя Интернет я решаю различные задачи по организации профориентационной работы. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
В целом, использование ИКТ в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность этой работы, повышает социальную защищенность подростков, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.
В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций провожу мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств: мультимедийные презентации, видеоролики, онлайн конференции по профориентации, игры на платформах, онлайн тестирования.
Преимущества такого вида организации профориентационных занятий например онлайн тестирование заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом. Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому, что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что – это то новое что интересует современную молодёжь.
С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.
Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.
Так же учащимся предоставляю информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Занятие с использованием современных информационных технологий для детей сограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ребенка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Литература
-
Байрамов В.Д., Ореховская Н.А. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты.- М.: 2016.- 20-120с.
-
Барсукова О. В., Профессиональная этика педагога-психолога в системе образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 13-15.
-
Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.
-
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Музалевская Ульяна Геннадьевна
→ Публикатор 06.04.2023 0 531 23 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.