Статья "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни дошкольников с нарушениями слуха"
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
О.В. Чепёлкина
МКОУ «Ш-И № 18»
В современном обществе приобретают актуальность проблемы, связанные с культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы особенно тревожат, если касаются детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущий педагог В. А. Сухомлинский писал о том, что здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе.
У детей с нарушением слуха, воспитывающихся в школе – интернате, с самого младшего возраста необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку.
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни дошкольников с нарушением слуха, отметим следующие аспекты:
Во-первых, личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, жилища. С этой целью проводятся сюжетно-ролевые игры, такие как: «У врача», «Аптека», «Парикмахерская», «День рождения куклы Тани», «Семья». Большое значение на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни оказывают игры: «Служба спасения», «Отважные пожарные» и многие другие. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка с нарушениями слуха дошкольного возраста. Именно в игре ребёнок получает необходимый жизненный опыт, необходимые навыки общения, приобретает знания о функциональности бытовых предметов, знакомится с нормами и правилами поведения в обществе, и что очень важно – ребёнок может в игровой форме закрепить полученные ранее полезные знания о том, как вести себя в разных жизненных ситуациях, что поможет сохранить его здоровье.
Во-вторых, режим дня. Для того чтобы развитие детского организма происходило правильно очень важно уделять внимание режиму дня. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. При соблюдении такого режима нервная система постепенно вырабатывает полезные привычки, значительно облегчающие переход от одного вида деятельности к другому. Именно по этой причине необходимо придерживаться определенного времени для подъема, сна, приемов пищи, занятий и другой деятельности.
В-третьих, утренняя зарядка. На зарядке дети обучаются правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации и повышение самостоятельной двигательной деятельности. Также в утреннюю зарядку входят дыхательные упражнения. Хорошо зарекомендовали себя комплексы утренней гимнастики тематического характера. Например, комплекс «Домашние животные», где включены такие упражнения как: «Ласковая киска», «Верная собака», «Корова мычит». У детей появляется интерес к выполнению упражнений. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится осознавать его и действовать в нём.
В-четвертых, закаливание организма. Для того чтобы повысить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, повысить жизнерадостность необходимо использовать закаливание. В нашем случае это обтирание, полоскание горла, солевые и массажные дорожки.
В - пятых, физкультминутки. Они положительно влияют на развитие движений, воспитание двигательной активности. Проводятся на занятиях, по мере необходимости в зависимости от вида и содержания деятельности, главным образом в момент появления утомляемости. Могут проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений, гимнастика для глаз. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы.
Пальчиковые игры, самомассаж с использованием обычных цветных карандашей, которые легко превращаются в массажер для ладоней и пальцев рук, также как пуговицы и еловые шишки.
Процесс формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни тесно связан с воспитанием у детей любви к природе. Большую роль в этом играют прогулки. Прогулки проводятся три раза в день: утром, днем, вечером при любой погоде. От погодных условий зависит только продолжительность прогулки и её характер. В организацию прогулок включены: наблюдения за животными и транспортом, целью которых является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения; подвижные игры - «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Самолеты», «Догони мяч», «Воробышки и автомобиль», «Ловишки» и другие с целью повышения двигательной активности, уровня физического развития дошкольников. Происходит формирование понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый и безопасный образ жизни. Повышается устойчивость детей к простудным заболеваниям, выносливости, снижение заболеваемости.
Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность.
К особенностям формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у детей с нарушениями слуха можно отнести составление портфолио «Мой здоровый образ жизни». Оно включает в себя несколько разделов: о личной гигиене, режиме дня, утренней зарядке, закаливании организма, о правильном питании, двигательной активности; правила поведения в транспорте, на улице, на прогулке в разное время года, в общественных местах; правила пожарной безопасности; один дома и многое другое.
В работе с детьми - акцентируем внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только, живущий в гармонии с собой и с миром, человек будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа с детьми по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей с нарушением слуха, потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Литература
1. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с отклонениями в развитии/ Л. Н. Блинова. - М., 2005.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Изд-во «Ось-99».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна
→ Публикатор 08.01.2023 0 411 33 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.