Статья "Особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха"


1-12

Особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха.


 

 Аннотация.

В данной статье описаны особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной игровой деятельности можно влиять на те стороны развития ребёнка, которые страдают из-за снижения слуха. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников и достигать положительных результатов с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме.

Особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха.

А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» [3]

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего воспитанника, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушениями слуха, недоразвитием речи и словесного общения. Такие дети играют так же охотно, как и нормально слышащие. Используя дидактическую игру, педагог достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как умственные задачи дети решают в ходе игры в занимательной форме.

Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, А.И. Сорокина, Е. И. Удальцова, Б.И. Хачапуридзе, К. Г. Мачабели, З.М. Богуславская, Т. М. Бабунова и др.)

Дидактическая игра выполняет ряд функций:

дидактическую – формирование соответствующих знаний и умений, навыков;

развивающую – формирование психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;

коммуникативную – умение вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формирование адекватных взаимоотношений, установление эмоциональных контактов;

релаксационную – игра снимает эмоциональное напряжение, стабилизирует психическое состояние ребёнка;

коррекционную – в игре отрабатываются навыки чёткой, внятной, выразительной, интонированной речи, развивается слуховое восприятие.

Все перечисленные функции дидактической игры подчёркивают значимость её использования в работе с воспитанниками, имеющими нарушения слуха.

При проведении игр решаются такие коррекционные задачи как:

расширение знаний воспитанников по выбранным темам, обогащение представлений о функциональном назначении и сфере использования изучаемых объектов;

обучение отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности;

обучение использованию ранее усвоенного словаря и развитие специфического, связанного с сюжетами игр;

развитие в ходе игр словесного общения детей;

развитие активности, самостоятельности, логического мышления. воображения, формирование познавательных интересов, психических функций и т.д.;

оказание содействия процессу социализации неслышащих.

При организации и проведении дидактических игр с детьми с нарушенным слухом необходимо учитывать определённые педагогические условия:

игра по времени не должна продолжаться более 15 минут;

степень участия взрослых в игре определяется задачами, условиями игры, а так же речевыми возможностями детей:

последовательность игр определяется нарастанием сложности слуховой задачи, уровнем развития слухового восприятия; [5]

игры необходимо проводить систематически (это важно для развития слуха) и усложнять их в соответствии с возрастом детей;

игра строиться таким образом, чтобы каждый ребёнок был активен, мог выполнять посильные игровые действия, не стеснялся того, что он не услышит, умел попросить педагога повторить сказанное;

при организации игры нужно ориентироваться на слуховые возможности большинства обучающихся, воспитанников;

речевой материал, используемый в дидактических играх, должен быть связан с содержанием различных занятий непосредственной деятельностью детей;

используемые в игре звуки должны являться сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых детям из жизненной практики и представляющих для них определённый интерес;

в ходе игры по развитию слухового восприятия педагог обязательно следит за состоянием произносительных навыков обучающихся, воспитанников.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В разных сборниках указано множество дидактических игр, но чёткой классификации, группировки игр по видам пока ещё нет.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры – путешествия; игры – поручения; игры – предположения; игры – загадки; игры – беседы.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Такая игра отражает реальные факты или события, обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, игровых действиях, становится близким ребёнку. Цель такой игры – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом с ними, но не замечается. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре немного сложна, она требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. В игре – путешествии используется много способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от её решения, содержательный отдых. В состав игры – путешествия можно включать загадки, песни, подарки и многое другое.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-либо сделать: «Помоги Незнайке расставить знаки препинания» и т.д.

Игры – предположения: «Что было бы, если…?», «Что бы я сделал…», «Кого бы ты выбрал в друзья и почему?», «Кто быстрее сообразит?» и другие. Началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача уже заложена в самом названии игры «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщённо – доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры – загадки. Педагогическая направленность загадок, как умного развлечения, заключается в их использовании для проверки знаний и находчивости. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать и доказать. Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача, способы её построения различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры – беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом, детей друг с другом. В игре – беседе речь воспитателя должна идти от знакомого детям персонажа, сохраняя тем самым не только игровое общение, но и желание повторить игру. Ценность игры – беседы заключается в предъявлении требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём – то. Результатом игры является удовольствие полученное детьми.

Дидактическая игра имеет определённую структуру в которую входят: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется детьми и определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Дидактическая задача предстаёт перед детьми в виде игрового замысла.

Игровые действия являются основой игры. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра, успешнее решаются игровые и познавательные задачи.

Правила игры. В игре правила являются заданными. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов игры – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчёт очков: выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды победительницы и т.д.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Только при чёткой организации дидактических игр проведение игры будет грамотным. Задача педагога осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие навыки и умения дети должны освоить в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс, где задача педагога – направить силы ребёнка на учёбу, сделать так, чтобы труд для детей был занимательным и продуктивным. Организовать и провести дидактическую игру не просто. Правильная организация дидактической игры необходима для того, чтобы игра способствовала повышению качества усвоения программного материала, повышала интерес к предмету. Для этого необходимо учитывать: цель использования дидактической игры на занятии; место игры на занятии; содержание игры; организация игры; анализ использования дидактической игры.

Цель дидактической игры зависит от темы занятия, этапа занятия, содержания игры, организации игры.

Место игры на занятии. Игру можно использовать на любом этапе занятия. Здесь необходимо продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на занятии. В начале занятия – цель игры: организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. Спокойные игры возможны на любом этапе занятия. Оживлённые игры целесообразно проводить в конце, так как во время таких игр дети быстро возбуждаются. Планируя игру, педагог должен осознавать, какие знания он будет закреплять с помощью этой игры, какие умения и навыки развивать.

Организация игры. При организации дидактической игры важным этапом является подбор дидактических материалов и пособий. Необходимо спланировать временной параметр игры, определиться с количеством играющих. По возможности, надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребёнок.

Проведение игры. Педагог сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец выполнения игрового действия. Игру следует начинать, убедившись в том, что все воспитанники поняли правила данной игры. Задача педагога в процессе игры: помогать при затруднениях, задавать наводящие вопросы, направлять действия играющих. Педагог осуществляет контроль за соблюдением правил игры, но он должен быть опосредованным. В процессе игры педагог должен проявлять внимание, доброжелательность к обучающимся, воспитанникам. Не следует исправлять ошибки во время игры, их следует проанализировать после окончания игры. Для успешного протекания игры необходимо подбадривать и поощрять воспитанников. Так же многие игры можно проводить в виде соревнований.

Анализ использования дидактической игры. По окончании игры подводятся итоги, объявляются победители. Оценивается быстрота, качество выполнения игровых действий детьми. Так же необходимо обращать внимание на поведение детей, на проявление других качеств их личности в игре: проявление взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.

Заканчивая игру, необходимо вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Можно сказать так: «Завтра будем играть ещё лучше» или «Новая игра будет ещё интереснее».

Педагог ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения.


 

Список литературы

  1. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей [Текст] / Под редакцией Л. А. Головчиц. – М., ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003.

  2. Игра в жизни детей с нарушениями слуха [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. / Под редакцией Л.П. Носковой. – М., «Просвещение» 1993

  3. Макаренко, А.С. Игра [Текст] // Сочинения: В 4 т. Т.4. – М., 1957.

  4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982. – 128 с.

  5. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида [Текст] / Под редакцией Е.Г. Речицкой. – М., 2005.

  6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. [Текст] – М., Просвещение, 1982.


 


 


 

3

 


Полный текст материала Статья "Особенности дидактических игр в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна  Публикатор
05.12.2022 0 693 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК