Статья "Особенности работы по образовательной области "Физическое развитие" с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"


«Особенности работы по образовательной области

«Физическое развитие» с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

в условиях реализации ФОП ДО».



В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей, имеющих различные нарушения речи. Дошкольный возраст – самый плодотворный период в жизни ребёнка для его развития и коррекции нарушений.

Именно на этом возрастном этапе происходит развитие психических процессов, становление двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются общие основы развития личности. От того, как организованно воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы, зависит дальнейшее развитие в последующие годы. Большое внимание уделяеться детям с особыми образовательными потребностями, это обязывает нас, как педагогов дошкольных образовательных организаций, более углублённо работать над проблемами обучения и воспитания детей.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения.

Исследованиями ученых в разных областях выявлено, что речевые нарушения накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, общей скованностью движений, снижением ловкости и скорости выполнения, отсюда неуверенность и замкнутость.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, нарушена продуктивность запоминания. Они не воспринимают сложные инструкции, не могут удержать в памяти элементы и последовательность заданий. Кроме того, детям с ТНР достаточно сложно усваивать материал на занятиях, им необходима постоянная смена деятельности и закрепление материала.

Вопрос взаимосвязанности двигательной активности и речевых функций интересовала ученых уже давно. Еще в 19 веке французским врачом Полем Броком, была доказана связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга. О влиянии двигательной активности ребенка на его развитие говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Каменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Изучив и проанализировав исследования известных педагогов в области физического развития, а также коррекционной работы, мною выбраны наиболее эффективные формы, методы и приемы, влияющие как на физическое, так и на речевое развитие детей.

В данном докладе я постараюсь ответить на вопросы:

  • Как организовать работу по физическому развитию с детьми с ТНР?

  • Как наполнить её коррекционной составляющей?

  • Какие методы и приёмы я для этого использую?

В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Начну с того, что для преодоления всех выше перечисленных нарушений необходима тесная преемственность в работе педагогического коллектива и максимальная концентрация образовательных областей, что требует ФГОС ДО, а высокая мотивация всех участников образовательных отношений поможет достичь поставленных целей.

Работа с дошкольниками имеющих различные нарушения речи, натолкнула меня на поиск инновационных направлений в физическом и речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно их интеграции.

Свою работу в этом направлении строю так, что все виды деятельности по физическому развитию планирую согласно лексическим темам логогруппы и наполняю коррекционно-речевой составляющей.

Так как основной формой образовательно-воспитательного процесса по физическому развитию дошкольников является непосредственно образовательная деятельность (далее НОД), мной поставлена цель: показать особенности организации НОД по образовательной области «Физическое развитие» для детей, имеющих ТНР.

Структура НОД вмещает в себя общеразвивающие упражнения, основные виды движений, игровые задания, логоритмические упражнения, артикуляционную гимнастику, дидактические и развивающие игры, упражнения на развитие пальчиковой моторики, элементы мнемотехники и моделирования, загадки, упражнения на развитие дыхания, подвижные игры, речевые игры, игры на релаксацию.

Работая с детьми с ТНР, я определила, что наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной системы детей, является использование в НОД общеразвивающих упражнений, игр и игровых упражнений с предметами.

Исходя из опыта работы, отмечу, что упражнения с мячом занимают ключевое место среди разнообразных и множественных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей. Почему именно с мячом?

Для детей с ТНР характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в будущем приводит к дисграфии. Упражнения в катании, бросании, отбивании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют ориентировку в пространстве, помогают отработать силу и точность движения.

С целью наибольшей коррекции речевых патологий упражнения с мячом выполняются под словесное сопровождение. Применение словесного сопровождения помогает подчинить движения определенному темпу, а сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с ТНР, так как их индивидуальный ритм зачастую или замедлен, или, наоборот, ускорен. У них часто изменен мышечный тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо.

Кроме того, звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, лица и шеи, что очень важно для детей с речевой патологией. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в силе, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, считаю использование нейропсихологических технологий. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов через движение. 

Отмечу, что нейроигры, кинезиологические упражнения, являются эффективным средством воздействия в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Поскольку совершенствуют, развивают, корректируют различные психические функции, речевую деятельность, аффективно-волевую, сенсорную и моторную сферу.

В свою работу я стала включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивают внимание, память, мышление, речь. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

Основным требованием к использованию специальных нейропсихологических упражнений и игр является, точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематичность, т.к. воздействие нейропсихологических упражнений имеет накапливающий эффект постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Система упражнений на естественном уровне помогает развивать ребёнка не нагружая его. Мой опыт использования нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показывает положительные результаты по коррекции этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

В результате организации такой работы были выявлены положительные изменения, как в двигательной, так и в речевой сфере. У детей улучшились показатели физических способностей, движения стали более чёткие, ритмичные, выразительные, улучшилась координация движений, согласованность речи с движениями. Видна динамика речевых процессов, увеличился словарный запас.

С одной стороны - развитие двигательной сферы положительно сказалось на процессе речевого обучения детей, с другой стороны - речевое сопровождение движений оказало положительное влияние на качество самих движений. Кроме того, такие занятия находят эмоциональный отклик у воспитанников, что так же немало важно.

Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных здоровьесберегающих технологий, а также организация тематических занятий, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья детей с ТНР.




Полный текст материала Статья "Особенности работы по образовательной области "Физическое развитие" с детьми с тяжёлыми нарушениями речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карякина Елена Викторовна  Публикатор
11.03.2024 0 546 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК