Статья "Роль сюжетно-ролевой игры для социализации глухих слабослышащих детей"


Роль сюжетно - ролевой игры для успешной социализации  глухих и слабослышащих детей

Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих и слабослышащих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества, к общественно полезной деятельности. слабослышащих школьников. Макаренко А. С. писал, «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Игра — это воспроизведение детьми при помощи ролей и использования игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок познает мир, овладевает нормами нравственного поведения. Игры содействуют сближению детей, раскрепощению, формированию детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является условием всестороннего развития глухих детей. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Без правильного руководства со стороны педагога игры глухих детей бедны по содержанию, однообразны, механически повторяют одни и те же действия. Это происходит потому, что восприятие мира глухими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Сюжетно-ролевые игры заключают в себе большие возможности для формирования речи школьников с недостатком слуха. Они привлекают детей игровой мотивацией, интересной деятельностью с различным дидактическим материалом, атрибутами. В ходе подготовки к игре педагог должен подобрать игровые атрибуты, отобрать словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Весь речевой материал должен быть на табличках или написан на доске. Детям нужно показать все игровые возможности каждой роли, действия, которые должен производить играющий, диалоги с другими участниками игры. В процессе игры дети выбирают себе роль. Чтобы речевой материал не был забыт в дальнейшем, его необходимо записать в тетрадь, чтобы ребята могли обратиться к нему, восстановить в памяти. Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слуха только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Этапы проведения сюжетно-ролевой игры.

1 этап. Сюжетно-ролевая игра, где главную роль выполняет воспитатель. В первых играх на новую тему, независимо от того, какой год дети обучаются, участие воспитателя в качест­ве одного из действующих лиц обязательно. В новой игре воспитатель поочередно исполняет все главные роли (один раз — продавца, второй — кассира, третий — по­купателя в игре в «магазин»;  доктора, медицинской сест­ры, пациента в игре «Больница» и т. д.). Задача воспитателя: научить действиям в игре, поведению и начальным речевым навыкам. 2 этап. Главные роли выполняют дети. Дети выполняют в сюжетно-ролевой игре главные роли, пользуясь при этом элементарными речевыми табличками. Воспитатель является участником игры, осуществляя помощь в проведении игры и "оречевлении" игровых ситуаций. Этап длится до того момента, пока все дети не проиграют роль ведущего. 3 этап. Расширение сюжета игры, введение новых игровых действий На данном этапе расширяется сюжет игры, вводятся новые игровые действия, речевые конструкции употребляются детьми самостоятельно с опорой на таблички. Воспитатель осуществляет контроль за ходом игры, помогая детям оформить новые речевые конструкции. 4 этап. Объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру На этом этапе идёт объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру. Например: "Семья" и "Автобус", "Семья " и "Врач" и т.п. Дети самостоятельно играют, выполняя различные роли и активно пользуясь накопленными речевыми навыками. В таких, сюжетно-ролевых играх, как « В автобусе», «У врача», « В магазине», «В библиотеке», « В гостях» учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей. Организованная сюжетно-ролевая игра предполагает совместную деятельность. Ролевое общение — основной мотив, поэтому можно утверждать, что формирующаяся речь неслышащих детей в условиях сюжетно-ролевой игры имеет коммуникативную направленность Приведу примеры:

  1. Игра « В автобусе», её цель-закрепление навыков речевого общения, воспитание культуры поведения в транспорте.

При подготовке к игре необходимо повторить речевой материал, можно заранее составить и изучить маршрут с названием остановок автобуса, можно нарисовать маршрут автобуса от школы.

Ребята повторяют названия остановок, выясняют, что надо говорить на остановке, как оплачивается проезд, о чём может сообщить водитель автобуса через микрофон.

  Особое внимание обращается на культуру поведения  в автобусе, необходимо рассказать и показать, как надо входить в автобус, проходить к выходу, как уступать место старшим и маленьким детям, почему нельзя есть в автобусе и сорить, что делать с использованным билетом.

Можно соорудить из стульев автобус, выбрать водителя, остальные дети-пассажиры. Речевой материал должен быть или на табличках, или написан на доске.

Примерный речевой материал

  Разговор на остановке:

-Как доехать до вокзала?( магазина, школы, почты_)

-Какой автобус идёт до стадиона?

-Сколько остановок до кинотеатра?

  Разговор в автобусе

-Разрешите, пожалуйста пройти

-Вы выходите на следующей остановке?

-Какая следующая остановка?

-Садитесь пожалуйста!

  Речь водителя автобуса

- Следующая остановка - улица Ленина

-Граждане, не забудьте оплатить свой проезд

-Осторожно, двери закрываются.

  В процессе игры дети разговаривают друг с другом, используя данный речевой материал. Воспитатель предлагает одному мальчику изобразить старичка. На одной из остановок он входит в автобус, ему уступают место. Ребята учатся правильно входить в автобус, культурно себя вести, уступать место старшим, употреблять необходимые выражения.

  В игре многократно повторяются необходимые выражения: будьте добры, пожалуйста, спасибо, извините и т. д.

2. Сюжетно-ролевая игра « В кинотеатре»

Цель: Умение участвовать в диалоге с кассиром и контролёром кинотеатра, воспитание культуры поведения

Оборудование: билеты, бумажные деньги, таблички « Касса», «Зрительный зал»,

Речевой материал:

-У вас есть билеты на этот фильм?

-Сколько стоит билет?

-Дайте, пожалуйста, один билет

-Спасибо большое!

  Перед началом игры сообщается ход игры, выбираются кассир, контролёр. Зрители встают в очередь  в кассу за билетами. Воспитатель наблюдает за диалогами детей с кассиром. Объясняет, как обращаться к контролёру, проходить между рядами, извиняться, если нечаянно толкнули кого-то, как надо правильно сидеть.

После этого можно показать детям короткий фильм. После окончания сеанса нужно спокойно выйти из класса.

Сюжетно-ролевые игры помогают глухим и слабослышащим учащимся полностью войти в мир игры, познакомиться с разными профессиями и научиться взаимоотношениям детей друг с другом в процессе игры, развивая при этом самостоятельное речевое общение.

При проведении игр воспитатель решает следующие задачи:

  • расширяет знания учащихся по выбранным темам;

  •  учит отражению в играх труда взрослых людей, их взаимоотношений в процессе деятельности;

  • развивает в ходе игр словесное общение детей, учит использовать ранее усвоенный словарь и развивать специфический, связанный с сюжетами игр;

  • развивает активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формирует познавательные интересы

  • способствует процессу социализации детей с нарушениями слуха.

  • Организация сюжетно ролевой игры и передача опыта игровой деятельности детям с нарушением слуха, является наиболее эффективным видом передачи социального опыта.

Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагога, сюжетно-ролевые игры принесут глухим школьниками неоценимую пользу для успешной социализации и адаптации в мире слышащих людей.  


 


 

 

2

 


Полный текст материала Статья "Роль сюжетно-ролевой игры для социализации глухих слабослышащих детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна  Публикатор
10.04.2023 0 551 26

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК