Статья "Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями"


Родионова Екатерина Петровна –учитель математики

МБОУОШ «Горизонт» города Тюмени













«Особенности обучения математике детей

с интеллектуальными нарушениями »









Аннотация

В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников. Об использовании отдельных методов на практике я расскажу в своей статье.























Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. Необходимость индивидуального и дифференцированного подхода к формированию элементарных математических представлений детей обусловлена тем, что нарушения в их психофизическом развитии проявляются весьма разнообразно. Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальными нарушениями представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников. Опираясь на результаты исследований, проведённых специалистами в области изучения особенностей детей с умственной отсталостью, нужно обратить внимание на следующие признаки, присущие им:

- при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;

- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;

- замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;

- недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания.

Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения. Несмотря на то, что обучение математике носит практический характер и коррелируется с трудовым обучением, уроками рисования, естествознания, географии, истории, физической культуры и др., умственно отсталые школьники должны овладеть комплексом доступных теоретических понятий.

Задачи обучения в коррекционной школе можно сформулировать следующим образом:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  • организация качественной коррекционной работы с учащимися с различными формами интеллектуального нарушения;

  • сохранение и укрепление здоровья на основе совершенствования образовательного процесса;

. создание благоприятного психолого-педагогического климата

для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ.

Исходя из общих задач коррекционной школы, можно сформулировать задачи обучения математике: общеобразовательную, воспитательную, практическую. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, — главная общеобразовательная задача обучения Использование наглядных средств при обучении , четкое планирование работы по этому учебному предмету, организацию практических работ по математике дает возможность дать необходимые знания ребенку с интеллектуальными нарушениями развития.

Усвоение понятия числа возможно при наличии у ученика определенного уровня развития мыслительных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации). Своеобразие мыслительной деятельности, недостатки генетически более поздней словесно-логической формы мышления обуславливают неизбежное возникновение трудностей в процессе формирования у умственно отсталых учеников абстрактных математических понятий и закономерностей. Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции интеллекта и личности умственно отсталых учащихся. Важнейшая сторона коррекции мышления у умственно отсталых учеников - формирование у них умений обобщать причины однородных явлений и в то же время умений использовать эти обобщения для объяснения новых явлений того же порядка, что и уже известные им.

Большую роль в обучении математике играет умение научить ребёнка решать задачи. В своей работе я использую следующие приёмы:: подготовительные упражнения, направленные на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, дидактические игры, наглядности, схематические рисунки, различные формы записи содержания и решения задач, а также предметно-практические упражнения, направленные на конкретизацию содержания задач.

Чтобы сосредоточить внимание учеников и какое-то время удерживать его, создаю на уроке игровую ситуацию, добавляю драматизацию известных детям сказок, обязательно участвуют все дети ( «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.).

Считаю, что основной вид деятельности учащихся на уроке фронтальная работа, и она наиболее продуктивна, если дети на основе моего показа, сопровождаемого словесной инструкцией, повторяли действия и слова. Поэтому все, что говорит учитель должно быть понятно детям. Предложения простые, инструкция содержит указание только одного действия (решить пример, разложить предметы по цветам и т.д)

Для запоминания математических терминов практикую метод проговаривания хором, это помогает быстрее запоминать. Сначала дети проговаривают отдельные слова или фразы, вместе с учителем, произносят самостоятельно. Более способные ученики как бы ведут за собой остальных школьников. Все действия с предметами дети выполняют под моим руководством, поэтапно. Если кто-то из детей, не справляется с каким-то действием, выполняю действия вместе с ребенком и прошу тут же эти действия повторить самостоятельно.

Большое значение на протяжении всего урока уделяю физическому состоянию обучающихся, а именно предупреждаю утомление: смена видов деятельности, физкультурные упражнения. Особое внимание следует уделять на уроках подвижным играм.

Ребенок с интеллектуальными нарушениями не испытывает потребности рассматривать, исследовать и оценивать предметы, их взаимное положение, количественные отношения предметных групп. Предметно-практическая, деятельность иногда настолько увлекает детей, что будучи заняты процессом выполнения действий, они не обращают внимания, на полученные результаты, не увязывают их между собой. Поэтому систематически, сообщаю учащимся оценки взаимного положения предметов в пространстве, на плоскости, количественные отношения (больше - меньше, равно, высоко-низко), называю события (что произошло, будет происходить и т.д.) и полученные при этом результаты. Прежде чем школьники научатся отвечать, они должны пополнить словарь теми словами, без которых невозможно характеризовать пространственные, количественные отношения и результаты действии. Поэтому метод повторения в этом случае очень актуален. На каждом уроке дети возвращаются к тому, что изучалось на предыдущих уроках. Школьники могут не ответить, тогда даю подсказку, показывая демонстрационные пособия, раздаточный материал, который использовался на прошлом уроке, напоминаю задания, которые ученики выполняли.

На каждом уроке математики дети учатся работать в тетради. Во время пропедевтического периода, когда школьники постоянно нуждаются в помощи. Я подготавливаю страницу в ученической тетради или отдельный лист из тетради в клеточку, если нельзя еще разрешить ребенку работать в тетради (почти полностью отсутствуют необходимые навыки). Выполняю всю будущую работу учащегося или ее часть простым карандашом. Ученик затем обводит написанное ручкой или цветными карандашами, заранее отмечаю точки, которые будет соединять школьник, прочерчиваю линии по линейкам в тетради цветным карандашом, чтобы ученик их видел, так как ориентироваться по напечатанным па листе линиям он еще не может. Иногда пропедевтический период у отдельных обучающихся затягивается не на один год.

На уроках математики готовлю учащихся к работе по картине, с книгой, учебником. Демонстрирую сюжетную картину, ученики рассматривают изображенные предметы и под моим руководством обсуждают сюжет, оценивают количество предметов. Подбираю картины, сюжет которых связан с окружающей действительностью. Чтобы ученики могли применить полученные знания в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает.

За период обучения в школе учащиеся должны получить следующие математические знания и практические умения: а) представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и десятичных дробях; б) представление об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости и объеме тел, времени), единицах измерения величин и их соотношениях; в) знание метрической системы мер, мер времени и умение практически пользоваться ими; г) навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.); д) умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями; е) умение решать простые и составные (в 3—4 действия) арифметические задачи; ж) представление о плоскостях и объемных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира). Обучая математике учащихся с умственной отсталостью, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников. В старших классах практикую изучение материала на проектной основе. Весь изучаемый материал поделен между шестью проектами: «Моя семья», «Красота нам всем нужна», «Дни музыки», «Дом в котором я живу», «Мой город», «Мир животных».

В ходе обучения обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков знания полученные по разным предметам дополняют друг друга. Математика тесно связана со всеми предметами учебного плана. Выбор тем для проектов ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых.

 1. Проект «Семья» всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для подготовки и реализации проекта «Семья» на интегрированных уроках по предметам, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки. В процессе работы над проектом «Семья» использую практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения. Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося.

2. Проект «Дни музыки» музыкальное воспитание учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью занимает важное место в системе коррекционно – педагогической работы. Уроки математики помогают в этом. Обучая учащихся разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки: бег, ходьба по кругу, бег и ходьба с предметом, прыжки на месте, кружение и др. На уроках использую музыкальные игрушки, детские (самодельные) музыкальные инструменты, это стимулирует учащихся к определенной самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности, воспитывает у них состояние физической, психической и социальной защищенности, театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности. Это является основой социализации детей данной категории.

3. Проект «Дом в котором я живу». Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения позволяют показать ученику, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом. Эта тема понятна и доступна детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Она несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций.  При реализации проекта расширяется представление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знания о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностях членов семьи, о безопасном поведении дома. Проект ориентирован на социализацию учащихся и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых. Для подготовки и реализации проекта «Дом, в котором я живу» последовательно используются следующие упражнения: интерьер комнат связываем с геометрическими фигурами, используя знания по коммунальным платежам закрепляем навыки полученные при решении задач, по расположению предметов в квартире отрабатываем навыки пространственного ориентирования. Экскурсии в магазин закрепляют навыки операций с деньгами и банковскими картами.

4. Проект «Мой город» формируем основы патриотизма. Патриотическое воспитание учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной особенностям здоровья деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры применяется проектный метод. Например: рисование на тему «Дом, в котором я живу» с подписью город, название улицы, номер дома и номер квартиры (при необходимости с помощью учителя). Заучивание номеров телефонов экстренных служб, нумерация домов, четная нечетная сторона улицы.

Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца. На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, изменение, конструирование и др.) коррегируются недостатки моторики. Деятельность учителя направлена на решение задач обучения и развития детей. Преодоление трудностей, которые носят стойкий характер и требуют наблюдения и специализированной помощи.




Полный текст материала Статья "Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Родионова Екатерина Петровна  Публикатор
03.01.2023 0 1296 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК