Статья "Роль движения "Абилимпикс" в социализации детей с ОВЗ"
В настоящее время одним из важных конкурсов является «Абилимпикс» – это международное некоммерческое движение, основной целью которого является содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на рынке труда. Миссия движения «Абилимпикс» заключается в повышении социальной активности людей с инвалидностью, обеспечить их рабочими местами, дать возможность совершенствования их профессиональных навыков.
В последние годы много проводятся чемпионаты международных общественных движений профессионального мастерства, как «WorldSkills», «Абилимпикс», которые во всем мире объединяют людей с разными видениями. Движение «Абилимпикс» - эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей со всеми видами инвалидности. Как показывает жизнь, проведение чемпионатов «Абилимпикс» также оказывает серьезное влияние на формирование культуры отношения к инвалидам в современном обществе, в том числе их социализации.
Цель чемпионата - профориентация, мотивация, социализация и трудоустройство людей со всеми видами инвалидности. Мероприятия чемпионата формируют культуру отношения к инвалидам в обществе, поддержку в образовательной и профессиональной сфере, способствуют совершенствованию профессиональных навыков, и привлекают внимание к профессиональным возможностям людей с разными категориями инвалидности со стороны потенциальных работодателей и представителей власти. Благодаря этому движению люди с ограниченными возможностями здоровья находят себя в жизни, трудоустраиваются, зарабатывают на жизнь, создают семьи и чувствуют себя комфортно в современном обществе.
Проведение чемпионата требует много организационных моментов, предусматривается бюджет из различных источников, государство в этом направлении выделяется немало средств. Известно, что одними из самых важных людей на площадке чемпионата «Абилимпикс» являются эксперты. Именно они оценивают выполнение конкурсных заданий и решают, кто из участников достоин победы.Я являюсь второй год главным экспертом по направлению «Резьба по дереву» среди школьников. В права и обязанности экспертов входит большое количество задач: это и организация работы конкурсной площадки, и общение с прессой, и повышение квалификации, и самое важное — судейство на площадке. Сам процесс судейства состоит из нескольких этапов. Главный эксперт по компетенции за день до проведения соревнований осуществляет внесение 30% изменений в конкурсное задание по соответствующей компетенции в соответствии с Регламентом работы экспертов конкурсов «Абилимпикс».
Многие организаторы и эксперты подчеркивают, что участники наших соревнований хорошо проявляют свои способности и демонстрируют сформированные профессиональные и личностные компетенции.Школьники, приглашенные на профориентационные мероприятия в рамках конкурсана практике знакомятся с рабочими профессиями и видят реальные примеры успешности личностного роста ребят, имеющих ограничения по здоровью.Поэтому это движение имеет практикоориентированность и интерес к нему достаточно высокий.
Начиная с 2016 года в Республике Саха (Якутия) ежегодно проходит региональный чемпионат «Абилимпикс» для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Надо отметить, чтов этом направлении намечаются положительные сдвиги. Так, ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащихобучающихся» в конкурсных мероприятиях «Абилимпикс» всегда принимает самое активное участие. И с 2018 года с целью достижения успешной социализации в обществе своих воспитанников и обеспечиванияим эффективной профессиональной ориентациинаша школа ведет свою целенаправленную работу. Готовимся задолго до конкурса, выбираем детей, кропотливо готовим к конкурсу, при этом уделяем внимание на личностные особенности детей, а также учитываем их интерес той или иной компетенции. Есть дети, которые хотят сразу на многие компетенции проверить себя, это хорошо с одной стороны, но мы стараемся их определить во время всего образовательного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, на таких чемпионатах здороворазвивается мотивациядетей с инвалидностью, а также их родителей к дальнейшему личностному росту, также выбору своей будущей профессии. Работа по данному направлению идет постоянно, педагоги нашей школы с начала учебного года много работают над формированием профессиональных компетенций по разным направлениям с учетом целей и задач данного движения. Такая совместная кропотливая работа с детьми дает свои результаты, наши конкурсанты постоянно занимают призовые места.
Методическое объединение учителей художественно-эстетического циклаГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащихобучающихся»под руководством Алексеевой Ю.В. – опытного педагога, учителя с высшей квалификационной категории планово ведет свою организационно – методическую работу, в рамках семинаров, мастер классов, заседаний творческих комиссий постоянно обсуждаются проблемы по качественному образованию, особенно по формированию профессиональных компетенций обучающихся.
Среди этих вопросов ежегодно изучаются вопросы, проблемы, касаемые участия в региональном чемпионате «Абилимпикс». В нашей школе это направление работы занимает одно из ведущих мест, также в обязательном порядке учитываютсяпри оценивании результатов педагогической деятельности. Среди наших педагогов имеются эксперты республиканского уровня по различным компетенциям, что дает возможность внутри школы самостоятельно проводить свой конкурс с учетом задач движения «Абилимпикс». Все это дает возможность обучающимся дополнительно заниматься по формированию профессиональных компетенций. Наши дети успешно выступают в этом престижном конкурсе и занимают призовые места.
На региональных этапах чемпионата с 2018 годаобучающиеся нашей школы были представлены на конкурсных площадках по следующим компетенциям: « Бисероплетение», «Вязание крючком», «ИЗО», «Резьба по дереву».
Как показывает практика, участие неслышащих обучающихся в чемпионатах «Абилимпикс» составляет очень малую часть среди участников.
Целью участия наших обучающихся состоит, как и других участников с инвалидностьюв том,чтобы онистали:
- конкурентоспособными для дальнейшего трудоустройства;
- повышения мотивации к развитию профессионального мастерства;
- стимулирования выпускников с инвалидностью к дальнейшему профессиональному и личностному росту.
При достижении цели, несомненно, у учащихся появится адекватная оценка своих сил, возможностей, а это станет началом успешной социализации в обществе. После таких конкурсов у ребят всегда появляются искорки в глазах, появляется уверенность в себя, побуждается интерес к жизни.
По нашим наблюдениям, после школы многие наши ребята занимаются тем делом, которым они занимались на учебных занятиях, каждому мужчине приятно работать с деревообработкой, они начинают осваивать такие навыки, как работа с инструментами, определение качества древесины, но и хорошо знакомятся с культурой своего народа. Все эти знания пригодятся, когда они сами будут заниматься ремонтом своего собственного дома, резьбой по дереву, но и в последующем может стать определенной помощью в профессиональном самоопределении.
Известно, что проблема трудоустройства и занятости людей с инвалидностью являются государственной задачей, где одним из ключевых вопросов занимает реабилитация и социализация людей с ограниченными возможностями здоровья, создания им равных возможностей. Для решения этой государственной задачи и вовлечена и такие образовательные школы, как наша.
Итак, конкурсы профессионального мастерства для лиц с инвалидностью – это форма повышения компетентности, толерантности различных субъектов образовательной системы. Система конкурсов позволяет людям с инвалидностью сформировать уверенность в своих силах, оценить свои возможности и продемонстрировать их сверстникам, школьникам, работодателям.У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду; развитие творческого мышления; профессионального интереса; коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место
В заключении пришли к выводу, что такие чемпионаты дают возможность неслышащимдетям развиваться, повысить самооценку и формировать планы на будущее и не только неслышащим, а всем категориям людей с ограниченными возможностями. Поэтому очень важно проводить такого рода мероприятия и показывать потенциал молодежи будущим работодателям, чтобы каждый из них поверил в себя, почувствовал новые возможности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лугинов Игорь Дмитриевич
→ Публикатор 06.05.2022 0 1720 11 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.