Статья "Дидактические игры на развитие внимания дошкольников с нарушением слуха"


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Внимание — это сосредоточенность психической деятельности ребенка в данный момент времени на каком-либо реальном объекте. Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение. Все эти свойства формируются у детей постепенно в дошкольном возрасте.

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, так как определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Именно оно оказывается ведущим у детей дошкольного возраста — как при нормальном развитии, так и при его отклонениях. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. На протяжении дошкольного возраста устойчивость внимания меняется.

Произвольное внимание формируется взрослыми в результате воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанной организацией поведения. Первоначально произвольное внимание развивается общением ребенка с взрослыми. Указательный жест, речевая инструкция взрослых выделяют из окружающего мира определенный предмет. Постепенно ребенок начинает строить свое поведение на основе самоинструкций, путем самостоятельной постановки задач. Сначала самоинструкции даются во внешней развернутой речевой форме. На начальных этапах становления произвольного внимания необходимым условием его поддержания является наличие внешних опор — развернутых практических действий с выделенными предметами.

В ходе дальнейшего развития происходит переход внешних опор во внутренний план. Для детей с отклонениями в развитии характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольной, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации и управления вниманием.

Несмотря на разную степень выраженности дефекта (слуха, зрения, интеллекта) у ребенка, наиболее значимым является раннее обнаружение дефекта и оказание педагогической помощи.

Основным направлением такой помощи является коррекционно-компенсаторная работа с использованием игры. Именно раннее вмешательство в процесс развития ребёнка предупреждает отклонения в развитии психических функций, в частности — внимания.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цели: развивать зрительное внимание и память у детей. Научить ребёнка называть, запоминать последовательность предлагаемых игрушек.

Оборудование: 3 знакомые ребенку игрушки (зайчик, мишка, собачка). все игрушки мягкие, одинакового размера, помещаются в руке ребёнка, имеют естественные цвета.

Ход игры: ребёнок располагается за столом. Он должен правильно

назвать игрушки, запомнить, как они стоят в ряду, положить «как было».

Взрослый сидит напротив ребёнка:

«Будем играть. Пришли гости».

Достаёт из пакета игрушку.

«Кто это? Верно. Собака.

Возьми в руки. Поставь сюда.

Кто это? Правильно. Зайка. Возьми, смотри.

Поставь зайку рядом с собакой.

Кто это? Верно. Мишка.

Это гости. Смотри, запоминай, как стоят гости.

Закрой глаза».

Взрослый перекладывает игрушки.

«Смотри.

Положи, как было.

Кто пришёл в гости?

Да. В гости пришли: мишка, собака, зайка.

Верно. Запомнил правильно.

Молодец. Хорошо играл».

«ПОВТОРИ УЗОР»

В данной игре можно использовать шесть вариантов в соответствии

с пособиями.

Вариант 1: «Cолнышко».

Цели: развитие зрительного внимания, памяти. Научить узнавать, называть, запоминать зрительные образы, идентифицировать основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий) и формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) предметов.

Оборудование: магнитное поле, цветной круг, разноцветные прямоугольники. (все детали пособия имеют чистые, насыщенные цвета, можно использовать рельефный контур.)

Ход игры: дети располагаются за столом. Они должны правильно назвать цвет, форму и по памяти сложить узор.

Взрослый сидит напротив детей: «Будем играть».

На магнитном поле взрослый выкладывает узор.

«Смотри. Что это?»

Показывает на круг в центре.

«Верно. Какого цвета? Правильно, красного».

Показывает на прямоугольники.

«Что это? Прямоугольники — палочки. Какого цвета? Правильно.

На что похоже? На солнышко. Хорошо. Смотрите внимательно, запомните. Закройте глаза». Взрослый перемешивает все детали узора и говорит: «Откройте глаза. Положите, как было у меня.

Что в середине? Верно. Положите круг. Положите палочки.

Что получилось? Верно. Солнышко. Хорошо играли. Молодцы».

Вариант 2: «Дерево».

Цели: без изменений.

Оборудование: магнитное поле, 3 треугольника (1 — большой, жёлтого цвета, 2 — маленькие, жёлтого и синего цвета), прямоугольник синего цвета.

Ход игры: ребёнок располагается за столом. Он должен правильно назвать цвет, форму и по памяти сложить узор. Взрослый сидит напротив ребёнка: «Будем играть». На магнитном поле ребёнка взрослый выкладывает узор (дерево).

- «Смотри. Что это?»

Показывает на прямоугольник и ставит его внизу.

-«Верно. Какого цвета? Правильно, синего».

Берёт большой треугольник.

-«Что это? Верно, треугольник.

-Какого цвета? Правильно, жёлтого».

Ставит на прямоугольник.

Берёт маленький, синий треугольник.

-«Что это? Верно, треугольник. Какого цвета? Правильно, синий».

Ставит на большой треугольник.

Берёт маленький, жёлтый треугольник.

-«Что это? Верно, треугольник. Какого цвета? Правильно, жёлтого».

Ставит на маленький, синий треугольник.

-«Что это? Правильно — дерево.

Смотри внимательно, запоминай. Закрой глаза».

Взрослый перемешивает все детали узора и говорит:

«Открой глаза. Положи, как было.

Что внизу? Верно. Положи прямоугольник.

Что было на нём? Правильно.

Положи большой треугольник и маленькие треугольники. Всё.

Что получилось? Верно. Дерево.

Хорошо играл. Молодец».

Вариант 3: «Человек».

Цели: без изменений.

Оборудование: магнитное поле, цветной круг, прямоугольники

(большой и маленькие), одинакового (синего) цвета.

Ход игры: ребёнок располагается за столом. Он должен правильно

назвать цвет, форму и по памяти сложить узор.

Взрослый сидит напротив ребёнка: «Будем играть».

На магнитном поле ребёнка взрослый выкладывает узор (человечка).

«Смотри. Что это?»

Показывает на круг наверху.

«Верно, круг. Какого цвета? Правильно, синего».

Показывает на прямоугольники.

«Что это? Прямоугольники. Какого размера?»

Показывает большой прямоугольник.

«Правильно — большой, какого цвета? Верно, синего».

Прикладывает прямоугольник к кругу.

«Какие прямоугольники? Верно, маленькие».

Прикладывает их к большому прямоугольнику наверху и внизу.

«Смотри. На что похоже? На человечка.

Хорошо. Смотри внимательно, запомни.

Закрой глаза».

Взрослый перемешивает все детали узора и говорит:

«Открой глаза. Положи, как было.

Что было наверху? Верно. Положи круг.

Положи большой прямоугольник.

Положи маленькие прямоугольники. Всё».

Показывает на части тела.

«Что это? Голова. Что это? Руки. Что это? Ноги. Что это? Туловище.

Что получилось? Верно. Человечек.

Хорошо играл. Молодец».



Желаем успехов!




Полный текст материала Статья "Дидактические игры на развитие внимания дошкольников с нарушением слуха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна  Публикатор
14.05.2023 0 460 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК