Статья "Экскурсия – способ социализации детей с нарушением слуха"
Экскурсия – способ социализации детей с нарушением слуха.
Основная задача школ для детей с нарушением слуха является подготовка обучающихся к активной самостоятельной жизни, создание условий для их полной реабилитации и социализации.
Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия.
Экскурсия – распространённая форма внеклассной работы с детьми, которая в силу своей наглядности, информативности имеет не маловажное значение в освоении детьми социального опыта. А также способствуют:
- закреплению, расширению и углублению имеющихся и приобретения новых знаний;
- расширению сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих учащихся;
- обогащению знаний и представлений об окружающем мире, обществе, природе;
- активизации речевого развития и обогащению словаря;
- развитию основных мыслительных операций;
- формированию нравственных черт, эмоций.
Организация экскурсии включает три основных этапа проведения Подготовительный
На подготовительном этапе воспитатели вместе с детьми продумывают примерный план экскурсии, определяют её цели и задачи, проводят беседу о запланированной экскурсии с презентацией или учебным фильмом, готовят специальный речевой материал, обдумывают ряд вопросов
Ход экскурсии (собственно экскурсия);
В ходе экскурсии взрослый дает словесные пояснения относительно наблюдаемого, вовлекает детей в общение, следит за выполнением индивидуальных заданий, оказывает помощь в случае затруднений. Воспитанники овладевают элементарными навыками диалогической речи, учатся употреблять слова речевого этикета. Только путем закрепления на практике имеющихся знаний, умений и навыков у детей вырабатываются необходимые нормы поведения.
Заключительный
После экскурсий результаты наблюдений, общения, деятельности обобщаются в словесной форме. Знания и речевой материал закрепляются при изготовлении альбомов, стендов, рисунков.
Наряду с использованием устной словесной формы общения во время экскурсии применяются таблички со словами, фразами, а в случае необходимости используется дактильная речь.
При запоминании новых слов можно организовать загадки-инсценировки. Например, дети по очереди изображают действия почтальона, повара, художника, портнихи и т.д. Все термины обязательно фиксируются в словарях, схематические зарисовки во время экскурсии сопровождаются соответствующими записями. После экскурсии ребята представляют результаты наблюдений в тетрадях.
Тематика экскурсий от класса к классу расширяется в связи с развитием интересов и возможностей детей, в начальной школе можно взять следующие темы: -по школе;
- на кухню;
- в кабинет трудового обучения;
- на пришкольный участок;
- в медицинский кабинет- в магазин
Во 2-4 классах могут проводиться экскурсии в продуктовый магазин, на почту, в аптеку, в ателье, в музеи, по памятным местам города, на природу.
В средних и старших классах следует расширить тематику экскурсий непосредственно на производство и предприятия города.
Это могут быть экскурсии в швейную мастерскую, в пожарную часть, на почту, в парикмахерскую, в обувную мастерскую, в спортивный комплекс, в центр занятости населения, в фотосалон.
Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у школьников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор.
Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение школьников.
Таким образом, экскурсии способствуют адаптации ребёнка в окружающем мире (социализации), развивают у детей наблюдательность, обеспечивают уточнение и закрепление представлений.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна
→ Публикатор 08.01.2023 0 462 41 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.