Статья "Организация учебно-воспитательного процесса школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы"


 

 Организация учебно-воспитательного процесса школы реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для образования обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) во второй половине дня в рамках здоровьесберегающих технологий.

Димитренко Яна Владимировна, ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт – Петербурга, Россия

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации выходит на качественно новый уровень своего развития, соответствующий гуманистическим принципам международного права и новым, современным образовательным технологиям.

Новый закон об образовании закладывает правовые основы содержания обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вводит понятия адаптированная образовательная программа, специальные условия для получения образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов создана и функционирует целая система специального образования, где созданы все условия для воспитания, обучения и коррекционной помощи детям, так же открыты специальные классы в массовых учреждениях. Понятием «инвалид» определяют лиц, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты. Инвалидность трактуется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и вести в нем активную жизнедеятельность.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на процесс ее формирования в целом. Применительно к детям-инвалидам в качестве синонимов используются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Цель моей работы: организовать и выстроить системный здоровьесберегающий подход в решении задач специализированной помощи детям с нарушениями в психофизическом развитии.

Задача: организовать работу каждого специалиста таким образом, чтобы была соблюдена системность образовательного процесса учащегося с учётом его психо -физических возможностей и в рамках здоровьесберегающих технологий.

Для реализации данной задачи мной были изучены следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 41, пункт 6; статья 79;

  • Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», статья 10: организация обучения на дому отдельных категорий детей, получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование;

  • Закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 19;

  • Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 с изменениями на 10 мая 2016 года «Социальный кодекс Санкт- Петербурга»;

  • Методические рекомендации «Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий в образовательных учреждениях (классах), реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» №03-20-2137/16-0-0 от 10.06.2016;

  • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2015г. № 26;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 105;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;

  • Распоряжение Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

  • Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год»;

  • Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения школы №657 Приморского района Санкт – Петербурга, утверждённым распоряжением Комитета по образованию от 29.06.2015 № 3149-р (зарегистрирован МИФНС 17.07.15 ОГРН 1027807587829 ГРН 7157848236781).

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее ФГОС УО);

  • Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002 N 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».

Система реализации здоровьесберегающих технологий в ГБОУ школе №657

Работа педагогов образовательного учреждения сегодня как никогда направлена на поддержание и оздоровление учащегося, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образовательного учреждения. Чтобы успешно реализовывать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, необходимо четко понимать, что это такое и для чего это нужно. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.

Для того чтобы начать реализовывать здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, для начала надо было разобраться в следующих понятиях:

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Работая в образовательном учреждении, реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) здоровьесберегающие технологии напрашиваются сами собой, с целью социально-психологической реабилитации, коррекции отклонений развития учащихся и трудовой подготовки для последующей интеграции в общество.

Для реализации вышеперечисленных задач и решения проблем, связанных с обучением и воспитанием, В школе создан и успешно функционирует Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), ранее звучавшая как школьная служба сопровождения (ШСС).

Цель создания ПМПк: создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи ПМПк:

  • Координация деятельности специалистов различного профиля с целью оказания помощи в условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями);

  • Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • Помощь обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям, обучающимся.

В состав ПМПк входят:

Учитель – логопед: 10 чел. (5 чел. - высшая квалификационная категория, 4 чел.- первая квалификационная категория, 1 чел. – без категории)

Учитель – дефектолог: 3 чел. (1 чел.- первая квалификационная категория, 2 чел. – без категории)

Социальный педагог: 1 чел. (1 чел.- без категории)

Педагог – психолог: 6 чел. (1 чел. - высшая квалификационная категория, 1 чел.- первая квалификационная категория, 4 чел. – без категории)

Учитель ЛФК и медицина: 1 чел. и 1 чел. – соответственно (2 чел. - высшая квалификационная категория)

Учитель и воспитатель: 82 чел. (32 чел. - высшая квалификационная категория, 43 чел.- первая квалификационная категория, 7 чел. – без категории)

Функции каждой структуры

Учитель – логопед:

взаимодействует с педагогами школы и специалистами ШСС; проводит обследование и диагностику речевых нарушений; осуществляет коррекционную работу; определяет динамику; ведет просветительскую работу; консультирует родителей, педагогов.

Педагог – психолог:

проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми; взаимодействует с педагогами школы и специалистами ШСС; ведет просветительскую работу; консультирует родителей, педагогов.

Учитель и воспитатель:

обучают и воспитывают; обеспечивают коррекционную работу при обучении и воспитании; выявляют проблемы обучения и воспитания; изучают индивидуальные особенности ребенка; создают благоприятную микросреду и положительный эмоционально-психологический климат в классе (группе); взаимодействуют со специалистами школы; поддерживают постоянную связь с родителями.

Учитель-дефектолог:

проводит обследования; проводит групповые и индивидуальные занятия; осуществляет связь с учителем, воспитателем и другими специалистами; консультирует педагогов и родителей.

Социальный педагог:

проводит изучение социальной среды ребенка; выявляет учащихся, склонных к правонарушениям и проводит работу по предотвращению правонарушений; проводит индивидуальные и групповые беседы с учащимися; занимается профориентацией; работает с классным руководителем, воспитателем и родителями; взаимодействует с внешними организациями

Учитель ЛФК и медицина:

обследование и диагностика; проведение массажа по согласованным с врачом схемам; коррекционная работа по различным нарушениям осанки; профилактика гиподинамии и нарушения осанки; ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей; взаимодействие с врачом поликлиники; обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима; просветительская работа по здоровому образу жизни; консультации родителей, педагогов.

Занятия специалистов проходят во второй половине дня, вне учебного расписания, кроме уроков лечебной физической культуры, которые проходят параллельно с основным предметом адаптивной физической культурой. При индивидуальной программе обучения или в форме надомного обучения, возможно сопровождение учащегося специалистами в первой половине дня. Так же работа педагога – психолога по психокоррекции может проводиться, в любое время для оказания быстрой и квалифицированной психологической помощи учащимся. У каждого специалиста есть часы приема и консультаций родителей и педагогов.

Первые два месяца педагоги дополнительных, первых и пятых классов ведут наблюдение за новыми учащимися, в конце второго месяца на основании своих наблюдений заполняют анкету для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося подготовительных, 1-ых и 5- ых классов. Данные анкет анализируются педагогом-психологом, выводы анкетирования представляются в виде аналитической справки.

Со всеми остальными учащимися, включая контингент вышеперечисленных, первые две недели проводят диагностику специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог). По результатам диагностики составляется расписание занятий с учащимися в виде групповых или индивидуальных занятий и определяется направление работы коррекции нарушений учащегося.

На первом плановом заседании ПМПк, в конце октября, обсуждается каждый учащийся подготовительного, 1-ых и 5-ых классов, а также учащиеся, требующие особого внимания. Выявляются проблемы учебного характера, психо-эмоционального состояния, проблемы формирования и развития коммуникативной и когнитивной функции речи, нарушения развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса, а так же его специфику по результатам наблюдений и общения с родителями и учащимися социальным педагогом. Для каждого обучающегося специалисты определяют свой план работы по коррекции нарушений тех или иных проблем с учетом индивидуальной программой реабилитации инвалида.

При необходимости обсуждается возможность изменения формы обучения (обучение по индивидуальной программе, надомное обучение).

В начале учебного года учитель адаптивной физической культуры (АФК) и лечебной физической культуры (ЛФК) берут сведения о состоянии здоровья учащихся в медицинском кабинете. На основе этих списков составляется расписание АФК - фронтальных или групповых занятий, ЛФК - индивидуальных или групповых занятий.

Важно обеспечить связь специалистов с педагогами и воспитателями, которые могут поделиться своими наблюдениями за учащимися, а специалисты, в свою очередь, скорректировать работу педагога и воспитателя в устранении или коррекции проблем.

Проблемы, с которыми я столкнулась и их решения

Проблема № 1: Организовать работу специалистов таким образом, чтобы учесть психо -физические возможности учащегося с учетом здоровьясбережения.

Решение: была разработана карта занятости учащихся класса, в котором отображается нагрузка каждого учащегося, по дням недели и времени, у специалистов и в кружках

 

Проблема № 2: Накладка в занятиях: у одного ученика могло совпадать время занятий у разных специалистов и/или занятости в кружках.

Решение: было разработано расписание занятости всех учеников класса на каждый день недели на весь учебный день с 09.00 – 18.00

 

//////////

///////////

////////////

////////////

 

Проблема № 3: особые потребности учащихся с расстройствами аутистического спектра и с диагнозом аутизм.

Решение: в силу специфики развития и потребностей учащихся с подобными заболеваниями в данный момент уже работает индивидуальное сопровождение таких учащихся во время уроков специалистами. У специалистов составлено расписание, на каких уроках они сопровождают такого учащегося. Сопровождение состоит в том, что специалист сидит вместе с обучающимся на уроке, педагог ведет свой урок, а специалист объясняет учащемуся с расстройствами аутистического спектра или с диагнозом аутизм эту же самую тему, но в доступной ему форме, выполняет практические задания, опираясь на специфику работы специалиста и с учетом специфики учащегося.

Проблема №4: разработка индивидуальных рабочих программ, с учетом особенных потребностей учащегося.

Решение: прохождение курсов повышения квалификации, обмен опытом на методических объединениях, консультирование с заместителем директора по опытно -экспериментальной работе, доктором медицинских наук.

Проблема № 5: большой объем бумажной документации участников здоровьесберегающих технологий (результаты диагностик, мониторинги динамики развития учащихся и т.п.)

Решение: все необходимые документы были переведены в электронный формат и открыты в общем доступе в виде Google документов.

Результат - быстрое формирование аналитических справок и общешкольных мониторингов по итогам работы.

Проблема № 6: создание здоровьесберегающего пространства.

Решение: Классы разделены на зоны: зона учебная и зона отдыха – игровая зона. Парты в классах одноместные, регулируемые. Расстановка парт – меняющаяся, в зависимости от цели и задач урока, занятия: полукругом, в ряд, квадратом, традиционно рядами и т.д. Парты и стулья соответствуют росту ребёнка и требованиям Роспотребнадзора. При рассаживании учащихся в классе учитываются состояние слуха, зрения, индивидуальных особенностей учеников, их соматическое здоровье. Для создания уюта в классах есть цветы, диваны, коврики. Коридоры, рекреации школы оформлены тематически: это и наличие мягких игровых модулей в рекреациях, тактильные игровые модули, интерактивные стеновые и напольные модули. Рекреация и коридор 3-го этажа оформлены по тематике «Правила дорожного движения». В школе просторные холлы и рекреации для отдыха учащихся на переменах. Рекреации, коридоры школы при необходимости используются для спортивных мероприятий, проведения тематических занятий, игр, утренней зарядки, динамических перемен. В каждом классе есть градусник, по которому определяется температура в помещении. Все окна школы поменяны на стеклопакеты, что значительно повысило температуру в классах (особенно в зимнее время года). Имеется пандус при входе в школу. Во всех классах школы обучение проводится без домашних заданий, поэтому учащимся нет необходимости носить учебники в портфеле, что исключает перегрузку портфелей по весу. В школе совместно с Советом родителей принято положение «Требования к одежде обучающихся ГБОУ школы № 657 Приморского района Санкт-Петербурга», в котором регламентированы требования к одежде и обуви учащегося, основываясь на снитарно-эпидемологические нормы. В школе собственная столовая, обеспечивающая 2-х разовым бесплатным горячим питанием 100% учащихся. В школе систематически проводятся мероприятия по пропаганде и профилактике здорового образа жизни (спортивные праздники, викторины, внеклассные занятия, игры по станциям, участие в конкурсах и т.д.). Школа сотрудничает со Специальным Олимпийским Комитетом СПб, учащиеся школы являются постоянными участниками спортивных мероприятий города.

Значимость психолого-медико-педагогического консилиума велика. Он позволяет:

  • обеспечивать эффективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как в стенах школы, так и обучающихся в форме надомного обучения;

  • дополнять и конкретизировать современные подходы к организации целенаправленного специализированного, коррекционно-развивающего, социально-психолого-педагогического, здоровьесберегающего сопровождения учащихся.

Эффективность психолого-медико-педагогического консилиума:

  • возможность индивидуальной организации деятельности учащегося с учетом его возможностей и здоровьесбережения;

  • возможность работы «один на один» – специалист – ученик, а так же в малых группах (до 4 человек) с целью социальной адаптации;

  • возможность расширения образовательного пространства и личностно-ориентированной модели обучения;

  • тесное сотрудничество с родителями и другими членами семьи, через оказание семье консультативной, психолого-педагогической, логопедической, дефектологической помощи;

Все это обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса и продуктивность системы обучения и воспитания.

Что является важным в организации работы психолого-медико-педагогического консилиума:

  • четкая систематизация работы специалистов;

  • грамотное составление рабочих программ и индивидуальных программ развития и/или обучения учащегося;

  • правильный выбор методов, принципов и средств с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;

  • разработка методических пособий;

  • использование компьютерных технологий;

  • и, главное, разработка технологий социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Условиями эффективной работы психолого-медико-педагогического

консилиума являются:

  • организация индивидуального образовательного маршрута учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

  • реализация системы психолого-педагогической поддержки,

  • развитие профессиональной компетенции специалистов, педагогов и воспитателей,

  • развитие системы учитель – ученик – воспитатель – родитель – специалисты образовательного учреждения – администрация,

  • здоровьесбережение учащихся и сотрудников школы.

Для того, что бы вся система по реализации здоровьесбережения начала работать, необходимо было проанализировать возможности образовательного учреждения в кадровом и материально-техническом обеспечении.

Результаты мониторинга кадрового состава

В образовательном учреждении работают 158 сотрудников, из них 105 сотрудников на педагогической должности.

Стаж педагогической работы

До двух лет

2

2 – 5 лет

4

5 – 10 лет

15

10 – 20 лет

14

Более 20 лет

70

Квалификационная категория

Высшая квалификационная категория

33

Первая квалификационная категория

37

Нет категории

15

Почетное звание, награды

«Почетный работник общего образования РФ»

13

Грамота Министерства образования

4

Образование педагогических работников

Высшее

89

Педагогическое высшее

73

Среднее специальное

15

Педагогическое среднее

13

Другое

3

Возраст педагогического состава

Моложе 25 лет

3

25-35 лет

18

35 лет и старше

84

Педагоги систематически повышают свою квалификацию, не только в педагогической области, но и по направлению «здорвьесбережение»: актуальные вопросы организации социального питания; комплексная безопасность образовательного процесса; организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении; психологическая поддержка семьи; психологическое сопровождение детей и подростков; современная технология оздоровления и реабилитация с использованием тренажерно-информационной системы ТИСА в программе физического воспитания; современные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

Результаты мониторинга материально-технического обеспечения

п/п

Наименование оборудования

Количество (шт.)

1

Компьютер ученика в к/к

11

2

Компьютер учителя (стационарный)

77

3

Компьютер административный (стационарный)

13

4

Интерактивная доска Panasonic

3

5

Мультимедиа проектор стационарный

16

6

Мультимедиа проектор переносной

1

7

Интерактивная доска Mimio

1

8

Компьютер административный (ноутбук)

3

9

Камера для видеоконференцсвязи

8

10

Сканер планшетный

1

11

Фотокамера цифровая

2

12

МФУ лазерные

16

13

МФУ струйные

15

14

Принтеры

18

В результате мониторинга были определены цель и задачи работы участников образовательного процесса направленных на здоровьесбережение:

Цель: формирование навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ.

Задачи:

  • создание условий для укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, психо-физического развития детей с ОВЗ

  • внедрение инновационных технологий в учебный процесс, способствующих повышению результативности обучения детей с ОВЗ

  • обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям в обучении и внеклассной деятельности

  • ознакомление учащихся с ОВЗ со способами и методами поддержки, укрепления и восстановления здоровья, приобретение ими навыков улучшения качества жизни и здоровья

  • создание системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

Так же по результатам мониторингов были определены участники здоровьесберегающих технологий. В нее вошли сотрудники, реализующие педагогическое сопровождение и медицинское сопровождение.

 

 

Затем была организована система работы всех специалистов входящих в реализацию здоровьесберегающих технологий и их взаимодействие между собой. В ГБОУ школе № 657 можно представить следующим образом:

 

Педагогическое сопровождение мы условно разделили на урочную деятельность и внеурочную деятельность.

Урочная деятельность строится на следующих принципах:

  • составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиНа

  • введение динамической паузы

  • контроль за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесса

  • разработка учебного плана с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников

  • реализация различных видов обучения (надомное, дистанционное) для учащихся, имеющих соответствующие показания

  • дифференцированные задания на уроке ученикам, с учетом их индивидуальных возможностей.

  • особый контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу и классу с мультимедийными установками

  • соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку: продолжительность 40 минут, в середине урока – 2-х минутная физкультурная пауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма мышц глаз, соблюдение режима освещения и проветривания, ортопедического режима

  • соблюдение правила для всех: перемена – время отдыха и разгрузки

  • организация рационального питания учащихся

  • организация качественного гигиенически обоснованного питьевого режима

Таким образом создаются условия, которые способствуют благоприятному настроению, позитивной обстановке на уроке, что в свою очередь к успешному освоению программного материала. Наши ученики имеют ряд особенностей, имеют свой путь в наши школы. И задача учителя не только дать знания, но дать возможность ученику поверить в себя, в свои силы, возможности.

Во второй половине дня учитываются следующие принципы:

  • построение работы ГПД (групп продленного дня) в соответствии с действующими требованиями: перемена между урочной и внеурочной деятельностью 40 минут; прогулка не менее 2 часов

  • организация рационального питания учащихся

  • оформление помещений школы, создающее положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников (картины, цветы, оформление стен)

  • оснащение спортивной площадки и пришкольной игровой зоны

  • организация работы педагогов дополнительного образования в сочетании с коррекционной работой специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов)

  • индивидуализация маршрута пребывания воспитанника во второй половине дня (индивидуальное расписание занятий ученика в кружках, в секциях, у специалистов, на коррекционных занятиях, на внеурочной деятельности)

Что же делается в школе для успешной реализации здоровьесберегающих технологий?

Огромное внимание уделяется спортивно-оздоровительному направлению: открытие стадиона - получился большой спортивный праздник, с выступлением наших артистов, представление сборной команды школы по минифутболу; учитель ЛФК проводит систематическую целенаправленную коррекционную работу; проводятся динамические паузы, утренняя зарядка, физминутки на уроках; проводятся конкурсы спортивных стенгазет, шашечные турниры, рисунки на асфальте и другие «тихие игры»; спортивные соревнования в рамках празднования Дня семьи, декады людей с ограниченными возможностями здоровья: «Папа, мама, я – спортивная семья», Рыцарские турниры к 23 февраля и др.; мини праздники, посвящённые отдельным спортивным снарядам – скакалке, мячу, канату и т.д.; праздник утренней зарядки – «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», где каждый класс представил свою версию утренней зарядки; декады физкультуры и спорта; конкурс «Сделай свой спортивный снаряд» - из бросового материала изготовляли различные спортивные снаряды – «гири», «штангу» и т.д.

Спортивные мероприятия проходят не только в школе, но и на спортивных площадках Газпрома.

Большое внимание уделяется формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах города. Сделан макет микрорайона школы, на котором отрабатывается безопасный путь ребёнка в школу. В системе дополнительного образования ведутся занятия по профилактике и предупреждению ДДТТ (Детского Дорожно – Транспортного Травматизма). Проведение обязательного инструктажа перед каникулами. Проведение игр «Лучший пешеход», приём новых детей в отряд «Юный пешеход», олимпиады по ПДД. Создана Агитбригада, в которой старшие и младшие учащиеся в игровой форме проводят пропаганду безопасного поведения на дорогах.

В работе на занятиях используются мультимедийная программа «Азбука Дорожной Науки», комплект «Азбука дорожного движения», магнитная доска по дорожной ситуации. По этому направлению наша школа принимала участие в районном и городском конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике ДДТТ «Дорога без опасности», где заняла первое место. Мы приняли участие и в Региональном конкурсе того же направления.

Проводятся различные праздники:

По народному календарю, где всегда сочетается фольклор и спортивные эстафеты. Праздник «В стране Здоровей-ка», где гномики (учителя и воспитатели) приглашали детей в свою страну «Здоровей-ка» и где все вместе решали проблемы здоровья: зачем мыть руки, что полезно, а что вредно, как надо одеваться при разной погоде и т.д. В школе работает творческий коллектив «Надежда», который включает в себя много разнообразных кружков – «Хореография», «Хоровое пение», «Бальные танцы», «Кукольный театр», «Театр», «Художественное слово». Театральная студия «Мы - актёры» (для учащихся с умеренной умственной отсталостью) так же принимает активное участие во всех праздниках и мероприятиях. Проходят многочисленные экскурсии в музей гигиены, пешеходные экскурсии по городу, в музеи города. В школе организованы стенды по пропаганде здорового образа жизни.

Любой образовательный процесс должен реализовываться на здоровьесберегающих технологиях! Результатом работы созданной системы второй половины дня в рамках здоровьесберегающих технологий ГБОУ школы № 657 стало индивидуализация работы каждого участника образовательного процесса, как первой, так и второй половины дня; полноценное участие учеников школы в общественной деятельности образовательного учреждения, района, города; высокий процент профессионального самоопределения выпускников, снижение заболеваемости учащихся и их травматизма.

В современных условиях, когда идет развитие инклюзивного образования опыт нашей школы возможно использовать в условиях любого общеобразовательного учреждения, с привлечением специалистов психолого-медико-педагогического центра или через изменение штатного расписания самого образовательного учреждения.


Полный текст материала Статья "Организация учебно-воспитательного процесса школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Димитренко Яна Владимировна  Публикатор
07.10.2020 0 1372 243

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК