Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях школы-интерната"
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
в условиях школы – интерната.
«Забота
о человеческом здоровье,
тем более
здоровье ребенка - … это, прежде
всего,
забота о гармонической полноте
всех физических и
духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость
творчества».
В.А. Сухомлинский
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни»
Здоровье
- одна из важных составляющих жизни
человека, которая формируется, начиная
с самого рождения. От того, как в процессе
роста и воспитания складываются жизненно
важные привычки и навыки, зависит
здоровье каждого отдельного человека
и здоровье общества в целом. При
поступлении ребенка в школу повышается
нагрузка на весь организм. Именно
поэтому охрана и укрепление здоровья
обучающихся является не только важной
медицинской проблемой, но и актуальной
педагогической задачей.
На сегодняшний день тема
«сохранение здоровья» – очень важная
и актуальная. Что мы, педагоги, можем и
должны сделать для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся? В данной статье
кратко обобщен опыт работы школы-интерната
в направлении здоровьесбережения.
План работы школы-интерната
ежегодно включает следующие
направления деятельности с позиции
здоровьесберегающих
технологий:
1. Здоровьесберегающее
обучение (построение уроков, воспитательных
мероприятий на здоровьесберегающей
основе).
2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
3. Пропаганда
здорового образа жизни.
Основополагающими принципами
подобной деятельности в условиях
школы-интерната является:
1.Использование разнообразных форм проведения любых занятий.
Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса.
Обязательное ритмичное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка в течение всего времени.
Рационализация питания детей.
2.Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
3.Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
Целью проведения ежегодных декад здоровья является содействие формированию у обучающихся потребности к здоровому образу жизни. В рамках декад здоровья проводятся следующие мероприятия:
классные
часы, викторины, конкурсы, игры различной
тематики
рейды
«Чистая спальня», «Чистый класс»,
«Опрятный ученик», «Чистое полотенце»
и т.д.;
спортивные соревнования;
выпуск агитационных плакатов: «О пользе зарядки», «О пользе правильного питания», «О пользе закаливания» и т.д.;
выставки рисунков: «В гостях у Витаминки», «Вредным привычкам – НЕТ!» и другие;
сдача спортивных нормативов и другие мероприятия.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в школе - интернате, поскольку направлены не только на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание уделяется правильной организации и проведению уроков и воспитательных мероприятий, а именно:
Обстановка
и гигиенические условия в классе
(кабинете): температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения
класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т.д.;
Число видов
учебной деятельности: опрос обучающихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы, решение примеров,
задач и др.
Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
Способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
Чередование видов преподавания.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
Рассаживание
обучающихся, позы, чередование
поз;
Физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на уроке – их
место, содержание и продолжительность.
Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.
Психологический климат на уроке, наличие на уроке (занятии) эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.
С учётом возрастных особенностей
и потребности в двигательной
активности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья важное
место педагоги школы-интерната на уроках
уделяют проведению физкультминутки
для предупреждения утомления, нарушения
осанки, зрения, а также для повышения
работоспособности и активизации
мыслительных процессов, улучшения
памяти и внимания. Физминутки положительно
влияют на аналитико-синтетическую
деятельность мозга, активизируют
сердечнососудистую и дыхательную
системы, улучшают кровоснабжение
внутренних органов и работоспособность
нервной системы. В то же время, многие
психологи отмечают значимость активных
форм деятельности на уроке как условия
успешного обучения.
Учитывая,
что большинство детей школы-интерната
не только обучаются, но и проживают
круглосуточно, особое внимание уделяется
соблюдению режима дня: ежедневная
утренняя зарядка, прогулки на свежем
воздухе, время организации самоподготовки
и воспитательных мероприятий и
т.д.
Сохранению и укреплению здоровья
обучающихся способствует рациональное
сбалансированное питание: завтрак,
второй завтрак, обед, полдник, ужин,
которое соответствует требованиям
СанПиН.
Таким образом,
правильно организованный
образовательно-воспитательный процесс
в условиях школы-интерната, может
существенно и положительно влиять на
укрепление и развитие здоровья
обучающихся.
Литература и источники:
1.Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2008г., 414 с.
2.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
3.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. - С.-Петербург, изд. «Акцидент», 2008г.
4.Коростелев
Н.Б. Воспитание здорового школьника:
Пособие для учителя Просвещение, 2008г.
176 с.
5. Смирнов
Н.К. Здоровьесберегающие технологии
и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2005.
6.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/06/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-vospitatelnom-protsesse-v
7.Никифоров Г.С. Психология здоровья. – С.-Петербург, «Питер», 2008г.
8.Формирование здоровьесберегающих технологий обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната // Актуальные исследования. 2022. №4 (83). С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/3634-formirovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnol
9. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008
На странице приведен фрагмент.
Автор: Музалевская Ульяна Геннадьевна
→ Mordakova25042010 03.03.2024 0 421 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.