Статья "Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением слуха"
Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением слуха
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее и стать подлинным патриотом». С.Михалков
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — это не только привитие уважения и любви к дому, семье, детскому саду, городу, природе, культурным достояниям своего народа, но и формирование уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Родины, символике своего государства, его традициям и общенародным праздникам. Эти цели актуальны и очень важны, но всё же самой приоритетной является задача воспитания любви и привязанности к окружению, в котором находится ребенок (родной дом, семья, детский сад и др.) Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, возможно через разные образовательные области. Но, наиболее доступной и значительной областью является игровая деятельность. Игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников.
Во время работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию решаются следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности.
Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляю через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые.
Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, Эти игры все помнят с детства: "Сорока-белобока", "Ладушки", "Коза Дереза" и т. д.
Значение дидактических игр особо актуально в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается интеллект, способность самостоятельно решать задачу, согласовывать свои действия и действия других участников игры.
Примером нравственно-патриотического воспитания служат такие дидактические игры как: «Назови членов семьи». через эту игру: формирую у детей семейные ценности, воспитание уважения к членам семьи. В данной игре дети сами или с помощью воспитателя называют членов своей семьи (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо». формирует у детей знания таких нравственных понятий, как хорошо и плохо, учит различать добрые и злые поступки. Воспитывает дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт флаг» Цель игры: учить узнавать флаг России, знакомить с символикой родной страны, складывать флаг из цветных полосок
«Профессии» Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание
«Кому что нужно для работы». Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Настольно-печатные обучающие игры – это интересное занятие для детей, поскольку они познают окружающий их мир, мир животных и растений, а также явления живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "Лото", "Домино", Парные картинки", «Лабиринты» С помощью настольных игр мы успешно развиваем речевые навыки, логику, внимание, воспитываем в детях патриотический дух.
Театрализованная игра – так же является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий у глухого или слабослышащего ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость, отзывчивость.: прививается любовь к природе, воспитывается чувство сопереживания, желание помочь друг-другу.
Сюжетно-ролевая игра: использую как одну из активных форм работы в патриотическом воспитании детей, здесь ребенок моделирует способы поведения, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
В процессе игр обращаю внимание детей на взаимоотношения людей: продавец вежлив с покупателями, покупатели спокойно стоят в очереди, вежливо обращаются к продавцу, друг к другу; врач должен быть внимателен, добр к больным, заботиться о здоровье людей.
Поэтому в своей работе стараюсь, чтобы сюжетно-ролевая игра выступала и как средство формирование культуры общения. Опираясь на опыт можно сказать, что такие игры как: «Парикмахерская», «Стройка», «Больница», «Путешествие», «Магазин» и т. д. при правильной их организации помогают воспитывать уважение к взрослым, интерес к профессиям.
Народные, хороводные, подвижные игры-развлечения, посвященные народным праздникам и традициям
являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, , представления о смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
. С детьми играем в различные игры, но самыми любимыми для детей стали такие игры, как «Гуси — гуси», «Жмурки», «Кошки мышки», «Ручеек», «Каравай», «У медведя во бору»
Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании детей.
Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы возрождаем преемственность поколений, даём детям нравственные устои, патриотическое настроение, прививаем в детях любовь к русской культуре, знакомим с ее обычаями, традициями, обрядами.
Игры, созданные с помощью Power Point-презентаций.
В формировании патриотического воспитания использую также и ресурсы Интернета – видеоматериалы, презентации по изучаемым темам. Например, «Моя семья», «Мой детский сад», «Кто живёт в лесу», и др.
Игры на платформе Леарнинг Апс: «Найди пару», «Кто где живёт», «Кому что нужно», «Какая сказка», «Хорошо-плохо», «Какого цвета флаг», «С какого дерева листок» и др.
Содержание презентаций и игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о семье, Родине, профессиях, представление о трудовой деятельности.
Таким образом, игра в целом, позволяет решить основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников -воспитание уважения любви ко всему родному ; дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе, культуре.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепёлкина Оксана Валентиновна
→ Публикатор 12.04.2023 0 699 27 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.