Статья "Механизм реализации работы в образовательном пространстве службы сопровождения классов интернальной интеграции"
«Механизм реализации работы в образовательном пространстве службы сопровождения классов интернальной интеграции»
Димитренко Яна Владимировна, ГБОУ школы №657 Приморского района Санкт-Петербурга
(из опыта работы)
В коррекционной школе каждый предмет имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Не всегда фронтальные занятия дают положительный эффект. Каждый ребенок обладает лишь ему присущим комплексом медицинских диагнозов и ограничений, личностных отклонений, элементов психического недоразвития. Особенность обучения детей с нарушениями интеллекта предполагает необходимость коррекционно-развивающей работы с ними, что обеспечивается проведением групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Условиями эффективной работы являются: организация индивидуального образовательного маршрута учащихся с ограниченными возможностями здоровья, реализация системы психолого-педагогической поддержки, развитие профессиональной компетенции специалистов, педагогов и воспитателей, развитие системы учитель – ученик – воспитатель – родитель – специалисты образовательного учреждения – администрация.
Таким образом, единая система коррекционно-развивающей работы ОУ это:
-
четкая систематизация работы специалистов;
-
грамотное составление рабочих программ и индивидуальных программ развития и/или обучения учащегося;
-
правильный выбор методов, принципов и средств с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;
-
разработка методических пособий;
-
использование компьютерных технологий;
-
и, как итог, разработка технологий социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Значимость коррекционно-развивающей области, в том, что она позволяет:
-
обеспечивать эффективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как в стенах школы, так и обучающихся в другой форме;
-
дополнять и конкретизировать современные подходы к организации целенаправленного специализированного, коррекционно-развивающего, социально-психолого-педагогического, здоровьесберегающего сопровождения учащихся.
Эффективность единой системы коррекционно-развивающей помощи учащимся:
-
возможность индивидуальной организации деятельности учащегося;
-
возможность работы «один на один» – специалист – ученик, а так же в малых группах (до 4 человек) с целью социальной адаптации;
-
возможность расширения образовательного пространства и личностно-ориентированной модели обучения;
-
тесное сотрудничество с родителями и другими членами семьи, через оказание семье консультативной, психолого-педагогической, логопедической, дефектологической помощи;
все это обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса и продуктивность системы обучения и воспитания.
Во второй половине дня после часового перерыва вне сетки школьного расписания у учащихся начинаются занятия коррекционно-развивающей области: занятия со специалистами, коррекционные занятия с педагогами, кружки, модули в рамках работы ГПД.
Учащиеся экспериментальных классов посещают занятия второй половины дня совместно с учащимися первого варианта обучения, что является важным условием для дальнейшей социализации учащихся. Занятия со специалистами (проводятся по результатам диагностики и на основе медицинских рекомендаций и индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР):
учителями-логопедами
учителями-дефектологами
педагогами-психологами
педагогом по лечебной физической культуре (могут проводиться параллельно с основными занятиями по АФК)
Цель работы: организовать и выстроить системный подход в решении задач специализированной помощи детям с нарушениями в психофизическом развитии.
Всю эту систему можно представить в виде сот. (слайд)
Задача: организовать работу каждого специалиста коррекционно-развивающей области таким образом, чтобы была соблюдена системность образовательного процесса учащегося с учётом его психо-физических возможностей и в рамках здоровьясбережения.
В состав коррекционно-развивающей области нашей школы входят:
Учитель – логопед: 11 чел.
Учитель – дефектолог: 3 чел.
Социальный педагог: 2 чел.
Педагог – психолог: 4 чел.
Учитель ЛФК и медицина: 2 чел. и 1 чел. – соответственно
Воспитатель: 30 чел.
Педагоги доп.образования – 6 чел.
Занятия специалистов проходят во второй половине дня в свободное от классно - урочного времени, кроме уроков лечебной физической культуры, которые могут проходить параллельно с основным предметом по адаптивной физической культуре.
При индивидуальной программе обучения или в форме надомного обучения, возможно сопровождение учащегося специалистами в первой половине дня. Так же работа педагога – психолога по психокоррекции может проводиться, по возможности, в любое время для оказания быстрой и квалифицированной психологической помощи учащимся. У каждого специалиста есть часы приема и консультаций родителей и педагогов.
Первые две недели специалисты проводят диагностику всех классов, в том числе и экспериментальных (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог). По результатам диагностики составляется расписание занятий с учащимися в виде групповых или индивидуальных занятий, а так же выявляются учащиеся, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении, определяется направление коррекционной работы. Для учащихся нуждающихся в индивидуальном сопровождении составляется индивидуальное расписание работы со специалистами. Специалисты составляют рабочую программу, на основе рабочей программы класса: учитель-логопед на основе программы русского языка; учитель-дефектолог – математики; педагог-психолог, по результатам диагностик – индивидуальную. По своему расписанию специалист приходит на урок учащегося. Садится за парту вместе с учеником и проходит тему, которую проходит весь класс, но с учетом зоны ближайшего развития учащегося, а так же учитывая коррекционные задачи логопедии или дефектологии. По необходимости, учащийся, может быть взят, с практической части урока, на индивидуальное занятие со специалистом, на котором они закрепляют пройденную тему, на доступном для ребенка материале.
Особое место в коррекционной работе с детьми занимает педагог-психолог школы. Во время посещения урока, педагог-психолог, методом наблюдения выявляет слабые стороны ученика, составляет с учителем карту трудностей класса, на основе которой строит дальнейшую работу. Именно он регулирует уровень адаптации ребёнка в условиях класса, школы. Помогает урегулировать конфликтные ситуации, снять аффективные состояния ученика; дать необходимые рекомендации учителю, воспитателю и родителям в воспитании и обучении учащегося. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Специалисты школы опираются на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности.
Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а выявлять и изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития. Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися. Как никто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
Таким образом, интегрированное обучение учащихся, способствует их более успешному развитию и более полной адаптации в школьном коллективе и не только. Благодаря взаимодействию всех специалистов школы, родителей учеников, складываются благоприятные условия для обучения, воспитания, развития учащихся и подготовка их к будущей жизни в обществе.
Совместно проведённые мероприятия привели к тому, что у учащихся:
-
сформировалась положительная учебная мотивация: умение сосредоточенно работать на уроке, выдерживать временные рамки, прилежное ведение тетрадей и т.д;
-
снизилась тревожность: умение спланировать свою деятельность, умение выражать свои мысли и чувства, умение самостоятельно применять полученные знания;
-
учащиеся стали проявлять интерес к общению и совместной деятельности: устойчивость, активность и самостоятельность познавательных интересов, стали принимать активное участие в коллективных играх и т.д.
Проблемы, с которыми столкнулись в процессе организации интернальной интеграции и пути их решения
Проблема № 1: Организовать работу специалистов и доп.образования таким образом, чтобы учесть психо - физические возможности учащегося и с учетом здоровьясбережения
Решение: была разработана карта занятости учащихся класса, в котором отображается нагрузка каждого учащегося, по дням недели и времени, у специалистов и в кружках
Проблема № 2: Накладка в занятиях: у одного ученика могло совпадать время занятий у разных специалистов и/или занятости в кружках
Решение: было разработано расписание занятости всех учеников каждого класса на каждый день недели на весь учебный день
Проблема № 3: особые потребности учащихся с расстройствами аутистического спектра
Решение: в силу специфики учащихся с подобными заболеваниями в данный момент в школе апробируется их индивидуальное сопровождение специалистами во время уроков. Составляется расписание, на каком уроке какой специалист сопровождает такого учащегося. Сопровождение состоит в том, что сопровождающий педагог (имеющий контакт с обучающимся) сидит вместе с ним на уроке. Учитель ведет свой урок, а специалист объясняет учащемуся с расстройствами аутистического спектра эту же самую тему, но в доступной для него форме, выполняет с ним практические задания
Проблема № 4: разработка индивидуальных рабочих программ, с учетом особенных потребностей учащегося
Решение: в рамках интернальной интеграции, в некоторых классах 1-го варианта, находятся дети 2-го варианта. Возникла необходимость адаптирования программ 1-варианта с учетом особенностей потребностей детей 2-го варианта. Прохождение курсов повышения квалификации, обмен опытом на методических объединениях, консультирование с заместителем директора по опытно - экспериментальной работе, доктором медицинских наук
Проблема № 5: большой объем бумажной документации у специалистов (расписания, результаты диагностик, мониторинги динамики развития учащихся и т.п.)
Решение: все необходимые документы были переведены в электронный формат и открыты в общем доступе в виде Google документов, результат – быстрое изменение расписания, в случае накладок занятий, быстрое формирование аналитических справок и общешкольных мониторингов по итогам работы специалистов.
Взаимодействие всех специалистов школы (воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования) позволило нам разработать единую систему коррекционно-развивающей помощи учащимся и создать ежедневный индивидуальный маршрут сопровождения специалистами каждого ученика.
Выводы:
Практика сегодняшнего дня четко ставит перед педагогами задачу конкретного определения потенциальных возможностей личности ребенка в первую очередь для совершенствования его обучения и воспитания, активизации психологического, физического и социально-трудового развития. В наше время особенно остро начинают страдать дети и подростки из-за ряда проблем: экология; обострение социально – экономических отношений; алкоголизм; наркомания; недостаточно квалифицированная медицинская помощь – рост детей с ОВЗ. Дети, в силу своего возрастного психического развития, под влиянием слабо осознаваемых, недостаточно контролируемых инстинктов, потребностей и слаборазвитых социальных позиций всё чаще нуждаются в специализированной помощи для социальной адаптации. Для решения данной задачи особое значение приобретает разработка целостной системы работы учитель – ученик – родитель – специалисты образовательного учреждения – администрация.
Особенность структуры и штатного расписания специального (коррекционного) учреждения позволяет создать единую систему работы всех участников образовательного, воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в системе учитель – ученик – родитель – специалисты образовательного учреждения – администрация. Результатом которого является своевременная и качественная коррекционная помощь, необходимая для полноценного участия учеников школы в общественной деятельности образовательного учреждения, района, города и высокий процент профессионального самоопределения выпускников. В современных условиях, когда стоит вопрос о развитии инклюзивного образования опыт нашей школы возможно использовать в условиях любого общеобразовательного учреждения, с привлечением специалистов психолого-медико-педагогического центра или через изменение штатного расписания самого образовательного учреждении или коррекционные школы могут дополнительно осуществлять функции ресурсных центров для инклюзивного образования.
Родители имеют право выбора образовательного учреждения для своего ребенка. С закрытием коррекционных школ мы лишаем родителей выбора оптимальных условий для образования детей с ОВЗ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Димитренко Яна Владимировна
→ Публикатор 07.10.2020 0 796 269 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.