Статья "Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы"


Государственная специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №657

Приморского района

Санкт- Петербурга









Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы. (Из опыта работы)










учитель истории Жукова Наталия Александровна















Санкт-Петербург

2011

Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы. (Из опыта работы)

Коррекционная школа должна готовить своих учеников к самостоятельной жизни в обществе. Значит, дети с проблемами в развитии, должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Методическая тема нашей школы: « Социализация через общение и труд».

Общение – один из главных факторов жизни человека в обществе.

Однако, активный и пассивный словарь наших детей ниже возрастной нормы. Речь часто страдает нарушением и расстройством, отличается неправильным построением фраз, невыразительностью.

Коррекция мышления и речи – одна из главных задач коррекционной школы.

История как учебный предмет, имеет большие возможности для развития слабых сторон познавательной деятельности учащихся: внимания, умения сравнивать, анализировать и, конечно, развитие устной речи.

Работа над формированием связной речи ведётся на каждом уроке.

Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас, дает представление о развитии истории, помогает правильно употреблять новые слова.

Исторический материал является для учащихся наиболее сложным, т.к. не связан с их личным опытом и является для них абстрактным.

Трудности усвоения исторических терминов и бедность словарного запаса требует тщательной работы над понятием: теоретико-практическое пояснение, многократное повторение про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами, и при возможности связь с современностью.

Словарная работа обязательный вид деятельности на каждом уроке.

Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять,
находить в тексте учебника
, употреблять в ответе. Ведут исторический
словарь. Таким образом, за счет вариативного повторения новых терминов
формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.

От класса к классу словарная работа усложняется: увеличивается объем
активного словаря по теме. Так в 7 классе даются не более 2-3
новых слов, в то время как, в 8 классе это количество может увеличиться до 4-
5 слов
. В старших классах дается задания на самостоятельное объяснение
новых слов
. Составление и разгадывание по ним кроссвордов.

Основными приемами работы с понятиями могут служить сравнение
понятий по существующим признакам с помощью учителя.

Например: на уроке «Развитие русской промышленности » составляется таблица
сходство и различия крепостных крестьян и рабочих.


Вопросы


Крестьяне


Рабочие


Где жили?


в деревне


в городе


Какие права имели?

бесправные


лично свободныыы сcвободн сссвободны

свободные



оброк, барщина




Чем влвладели

владели?

Имели надел, ддд

дом ,

ничего не

не имели




скот, орудия труда




Кем были?


Угнетенные


Угнетенные


Возможны следующие пути формирование учащихся исторических понятий:
- перечисление фактов, событий характеризующих понятий;

- простое описание изучаемого события, явления;

- сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения

учебника;

- конкретный пример, описывающий понятия.

В создании разнообразных ярких представлений об историческом
прошлом особое место принадлежит использованию наглядных методов
обучения.

Различные средства наглядности позволяют создать целостную
картину об изучаемом понятии, уточнить и закрепить его.

Исторический образ, сформированный на основе яркого зрительного
образа, лучше усваивается и остаться в памяти детей
.

Недаром говорит русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем
сорок раз услышать»

Использование иллюстраций учебника, настенных картин, карт,
презентаций способствует формированию у детей исторического образа.


Использование настенных картин пробуждает интерес и познавательную активность.

Например: при отработке понятия «славяне» и работе с картиной
«Славянский поселок», прошу у ребят ответить на вопросы
:

- где жили славяне?

- как выглядел поселок?

- опишите, во что одеты славяне?

Ребята с интересом обсуждают увиденное, в классе почти не остается
пассивных.

Эту же работу можно провести и со слайдом презентации.


В различных видах деятельности на уроках уместно проведение
беседы, в ходе которой формируется активный исторический словарь.

Вопросы к беседе заранее продуманные позволяют сконцентрировать
внимание учащихся на новых понятиях
, устанавливают обратную связь по
ходу усвоения нового материала
, совершенствует понятийный аппарат.

Важным приемом являются наводящие вопросы или вопросы с
незначительной подсказкой учителя.

Для закрепления новых слов эффективно применение задания: «Вставь

слово».

  • Первый русский царь (Иван IV)

  • Он вступил на престол в году. (1547)

  • Народ прозвал его (Грозным)

  • При Иване Грозном существовала Дума (Боярская).

  • Было создано войско (стрелецкое)

Были присоединены земли Сибирского ханства благодаря походу

казаков во главе с... ... ... .... (Ермак)

Подобные тексты составлены у меня почти на каждую тему.

Например:

Наши предки древние …….. В …. веке у славян образовалось государство. Первым князем стал …….. Столицей государства был город ……..

Поэтому государство называлось …….. ……..

Были в государстве и другие города ……, ……., ………

Правил государством ……. У князя было войско-………..

Он собирал с народа налог- …….

.


Можно много раз повторить детям и записать «Царь - правитель
государства», но не подкрепленный зрительным образом, исторический
термин так и останется пустым звуком.

Рассмотрим иллюстрацию учебника или слайд презентации

- Во что одет царь?

- Как он держится? (важно)

-Что у него в руках? (символы царской власти - скипетр, держава)

На следующем уроке показываю другую иллюстрацию. Спрашиваю:
- Покажите, где здесь царь?

- Почему вы так думаете?

Дети отвечают:

-Он лучше всех одет. У него в руках скипетр и держава.

- Он держится важно, ему все кланяются.

- Почему?

- Он самый главный, он правитель государства. Ему все подчиняются.

Историческое понятие сформировано.

- А кто сейчас управляет нашей страной?

В классе найдётся ученик, который ответит: «Президент».


Я уточню: « И Государственная Дума, их власть отличается от власти царя, но об этом мы поговорим на уроках в старших классах».


В формировании исторического образа «Государство Киевская Русь»
большое значение имеет историческая кар
та.

Здесь используются и развиваются знания детей, полученные на уроках
географии.

Это работа длительная, систематическая. Порой необходимо преодолеть

страх детей перед выходом к доске.

Опять же сформировав понятие, связываем с современностью.
- А как называется государство, в котором мы живем?


Игра еще один из методов формирования исторических понятий.

Тест - очень распространённая сейчас форма опроса. Но стоит сказать детям: «Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай слово», как настрой детей меняется, появляется интерес, внимание.

Возможны два варианта.

1.Даётся слово и возможные варианты ответов к нему.

Например: Священник

а. Человек, работающий в поле.

б. Служитель церкви.

в. Дружинник

2.Когда на вопрос непосредственно даются ответы.

Какая вера была у славян?

а. Язычество.

б. Мусульманство.

в. Христианство.
Использование игр таких, как

1. «Отгадай слово»

Например: «изображение Бога из дерева или камня» (идол)

« жилище славян» (изба).
2.«Убери лишнее»:

Например: «Опорой княжеской власти была: - кольчуга

- дружна

- булава

Или: Кольчуга - Плуг- Палица- Меч

Для закрепления новых слов дается игра «Третий лишний».

Например: Рюрик – Перун – Святослав

Сталин - Хрущев – Жуков

Разнообразные кроссворды способствуют формированию исторических
терминов и понятий
.

При повторении темы «Соседи славян» можно дать анаграммы:

Плоовцы (половцы).

Епечениг (печенеги).

Вигикин (викинги).

Толивцы (литовцы).

Болрыга (болгары).

Множество раз повторенное слово остаётся в памяти у детей.


Интересно проходит игра «Нади ошибку».


«В 1907 году началась первая русская революция. В результате неё царь Александр III отрёкся от престола, и к власти пришло временное правительство» .


С удовольствием ребята играют в игру «Отгадай героя» или историческая азбука.
Например
: Кто сказал?

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»

(Александр Невский)

Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал

первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство.

(Владимир)

или другой вариант:

Подняв клинки из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.


По льду неслись с лязгом, визгом,

К мохнатым гривам наклонясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

О каком событии идёт речь? /Ледовое побоище/ .



Игра «Аукцион». На карточках написаны даты или новые слова. Правильно ответивший ученик получает карточку. За определённое количество карточек ставится оценка. Эта игра неизменно вызывает интерес и оживление у учащихся и служит' закреплению новых слов.


Интересна и такая игра: на названную букву написать слова, связанные с пройденной темой.
Например: после темы «Наша Родина - Россия» - буква Р. Дети записывают слова
:

Родина, Россия, россияне, русские, РОД, родня.

Возможна и такая игра: « одень русского война». Здесь не только повторяются новые слова, но и продолжается формирование исторических понятий

Или вариант «одень русского воина и немецкого рыцаря».

Или: Выберите из перечисленных слов предметы быта крестьянской избы. Даются слова:

кровать люстра

лучина полати

шкаф лавка

сундук кресло

Здесь закрепляются новые слова лучина, сундук, полати.


Игра «Крестовица»






Работа с кроссвордами также может быть разнообразной.

  1. Вариант: учащиеся отвечают на вопросы и заполняют изготовленную сетку.


  1. Вариант: даётся кроссворд





М




I



И

Д

О

Л





Л





Р

Е

Л

И

Г

И

Я





Т





Ж

Е

Р

Т

В

А







А





Задание: поставить вопросы к словам.


3.Вариант: составить кроссворд самостоятельно или из заданных слов. Например, дано
сло
во ОРУЖИЕ и слова КОПЬЁ, МЕЧ, СТРЕЛА, ЩИТ, НОЖНЫ, ЛУК. Получится примерно так




примерно след



К

О

П

Ь

Ё

С

Т


Т

Р

Е

Л

А


Л ЛЛ

У

К


Н

О

Ж

Н

Ы


Щ

И

Т



М

Е

Ч




Подбор современных технологий урока помогают успешно решать
задачи образования и воспитания детей с проблемами в развитии
.

Благодаря разнообразным видам работ над новыми словами и понятиями удаётся повысить интерес учащихся, познавательную активность, что способствует лучшему запоминанию, а в целом - более успешной коррекции речи и мышления. Помогает социализации детей с проблемами в развитии.



Литература

  1. Власова Т. А., Певзнер М. С.О детях с отклонениями в развитии. М, 1973.

  2. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.

  3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.

  4. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, 1961.

  5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

  6. История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.

  7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

  8. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.

  9. Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.

  10. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

  12. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

  13. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.

  14. Петрова Л. В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1976.











Полный текст материала Статья "Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Наталия Александровна  Лита
14.05.2011 6 5693 781

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК