Статья "Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы"
Государственная специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №657
Приморского района
Санкт- Петербурга
Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы. (Из опыта работы)
учитель истории Жукова Наталия Александровна
Санкт-Петербург
2011
Работа над новыми словами и понятиями на уроках истории, как средство социальной адаптации учащихся коррекционной школы. (Из опыта работы)
Коррекционная школа должна готовить своих учеников к самостоятельной жизни в обществе. Значит, дети с проблемами в развитии, должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Методическая тема нашей школы: « Социализация через общение и труд».
Общение – один из главных факторов жизни человека в обществе.
Однако, активный и пассивный словарь наших детей ниже возрастной нормы. Речь часто страдает нарушением и расстройством, отличается неправильным построением фраз, невыразительностью.
Коррекция мышления и речи – одна из главных задач коррекционной школы.
История как учебный предмет, имеет большие возможности для развития слабых сторон познавательной деятельности учащихся: внимания, умения сравнивать, анализировать и, конечно, развитие устной речи.
Работа над формированием связной речи ведётся на каждом уроке.
Систематическая словарная работа на уроке расширяет словарный запас, дает представление о развитии истории, помогает правильно употреблять новые слова.
Исторический материал является для учащихся наиболее сложным, т.к. не связан с их личным опытом и является для них абстрактным.
Трудности усвоения исторических терминов и бедность словарного запаса требует тщательной работы над понятием: теоретико-практическое пояснение, многократное повторение про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приемами, и при возможности связь с современностью.
Словарная работа обязательный вид деятельности на каждом уроке.
Учащиеся
знакомятся с новыми понятиями, учатся
их объяснять, выделять,
находить в
тексте учебника,
употреблять
в ответе. Ведут исторический
словарь.
Таким образом, за счет вариативного
повторения новых терминов
формируется
активный и пассивный исторический
словарь учащихся.
От
класса к классу словарная работа
усложняется: увеличивается объем
активного словаря по теме. Так в 7
классе даются не более 2-3
новых
слов, в то время как, в 8 классе это
количество может увеличиться до 4-
5
слов.
В
старших классах дается задания на
самостоятельное объяснение
новых
слов.
Составление
и разгадывание по ним кроссвордов.
Основными
приемами работы с понятиями могут
служить сравнение
понятий по
существующим признакам с помощью
учителя.
Например:
на уроке «Развитие русской промышленности
» составляется таблица
сходство и
различия крепостных крестьян и рабочих.
Вопросы |
|
Крестьяне |
|
Рабочие |
|
|
Где жили? |
|
в деревне |
|
в городе |
|
|
Какие права имели? |
бесправные |
|
лично свободныыы сcвободн сссвободны |
свободные |
|
|
|
|
оброк, барщина |
|
|
|
|
Чем влвладели |
владели? |
Имели надел, ддд |
дом , |
ничего не |
не имели |
|
|
|
скот, орудия труда |
|
|
|
|
Кем были? |
|
Угнетенные |
|
Угнетенные |
|
Возможны
следующие пути формирование учащихся
исторических понятий:
- перечисление
фактов, событий характеризующих понятий;
- простое описание изучаемого события, явления;
- сжатое объяснение в ходе устного рассказа или комментированного чтения
учебника;
- конкретный пример, описывающий понятия.
В
создании разнообразных ярких представлений
об историческом
прошлом особое место
принадлежит использованию наглядных
методов
обучения.
Различные
средства наглядности позволяют создать
целостную
картину об изучаемом
понятии, уточнить и закрепить его.
Исторический
образ, сформированный на основе яркого
зрительного
образа, лучше усваивается
и остаться в памяти детей.
Недаром
говорит русская пословица: «Лучше один
раз увидеть, чем
сорок раз услышать»
Использование
иллюстраций учебника, настенных картин,
карт,
презентаций способствует
формированию у детей исторического
образа.
Использование настенных картин пробуждает интерес и познавательную активность.
Например:
при отработке понятия «славяне» и работе
с картиной
«Славянский поселок»,
прошу у ребят ответить на вопросы:
- где жили славяне?
- как выглядел поселок?
- опишите, во что одеты славяне?
Ребята
с интересом обсуждают увиденное,
в
классе почти не остается
пассивных.
Эту же работу можно провести и со слайдом презентации.
В
различных видах деятельности на уроках
уместно проведение
беседы, в ходе
которой формируется активный исторический
словарь.
Вопросы
к беседе заранее продуманные позволяют
сконцентрировать
внимание учащихся на новых понятиях,
устанавливают
обратную связь по
ходу усвоения
нового материала,
совершенствует
понятийный аппарат.
Важным
приемом являются наводящие вопросы или
вопросы с
незначительной подсказкой
учителя.
Для закрепления новых слов эффективно применение задания: «Вставь
слово».
Первый русский царь (Иван IV)
Он вступил на престол в году. (1547)
Народ прозвал его (Грозным)
При Иване Грозном существовала Дума (Боярская).
Было создано войско (стрелецкое)
Были присоединены земли Сибирского ханства благодаря походу
казаков во главе с... ... ... .... (Ермак)
Подобные тексты составлены у меня почти на каждую тему.
Например:
Наши предки древние …….. В …. веке у славян образовалось государство. Первым князем стал …….. Столицей государства был город ……..
Поэтому государство называлось …….. ……..
Были в государстве и другие города ……, ……., ………
Правил государством ……. У князя было войско-………..
Он собирал с народа налог- …….
.
Можно
много раз повторить детям и записать
«Царь -
правитель
государства», но не подкрепленный
зрительным образом, исторический
термин
так и останется пустым звуком.
Рассмотрим иллюстрацию учебника или слайд презентации
- Во что одет царь?
- Как он держится? (важно)
-Что у него в руках? (символы царской власти - скипетр, держава)
На
следующем уроке показываю другую
иллюстрацию. Спрашиваю:
- Покажите,
где здесь царь?
- Почему вы так думаете?
Дети отвечают:
-Он лучше всех одет. У него в руках скипетр и держава.
- Он держится важно, ему все кланяются.
- Почему?
- Он самый главный, он правитель государства. Ему все подчиняются.
Историческое понятие сформировано.
- А кто сейчас управляет нашей страной?
В классе найдётся ученик, который ответит: «Президент».
Я уточню: « И Государственная Дума, их власть отличается от власти царя, но об этом мы поговорим на уроках в старших классах».
В
формировании
исторического образа «Государство
Киевская Русь»
большое значение
имеет историческая карта.
Здесь
используются и развиваются знания
детей, полученные на уроках
географии.
Это работа длительная, систематическая. Порой необходимо преодолеть
страх детей перед выходом к доске.
Опять
же –
сформировав
понятие, связываем с современностью.
-
А как
называется государство, в котором мы
живем?
Игра еще один из методов формирования исторических понятий.
Тест - очень распространённая сейчас форма опроса. Но стоит сказать детям: «Мы сегодня поиграем в игру «Отгадай слово», как настрой детей меняется, появляется интерес, внимание.
Возможны два варианта.
1.Даётся слово и возможные варианты ответов к нему.
Например: Священник
а. Человек, работающий в поле.
б. Служитель церкви.
в. Дружинник
2.Когда на вопрос непосредственно даются ответы.
Какая вера была у славян?
а. Язычество.
б. Мусульманство.
в.
Христианство.
Использование
игр таких, как
1. «Отгадай слово»
Например: «изображение Бога из дерева или камня» (идол)
«
жилище славян» (изба).
2.«Убери
лишнее»:
Например: «Опорой княжеской власти была: - кольчуга
- дружна
- булава
Или: Кольчуга - Плуг- Палица- Меч
Для закрепления новых слов дается игра «Третий лишний».
Например: Рюрик – Перун – Святослав
Сталин - Хрущев – Жуков
Разнообразные
кроссворды способствуют формированию
исторических
терминов и понятий.
При повторении темы «Соседи славян» можно дать анаграммы:
Плоовцы (половцы).
Епечениг (печенеги).
Вигикин (викинги).
Толивцы (литовцы).
Болрыга (болгары).
Множество раз повторенное слово остаётся в памяти у детей.
Интересно проходит игра «Нади ошибку».
«В 1907 году началась первая русская революция. В результате неё царь Александр III отрёкся от престола, и к власти пришло временное правительство» .
С
удовольствием ребята играют в игру
«Отгадай героя» или историческая
азбука.
Например:
Кто
сказал?
«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»
(Александр Невский)
Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал
первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство.
(Владимир)
или другой вариант:
Подняв клинки из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду неслись с лязгом, визгом,
К мохнатым гривам наклонясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
О каком событии идёт речь? /Ледовое побоище/ .
Игра «Аукцион». На карточках написаны даты или новые слова. Правильно ответивший ученик получает карточку. За определённое количество карточек ставится оценка. Эта игра неизменно вызывает интерес и оживление у учащихся и служит' закреплению новых слов.
Интересна
и такая игра: на названную букву написать
слова, связанные с пройденной темой.
Например: после темы «Наша Родина -
Россия» - буква Р. Дети записывают слова:
Родина, Россия, россияне, русские, РОД, родня.
Возможна и такая игра: « одень русского война». Здесь не только повторяются новые слова, но и продолжается формирование исторических понятий
Или вариант «одень русского воина и немецкого рыцаря».
Или: Выберите из перечисленных слов предметы быта крестьянской избы. Даются слова:
кровать люстра
лучина полати
шкаф лавка
сундук кресло
Здесь закрепляются новые слова лучина, сундук, полати.
Игра «Крестовица»
Работа с кроссвордами также может быть разнообразной.
Вариант: учащиеся отвечают на вопросы и заполняют изготовленную сетку.
Вариант: даётся кроссворд
|
|
|
|
М |
|
|
|
I |
|
|
И |
Д |
О |
Л |
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
Р |
Е |
Л |
И |
Г |
И |
Я |
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
Ж |
Е |
Р |
Т |
В |
А |
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
Задание: поставить вопросы к словам.
3.Вариант:
составить
кроссворд самостоятельно или из заданных
слов.
Например,
дано
слово
ОРУЖИЕ и слова
КОПЬЁ, МЕЧ, СТРЕЛА, ЩИТ, НОЖНЫ, ЛУК.
Получится
примерно так
примерно след |
|
||||
|
К |
О |
П |
Ь |
Ё |
С |
Т
Т |
Р |
Е |
Л |
А |
|
|||||
|
Л ЛЛ |
У |
К |
|
|
Н |
О |
Ж |
Н |
Ы |
|
|
Щ |
И |
Т |
|
|
|
М |
Е |
Ч |
|
|
Подбор
современных технологий урока
помогают успешно решать
задачи
образования и воспитания детей с
проблемами в развитии.
Благодаря разнообразным видам работ над новыми словами и понятиями удаётся повысить интерес учащихся, познавательную активность, что способствует лучшему запоминанию, а в целом - более успешной коррекции речи и мышления. Помогает социализации детей с проблемами в развитии.
Литература
Власова Т. А., Певзнер М. С.О детях с отклонениями в развитии. М, 1973.
Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., 1994.
Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. М, 1961.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
История России: Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2003.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Петрова Л. В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1976.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жукова Наталия Александровна
→ Лита 14.05.2011 6 5733 781 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.