Статья "Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ"


Роль игры в учебно-воспитательном процессе

для детей с ОВЗ

Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.

МОУ средняя общеобразовательная школа №1

имени Н.Л.Мещерякова, город Зарайск



Согласно Концепции модернизации образования генеральной стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Основная цель коррекционного образования образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи коррекционного образования

- создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.

В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации игр.

Функции игры как педагогического феномена:

Развлекательная.

Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная.

Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Самореализация в обществе

Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.

Игротерапевтическая.

Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.

Диагностическая.

Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы.

Коррекционная.

Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Социальная.

Формирования личности, как полноправного члена коллектива.

Классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры

по виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые.

По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные.

По предметной области: литературные, математические и т.д.

Игра преследует следующие цели:

дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков;

воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;

развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;

социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в. качестве ее средства;

Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:

Игры-забавы: Имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры

Если необходимо проделать много однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.

«Волшебная палочка» Ручка передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например, передающий называет любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);

Приём «Пазлы».

Квадраты Воскобовича/Никитина

Прием «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке

Также у детей с ОВЗ, как правило, возникают проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).

Поэтому широко применяем прием «Куклотерапия» по методике известных педагогов-психологов Т.Шишовой и И.Медведевой

Вывод:

- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;

- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;

- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.

- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.











Полный текст материала Статья "Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.  natalynk
26.05.2011 1 6101 752

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Первое.
Коллеги, в вашей статье много написано про задачи коррекционного образования, определение игры и их классификацию, а вот про конкретные приемы - по одному предложению, которое даже не отображает содержание. Мне лично хотелось бы подробно узнать про ваш опыт, про приемы, которые вы применяете, именно приемы "от практиков".
Но я читаю:
"Игры-забавы: Имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения." А где хоть один пример? Когда применить такую игру, на каком этапе урока, на каком уроке? Ну хоть один примерчик.

"Если необходимо проделать много однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д."
Помочь сказочному герою сделать что? Где конкретный пример применения приема?

"Приём «Пазлы». " - вообще ни слова о том, что это и когда применяется.

"Прием «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке" - это как?

Конечно, название статьи "Роль игр...", а не приемы, но все равно хотелось бы более широкого описания именно вашего личного опыта работы.

Второе.
Вы не указали ни одного источника информации, а уникальность вашего текста 46%, т.е. половина текста авторская, половина - чужая. В ближайшее время прошу выслать список использованной литературы сюда, в комментарии.

На данный материал свидетельство о публикации не может быть выдано.
[Материал]