Статья "Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ"
Роль игры в учебно-воспитательном процессе
для детей с ОВЗ
Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.
МОУ средняя общеобразовательная школа №1
имени Н.Л.Мещерякова, город Зарайск
Согласно Концепции модернизации образования генеральной стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Основная цель коррекционного образования образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Задачи коррекционного образования
- создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика,
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.
- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.
Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.
В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации игр.
Функции игры как педагогического феномена:
Развлекательная.
Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.
Коммуникативная.
Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
Самореализация в обществе
Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.
Игротерапевтическая.
Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
Диагностическая.
Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы.
Коррекционная.
Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Социальная.
Формирования личности, как полноправного члена коллектива.
Классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры
по виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые.
По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные.
По предметной области: литературные, математические и т.д.
Игра преследует следующие цели:
дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в. качестве ее средства;
Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:
Игры-забавы: Имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.
После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры
Если необходимо проделать много однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.
«Волшебная палочка» Ручка передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например, передающий называет любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);
Приём «Пазлы».
Квадраты Воскобовича/Никитина
Прием «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке
Также у детей с ОВЗ, как правило, возникают проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).
Поэтому широко применяем прием «Куклотерапия» по методике известных педагогов-психологов Т.Шишовой и И.Медведевой
Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;
- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.
→ natalynk 26.05.2011 1 6271 752 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.