Статья "Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ"


Роль игры в учебно-воспитательном процессе

для детей с ОВЗ

Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.

МОУ средняя общеобразовательная школа №1

имени Н.Л.Мещерякова, город Зарайск



Согласно Концепции модернизации образования генеральной стратегией российского общества на современном этапе является равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Основная цель коррекционного образования образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Задачи коррекционного образования

- создание эффективной системы психологопедагогического и медикосоциального сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;

- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности, учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество.

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений.

В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации игр.

Функции игры как педагогического феномена:

Развлекательная.

Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная.

Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Самореализация в обществе

Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат.

Игротерапевтическая.

Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.

Диагностическая.

Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы.

Коррекционная.

Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Социальная.

Формирования личности, как полноправного члена коллектива.

Классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры

по виду деятельности – физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые.

По игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные.

По предметной области: литературные, математические и т.д.

Игра преследует следующие цели:

дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков;

воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;

развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;

социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в. качестве ее средства;

Мы применяем в своей работе следующие игровые приемы:

Игры-забавы: Имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем Пальчиковые игры

Если необходимо проделать много однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.

«Волшебная палочка» Ручка передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу. Например, передающий называет любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);

Приём «Пазлы».

Квадраты Воскобовича/Никитина

Прием «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке

Также у детей с ОВЗ, как правило, возникают проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).

Поэтому широко применяем прием «Куклотерапия» по методике известных педагогов-психологов Т.Шишовой и И.Медведевой

Вывод:

- в игре активно обогащается и развивается словарь школьника с ОВЗ. формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметах, окружающего мира;

- систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности;

- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.

- Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.











Полный текст материала Статья "Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Н.Н., Епифанова С.А.  natalynk
26.05.2011 1 6293 752

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК