Статья "Содержание индивидуальных коррекционных занятий"
Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Назийский центр социально - трудовой адаптации и профориентации»
пос. Назия Кировского района Ленинградской области
Французенко Татьяна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Статья «Содержание индивидуальных коррекционных занятий, направленных на подготовку к государственной /итоговой/ аттестации за курс основной школы по русскому языку»
8 -9 классы школы VII вида
В нашем образовательном учреждении обучаются дети с задержкой психического развития. Нарушения речевой деятельности у этих детей носят системный характер: наблюдается несформированность функций анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя речи.
В связи с недоразвитием грамматического строя речи, в связной письменной речи выявляются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий. Дети используют самые простые синтаксические конструкции, затрудняются выразить с помощью языковых средств причинно-следственные, временные, пространственные отношения.
Словарный запас детей с отклонениями в развитии беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, неполноценен качественно.
На начальном этапе обучения речевое недоразвитие в ходе коррекционной работы несколько компенсируется: формируется базовый словарный запас, грамматический строй речи, развивается связная речь. Тем не менее, многие ученики старших классов продолжают иметь недостаточную сформированность речевых навыков и умений. Причины этого: различия в характере дефекта и в своевременности и эффективности коррекционного воздействия.
Итоговая аттестация выпускников нашей школы проводится в форме изложения с творческим заданием. Продуцирование текста изложения сопровождается многочисленными ошибками:
лексические ошибки (неправильное словообразование, недостаточная дифференцированность слов по семантике, неадекватное использование слов);
нарушение грамматического строя речи (ошибки в согласовании и управлении, ошибки в построении предложений);
нарушение последовательности и логичности в изложении мыслей, использование однообразных средств связи между предложениями.
Принимая во внимание особенности речевого развития старшеклассников, является целесообразным выделить следующие направления работы по коррекции их речи:
совершенствование лексического запаса и развитие лексико-семантической вариативности речи;
развитие семантико-синтаксической вариативности речи;
формирование способов выражения межфразовой связи;
работа над содержательной стороной связной речи.
Особенность работы по совершенствованию лексического запаса заключается в том, что мы должны не только количественно увеличивать словарь учащихся, но – и это главное – развивать способность детей самостоятельно раскрывать семантику неизвестного слова. По мнению психологов, самым эффективным способом усвоения новых слов является не их объяснение, не усвоение в готовом виде, а самостоятельное уяснение их значения.
Поэтому мы предлагаем детям такие упражнения, в которых текст является основой для расширения лексических возможностей, основой для формирования у детей языковой интуиции, языковой догадки, чего так не хватает ученикам с отклонениями в развитии. В этих упражнениях учащиеся определяют значение слова, опираясь на следующие уже сформированные умения: во-первых, умение произвести морфемный анализ слов (старшеклассники соотносят значение базового слова со словообразовательным аффиксом и осмысливают значение слова в целом); во-вторых, умение произвести «перенос» значения, если слово многозначное; в-третьих, умение на основе ситуации или контекста догадаться о значении слова. Таким образом, мы формируем потенциальный словарный запас – это слова, значение которых может быть раскрыто учащимися самостоятельно.
Кроме того, так как словарь учащихся отличается шаблонностью и однообразием используемых лексических единиц, целесообразны упражнения по созданию синонимических рядов.
Творческим работам старшеклассников свойственны бедность и однообразие синтаксических конструкций, поэтому необходимо развивать синтаксическую синонимию как важное средство выразительности речи.
Для совершенствования семантико-синтаксической вариативности речи обучающихся необходимы упражнения на узнавание и использование синонимических конструкций.
Таких заданий в учебниках общеобразовательной школы явно недостаточно, так как они составлены с ориентацией на то, что практическое владение речью у нормально развивающихся школьников завершается уже к последним классам начальной школы. Например, в учебнике 9 класса (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) в разделе «Сложное предложение» из 170 упражнений всего 15 упражнений по трансформации текста. Поэтому нами был составлен ряд заданий, направленных на развитие «перифрастической» способности. Как показывает практика, такие задания не только учат выражать свои мысли более точно, но и развивают логическое мышление, повышают культуру речи. Учитывая, что дети с ЗПР не могут глубоко проникнуть в смысловое содержание контекста, мы используем только уже знакомые и хорошо изученные старшеклассниками литературные тексты.
Умение связно передать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Для детей с ограниченными речевыми возможностями овладение средствами связи между предложениями затруднительно, так как эти связи выражаются абстрактными средствами. Даже учащиеся старших классов часто не умеют логически связать части текста, отсюда хаотичность, фрагментарность, разорванность высказываний, многочисленные ошибки в структуре и композиции текста, нечёткое или неправильное раскрытие микротемы.
Поэтому целесообразно, на наш взгляд, предлагать детям задания, связанные с анализом, восстановлением, преобразованием и редактированием текстов. Такие задания способствуют развитию умения использовать различные средства межфразовой связи.
Работая над содержательной стороной связной речи учащихся, мы сделали вывод, что причина неумения оставлять связное высказывание в соответствии с заданной темой и основным замыслом кроется и в неразработанности оперативной памяти учеников, в трудности продуцировать текст и одновременно удерживать в памяти сказанное. На наш взгляд, устные выступления учащихся способствуют развитию умения подчинить своё изложение основной мысли и определить границы темы. Подготовленные и неподготовленные устные высказывания детей не только развивают память, но и совершенствуют монологическую речь учащихся.
Практика показывает, что творческое самовыражение обучающихся возможно только в доброжелательной и доверительной атмосфере. Поэтому мы включаем в структуру занятий групповые дискуссии, ролевое проигрывание, обсуждение различных ситуаций, что способствует совершенствованию эмоциональной стабильности, развитию навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, формированию положительной самооценки и чувства уверенности в себе.
При использовании дидактических материалов стараемся реализовать важную закономерность: совершенствование речевых навыков и умений должно происходить в определенной последовательности – от первоначального выделения, различения и понимания речевого материала к его использованию в контекстах. Таким образом, практическое овладение речевыми умениями осуществляется на основе мыслительных операций, связанных с анализом и синтезом языкового материала: сопоставлением, различением, выделением, нахождением общих признаков, их обобщением.
Источники
Зикеев А.Г.Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 256с.
Одним из важных коррекционных направлений в работе над речью является формирование и расширение лексического запаса, которое заключается не только в количественном увеличении словаря учащихся, но, прежде всего, в осознании значений и смысла слова в речевом потоке. Мы решаем эту задачу на основе формирования и расширения потенциального словаря, развития речевой догадки у учащихся, формирования умений определять значение слова по известным словообразовательным компонентам.
Положительная мотивация, вызывающая активность ученика, может быть результатом возникшего интереса к заданиям, а также к занятиям, построенным в форме игры. Занимательные уроки развития речи требуют от учащихся специальных навыков, смекалки, умения находить выход из нестандартных положений. Игровая ситуация на уроке создается разнообразными подходами. Для активизации работы учащихся используем задания игрового характера. Например, игра «слово-магнит»: предлагаем ученикам отметить добрые слова знаком «плюс», а злые – знаком «минус». Ученики комментируют свой выбор, далее советуем пофантазировать и представить, что слово превратилось в магнит, притягивающий к себе другие слова, обращаем внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. У учащихся получаются необычные «поля слов», они как бы готовят материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания – составления связного текста.
«Слово-магнит» – это эффективный способ «копания» в своей речи, ведь происходит естественный процесс её развития, процесс речевого созидания.
Вызывает интерес, развивает любознательность, активизирует умственную деятельность игра по подбору однокоренных слов «Кто больше?». Работа может быть индивидуальной, чтобы каждый сам искал, думал, вспоминал, сравнивал, сопоставлял, и групповой, когда дети помогают друг другу, дарят товарищам свои слова, да и сами получают «подарки». Дети не просто получают подарки, но и уточняют лексическое значение некоторых из них, показывают, как используются эти слова в речи, то есть включают их в словосочетания, в предложения, конечно же, убеждая друг друга в правильности своей работы.
Ребенок с ЗПР прекрасно чувствует себя в игре, поэтому если учащимся необходимо проделать большое число однообразных упражнений, мы заключаем эти упражнения в игровую оболочку. Например, предлагаем
игру «Собери слово»: дети составляют слово, взяв указанные морфемы из других слов.
Развитию языкового чутья способствует и такое упражнение, как «Создание деревьев из слов», сердцевиной таких деревьев является корень, а от него «растут» слова, как ветви на дереве. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем сильнее становится словесное дерево.
Раздел «Словообразование» может вызвать большой интерес учащихся, если при его изучении опираться на живое словотворчество, хорошо обнажающее внутреннюю форму слова и его мотивацию. В связи с этим мы предлагаем упражнения на определение производящей основы, значения словообразовательных суффиксов и словообразовательной модели, используя неологизмы из детской речи и детской литературы. Например,
неологизмы из детской речи: я задверил ручку. Из трубы дым трубится. Ты долго спишь, спун. Замолоточь этот гвоздь. Я намакаронился.
неологизмы из произведений А. Милна: ошесть, осемь, овосемь, Слонопотам.
неологизмы из произведений Л. Кэрролла: невденьрождарок и т.п.
Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Мы предлагаем учащимся подумать над смыслом этого мудрого высказывания. Далее работаем с разными типами словарей («Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухина; «Школьный образовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потиха и др.). Убеждаем воспитанников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Мы вместе с учениками изучаем происхождение, строение (состав), произношение, написание, значение слова; рассматриваем его в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста.
Далее мы предлагаем учащимся творческое задание: исследование «Энциклопедия одного слова». Для выполнения задания используем примерный план-схему («шаги»), которые помогут расположить собранный материал в определенной системе. Эту работу мы проводим в разных классах; в старших классах исследования, конечно же, получаются более интересными, ведь они содержат больше «шагов». Но уже пятиклассники могут составить небольшой рассказ о слове с помощью словарей. «Копилка» слов для учащихся 5 классов может быть такой:
родина, жизнь, человек, детство, совесть, сердце, дорога, глаза, солнце, весна, мама, сказка, труд.
Примерная схема-план («шаги») исследования:
Слово… и его лексическое значение.
История слова…
Слово… и «слова-родственники» (однокоренные).
Слово… и его синонимы.
Слово… и его антонимы.
Слово… в пословицах и поговорках.
Слово… в загадках.
Слово… в названиях произведений.
Слово… в иллюстрациях, рисунках детей.
Создание проблемной ситуации на уроке – это тоже элемент игровой деятельности. Решение проблемных языковых заданий развивает лингвистическую интуицию обучающихся. Например, проблемная языковая задача по образованию новых слов. Решите лингвистическую пропорцию: невежа – невежда = невеж…ый – невеж…ый.
Помогает сделать уроки увлекательными и результативными методика обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанная профессором Г.А.Бакулиной (см. об этом: Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ. – 2002, №4, стр. 16).
В соответствии с данной методикой совершенствование лексического запаса учащихся осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными. Выполняя такие комплексные (интеллектуально-лингвистические) упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, а также задания к выполняемым упражнениям, в результате у детей создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. При этом школьники в совместной с учителем поисковой деятельности ищут пути определения каждого словарного слова, с которым они знакомятся. К таким урокам необходим богатый дидактический материал: мы подбираем упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами их всех областей науки и искусства.
Развитие речи учащихся – это творчество двоих: ребенка и учителя. Работа со словом – своеобразный тренаж интеллекта, гимнастика ума и духа. В дальнейшем мы ставим перед собой задачу не только по обогащению словаря и формированию навыков и умений в области лексико-семантических преобразований, но и по развитию интеллектуальных качеств наших учеников.
Список использованных источников
Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ. – 2002, №4.
2. «И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…». Под ред. Е.В.Миненко. – С-Пб.: Санкт-Петербургский педагогический университет педагогического мастерства, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Французенко Татьяна Николаевна
→ tatianafrants 13.06.2011 5 4019 665 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.