Статья "Использование стихов, загадок и пословиц в ходе обучения математики."


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 11 VIII вида»







Использование стихов, загадок, пословиц в ходе обучения математике.

Подготовила:

учитель начальных классов

Куликова Ирина Викторовна













Междуреченск, 2010







Для успеха познания очень важно положительное состояние ребенка. Удивление своими действиями, радость, удовольствие, удовлетворение – все эти чувства делают учение неутомительным, интересным, а материал – легко усваиваемым. Один из путей создания положительной эмоциональной окраски освоения математики самыми маленькими школьниками – использование стихотворной речи, сказочных сюжетов, народной мудрости, выраженной в загадках, пословицах и поговорках.

Прежде всего заметим, что стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки (назовем их условно «образный материал» - ОМ) окажут положительное влияние на результаты обучения математике лишь в случае правильного их отбора и использования.

Образный материал должен учитывать возрастные особенности детей, сочетать образность и увлекательность с познавательной ценностью математического содержания, включать в себя математические понятия и задания, посильные для детей соответствующего возраста и этапа обучения, представлять собой достаточно высокие образцы стихотворной речи, художественного прозаического слова, устной речи.

Назначение ОМ может быть самым разнообразным. ОМ может служить средством создания у ребят положительного эмоционального настроя и интереса к предстоящей учебной деятельности, средством возбуждения познавательной активности детей. Например, знакомство с числом и цифрой 2 можно начать с загадок «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся», «Два кольца, два конца, посередине гвоздик». Вопрос «Что общего во всех загадках?» и ответ на него «Во всех загадках есть число 2» привлечет ребят к числу 2, побудит их выполнить и придумать новые загадки, задать вопросы о числе 2, рассказать об этом числе.

С помощью ОМ можно познакомить детей с некоторыми математическими понятиями и их свойствами. При создании у детей представления о числе эффективны загадки, пословицы, поговорки, считалки, в которых число характеризует разные группы предметов или отражает характеристический признак отдельного предмета:

В деревушке 7 избушек,

7 крылечек, 7 старушек,

7 щенков и 7 дымков,

7 драчливых петухов.

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распушили 7 хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

(А. Стройло)

Чаще всего ОМ используется для закрепления, уточнения и конкретизации знаний детей о числах и действиях с ними, об их применении, о геометрических фигурах, временных отношениях и других математических понятиях. С этой целью задачи в стихах, сказки с математическим содержанием и математическими заданиями включаются в устные упражнения на уроке математики.

Для развития у детей умений сравнивать предметы по разным свойствам, классифицировать предметы и явления по разным основаниям незаменимы загадки. Отгадывая загадки, ребенок по нескольким признакам называет целый класс объектов, обладающих данными признаками. Например, отгадка «стол» означает не конкретный один стол, а любой из столов, т. е. целый класс предметов, каждый из которых можно назвать этим словом.

Эффективным средством развития умения сравнивать и определять характеристические свойства групп предметов, событий является составление загадок. Причем составлять загадки можно не только о предметах, явлениях, но и о математических понятиях. Например, «Не бухгалтер, не продавец, а все считает и измеряет.» (Число). Загадки можно предлагать детям перед выполнением ими заданий с предметными картинками или игрушками ( счет предметов, сравнение предметов, построение предметной модели задачи и т.п.).

ОМ должен входить в урок , математическое занятие естественно, ненавязчиво, как логическое и эмоциональное звено всей работы. Полезно его сочетание с соответствующим наглядным представлением содержания этого материала.

При напряженных занятиях математикой детям необходим отдых, разрядка. Хорошим средством для этого могут служить стихи, загадки, ребусы, считалки.

В использовании ОМ следует соблюдать меру. Чрезмерная занимательность отвлекает детей от собственно математики, постепенно формирует у них установку на то, что все задания, обязательно должны быть облечены в занимательную форму, мешает увидеть красоту математики как эффективного и логически непротиворечивого средства познания мира.

Большое место отводится пословицам и поговоркам, содержащим математические понятия. Каждая пословица и поговорка обогащает смысловое наполнение соответствующих понятий, является связующим звеном между собственно математическим содержанием понятия и его гуманитарным значением. Пословицы и поговорки косвенно несут в себе информацию об истории происхождения понятий, об использовании математических понятий в отношениях между людьми.

Пословицы и поговорки отражают мудрость народа, несут такое знание о мире, об отношениях между отдельными людьми, между обществом и человеком, которое никаким изучением самых «высоких» наук о человеке и обществе не заменишь. Кроме того, они позволяют увидеть в математических понятиях «человеческий» компонент, делают возможным более глубокое понимание детьми сущности математических понятий. Использование пословиц и поговорок при обучении математике – мощное средство «очеловечивания» математического знания.

Формы работы могут быть самыми разными. Например, обучая ребенка счету и говоря о числе «один», можно проговорить и объяснить смысл пословиц: « Один в поле не воин», «Одно зерно горсть дает», «С одного цветка много меда не возьмешь». Наряду с чисто воспитательным воздействием описанная работа позволяет ненавязчиво формировать базу для изучения математики.

При обучении математике в школе полезно начинать уроки с пословиц и поговорок, содержащих соответствующие теме урока понятия. Например, урок по теме «Числа четыре и пять», можно начать с чтения пословиц и поговорок, содержащих эти числа. После краткой беседы о смысле этих пословиц и поговорок учитель просит сказать, что общего во всех пословицах и поговорках, какое число или какие числа называются в них. Выслушав ответы детей, учитель сообщает тему урока: «В каждой из пословиц и поговорок было число четыре или пять. Это говорит о том, что числа 4 и 5 часто используются людьми, помогают им разговаривать друг с другом, выражать свои мысли. Вот почему полезно поближе познакомиться с этими числами».

Учитель может давать детям задания: подобрать несколько пословиц и поговорок, содержащих определенные математические понятия. На внеклассных занятиях можно устраивать конкурсы: кто больше вспомнит пословиц и поговорок . содержащих математические понятия.







































СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ

.

ЦВЕТ. ФОРМА. БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ТАКОЙ ЖЕ. СРАВНЕНИЕ ПО РАЗНЫМ ПРИЗНАКАМ .



Большой голове большой почет.

Большой нос – не укора: упадешь – так подпора.

Мал соловей, да голос велик.

Мала, да нивка, а велико, да болото.

Большому уму и в маленькой голове не тесно.

В большом сердце и далекое близко.

Больше знай, да меньше бай.

Меньше говори, да больше делай.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Малое семя, да велик плод.

От большой тучи не всегда много дождя.

От малого большое зарождается.

Мост построен человеком,

Мост шагает через реку.

Велика река,

Но и мост – великан.

Далеки берега,

А ему – два шага.

( В. Друк )

СКАЗОЧКА

Маленький мальчик

В маленькой лодке

В маленькой лодке плывет.

Маленький ветер

По маленьким волнам

Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани

В маленький город

Мальчик приплыл наконец.

Маленький парус

Спущен на матче,

И маленькой сказке конец.

(Йованович – Змай)



Среди леса- великана

Есть громадная поляна.

Посреди поляны той

Дуб стоит большой-большой!

Средь его большущих листьев,

На его огромных ветках

Сидит маленькая птичка,

Кормит птичка крошек-деток.

(Н. Пивоварова)





Голубой платок,

Красный колобок.

По платку катается,

Людям усмехается, на всех глядит,

а на себя не велит. (Солнце на небе)



Белое поле,

Черное семя,

Кто его сеет,

Тот разумеет. (Книга)





Красный бык

На земле лежит.

Голубой бык

К нему тянется. (Огонь, дым)



Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

и вот теперь я спелая. (Вишенка)



На грядке – длинный и зеленый,

А в банке – желтый и соленый.. (Огурец)



ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ



ТОЧКА

Что я мала, для вас не ново.

Пространства я не занимаю.

Как и моя сестра прямая,

Я в математике основа.



УГОЛ

Мне служит головой вершина.

А то, что вы считаете ногами,

Все называют сторонами.

Раздвинуть стороны мои куда угодно

Вы можете совсем свободно.



Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад.

А зовут его ? (Квадрат)



КВАДРАТ

Присмотритесь-ка к квадрату –

Он здоровый, тароватый,

Он надежнее, как друг,

Чем уж слишком круглый круг.

Каждый может быть свидетель,

Что в нем дышит добродетель.

В нем четыре стороны,

И все стороны равны.

Без обмана перед нами

На бумаге он с углами,

Честен каждою чертой,

Каждый угол в нем прямой.

Ничего нет несомненней,

Ничего нет неизменней;

Каждый должен здесь быть рад,

Что на свете есть квадрат. (И. Троян)



КВАДРАТ

Я и все мои родные

В математике нужны.

Все углы мои прямые

И все стороны равны.



ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата –

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный и прямой.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему смеешься, брат?»

Тот кричит ему:»Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

А квадрат ответил:»Брат!

Я же старше, я квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно – кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя , сказал:»Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратный,

А проснешься без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад

Поглядел он – нет квадрата,

Онемел. Стоял без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь маленьких углов. (Е. Панин)



ТРЕУГОЛЬНИК

На треугольном острове

В одном углу живет

Задиристый, сердитый

И треугольный кот.

В другом углу колючем

Ворчливый пес сидит,

Он тоже треугольный

На всех кругом сердит.

Недобрый третий угол –

Как острая игла.

Мышонок треугольный

Бранится из угла. (Л. Левина, К. Сапгир)



Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Все в нашем городе – друзья,

Дружнее – не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас каждый должен знать! (В. Житомирский, Л. Шеврин)



ОКРУЖНОСТЬ

У круга есть одна подруга.

Знакома всем ее наружность.

Она идет по краю круга

И называется окружность.

- Да, я окружность.

Вам я, круг, родня.

Не может в этом быть сомненья.

Произошли вы от меня

При помощи вращенья,

Внутри меня есть точка непростая,

А кто сей важный пункт?

Зовется центром он,

От точек всех моих

Он равно удален.













МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ



Как нету на свете без ножек столов,

Как нету на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в математике действий без знаков.



ПЛЮС

Меня зовут по праву Плюс

Ребята с уважением.

Я тороплюсь, я тороплюсь

Туда, где есть сложение.

Я – плюс, и этим я горжусь!

И для сложения гожусь.

Я добрый знак соединенья,

И в том мое предназначенье. (А. Подашев)



Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь «О» ты вставишь, зная, как, -

И я географическая точка. (Плюс – полюс)



Я приношу с собою боль,

В лице – большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль ,

То превращаюсь в знак сложения. (Флюс – плюс)



МИНУС

Я – Минус, тоже добрый знак.

Ведь не со зла я вычитаю –

Так роль свою я исполняю.

На вид я поскромнее многих знаков,

По важности я сними одинаков.

Пусть Минус мое звание,

Я там, где вычитание. (А. Подашев)



ПЕСЕНКА РАЗБОЙНИКА МИНУСА

Числа на дороге я встречаю,

Сразу сколько можно вычитаю,

Счетом я себя не утруждаю,

Только вычитаю, вычитаю…



ЗНАК УМНОЖЕНИЯ

Достоин уважения

У нас знак умножения:

Он там, где множится число,

Количество чтоб подросло.

Знак умножения очень прост –

Всего лишь точка это,

Но занимает важный пост:

Ведет увеличения работу.

Я – знак умножения

,Для облегчения сложения.



ЗНАК ДЕЛЕНИЯ

Две точки – значит разделить,

Причем на части равные.



ЗНАК ВОПРОСА

То, что я простой вопрос,

Ничего не значит.

На меня огромный спрос

У любой задачи.



СКОБКИ

Скобки в выраженье встали –

Весь порядок поменяли,

Все разбили по местам:

Вычисляй не здесь, а там,

Видишь скобки – не ленись,

В них за действие берись.



ЗНАКИ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО»

Взялись братцы два поспорить,

Кто кого дороже стоит.

Не поладили, надулись,

«Клювиками» отвернулись.

Больше, Меньше так похожи,

Как у короля вельможи.

И, как это и ведется,

Большее число «клюется»:

«Клювик» в меньшее число нацелен –

Острый, как вершина ели.

Третий братик – не такой:

Любит чинность и покой,

Мирит братцев –забияк,

Да не может, ну никак!

Все его Равно зовут

За его великий труд.



При решении задачи

Без меня вы ни на шаг.

Если так, то это значит:

Я довольно важный знак. (Равно)













ВРЕМЯ

Время не дремлет.

Время не семя, а выведет племя.

Время разум дает.

Время красит, безвременье старит.

Время дороже золота.

Делу время, потехе час.

День долог, а век короток.

День прошел, все свое с собой унес.

Век долог, да час короток.

Вчерашнего дня не воротишь.

Всякое семя сеют в свое время.

Одно нынче лучше двух завтра.

Нынче гуляшки да завтра гуляшки – находишься без рубашки.

За делами дня не видно.

Всякое время переходчиво.

На час опоздаешь – годом не наверстаешь.

Без ног оно и без крыльев оно,

Не видно его и не слышно его.

Быстро летит – не догонишь его. (Время)

Что идет не двигаясь с места? (Время, часы)



ВЕК

Век долог, всем полон.

Век живи, век учись.

Век живи, век трудись.

ГОД

Год прожить – не поле перейти.

Год прожить – не реку перейти.

Год прожить – не лукошко сшить.

Год легок, да час тяжел.

Год велик, да час дик.

Год году не равен.

Год не неделя – дни впереди.

Год торгуй да воруй, а три в яме сиди.

Годы хребет горбят.

Дожидай год и семь суббот.

Четыре времени в году –

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая,

Несет корзины урожая.

(С. Маршак)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. (Год)

Я стар, родилось от меня двенадцать сыновей, а от каждого из них по тридцать дочерей, наполовину красных и черных.

(Год, месяцы, дни)















































Список использованной литературы:

1.Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальном обучении математике. Составитель – С.Е.Царёва, Новосибирск, 1998

2.Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников. – СФЕРА, Москва, 2002


Полный текст материала Статья "Использование стихов, загадок и пословиц в ходе обучения математики." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куликова Ирина Викторовна  irak
18.06.2011 7 5541 1025

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК