Статья "Организация урока русского языка с использованием приемов здоровьесберегающих технологий"
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат 8 вида №4
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
Учитель русского языка – Зарипова Ирина Владимировна
Статья на тему:
Организация урока русского языка с использованием приемов
здоровьесберегающих технологий.
Большое значение имеет организация урока. С первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Урок стараюсь строить в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), коррекционные задания – необходимый элемент на каждом уроке.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием. В игровой форме проводится словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова, при знакомстве с новым словом и закреплении применяю коррекционные приёмы на развитие ВПФ.
В качестве приема здоровьесбережения применяю индивидуальный и дифференцированный подход к обучению на уроках, что способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.
Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока, поэтому используя передвижение по классу.
Формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в группах;
- работа в парах;
- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций .
Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю учащимся разноуровневые задания.
С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:
- связной устной и письменной речи;
- орфографической зоркости;
- творческих способностей;
- а также материал информационного характера.
К приёмам работы на уроках русского языка с целью сохранения здоровья можно отнести и нетрадиционные формы урока, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, свойственные многим учащимся, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на ребят.
В коррекционной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка; урок-сюрприз; урок-отчет; урок-зачет, урок здоровья и т. д.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, иногда с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания и пр.
Предлагаю некоторые виды физминуток для проведения на уроках русского языка, чтения и др.
Оздоровительно- гигиеническая.
Её можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поболтать ножками. На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз. Нужно откинуться на спинку стула
1. 2-3 с., 3-4 с. вниз, делать 30 сек.
2. Повторить 3-4 раза (длительность 8 с.)
3. 3-4 раза (длительность 15 с)
4. Зажмурить глаза на 3-5 с., открыть на 3-5 с. (длительность 30-50 с.)
Дети могут также следить глазами за движениями руки учителя, смотреть в окно.
Двигательно – речевые.
Дети коллективно читают небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
«Буратино» - дыхательная зарядка.
«Хомячок» - массаж рефлекторных зон.
Подражательная
Эти физминутки основываются полностью на фантазии учителя. Читая с детьми текст или рассматривая иллюстрацию с машинами, паровозиками, бабочками, или например: любые буквы: буква «Л». Буквой Л расставили ноги, словно в танце – руки в боки.
Наклонимся влево, вправо, получается на славу.
Физкультурно-спортивная.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Танцевально-ритмическая.
Эти физминутки особо любимы детьми, т.к. выполняются под веселую музыку, все движения произвольны. Если добавлять элемент ритмики, тогда движения должны быть более четкими. В отличие от танцевальных, в которых все танцуют произвольно, при этом желающие могут петь.
Физминутки для глаз
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят
всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком
видеть всё дано-
Где окно, а где
кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу
на мир вокруг.
1. «Ах, как долго мы писали»
Ах,
как долго мы писали,
Глазки
у ребят устали.
(Поморгать
глазами)
Посмотрите
все в окно,
(Посмотреть
влево - вправо)
Ах,
как солнце высоко.
(Посмотреть
вверх.)
Мы
глаза сейчас закроем,
(Закрыть
глаза ладошками)
В
классе радугу построим,
Вверх
по радуге пойдем,
(Посмотреть
по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо,
влево повернем,
А
потом скатимся вниз,
(Посмотреть
вниз)
Жмурься
сильно, но держись.
(Зажмурить
глаза, открыть и поморгать им)
2.
«Бабочка»
Спал
цветок
(Закрыть
глаза, расслабиться, помассировать
веки, слегка надавливая на них по часовой
стрелке и против нее)
И
вдруг проснулся,
(Поморгать
глазами)
Больше
спать не захотел,
(Руки
поднять вверх (вдох). Посмотреть на
руки)
Встрепенулся,
потянулся,
(Руки
согнуты в стороны (выдох)
Взвился
вверх и полетел.
(Потрясти
кистями, посмотреть вправо-влево)
3.
«Руки за спину, головки назад».
Руки
за спину, головки назад.
(Закрыть
глаза, расслабиться)
Глазки
пускай в потолок поглядят.
(Открыть
глаза, посмотреть вверх)
Головки
опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И
снова наверх - где там муха
летит?
(Вверх)
Глазами
повертим, поищем ее.
(По
сторонам)
И
снова читаем. Немного еще.
4.
«Буратино».
Буратино
своим длинным любопытным носом рисует.
Все упражнения сопровождаются движениями
глаз.
5.
«Видят глазки всё вокруг»
Глазки
видят всё вокруг,
Обведу
я ими круг.
Глазком
видеть всё дано-
Где
окно, а где кино.
Обведу
я ими круг,
Погляжу
на мир вокруг.
6.
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза,
Как
горошины глаза.
Влево
— вправо, назад — вперед.
Ну,
совсем как вертолет.
(Встать.
Показать на уровне глаз большим и
указательным пальцами глаза стрекозы.
Повернуть голову вправо, влево. Руки на
пояс, повороты туловищем вправо, влево.
Исходное положение. Руки в стороны,
голову опустить вниз, поднять вверх.
Выполнить 3—4 раза).
Физминутки для рук и пальцев.
Для учеников держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2.
Соедините кисти рук и разведите пальцы
в стороны, изображая цветочек. Затем
сомкните пальцы, и у вас получится
бутончик. Чередуйте задания “цветочек”,
“бутончик”
3.
Соедините пальцы обеих рук так, будто
в руках держите маленький шарик, и
постепенно начинайте шарик надувать.
Шарик увеличивается, и пальчики разводятся
в стороны.
4.
Раскройте ладошку, поставьте её перед
собой и постукивайте пальцами другой
руки, изображая бег лошадок.
Также
есть большое количество стихотворных
упражнений, которые помогают расслабить
кисти рук:
1. «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
2. «Теремок»
Стоит в поле теремок.
(Ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок.
(Пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк-
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.
(Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо)
Пришёл Петя-петушок
И ключом открыл замок.
(Пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
3.
Этот пальчик маленький- мизинчик
удаленький.
Безымянный кольцо носит,
никогда его не бросит.
Этот пальчик
самый длинный, он стоит посередине.
Этот
– указательный, пальчик замечательный.
Этот
пальчик – вот какой, называется большой.
4.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик
разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы
начнём опять писать.
Чтоб
красиво написать
Надо пальчики
размять
Раз, два, три, четыре, пять
За
письмо получим пять!
Физминутки для правильного дыхания
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос.
При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Правила дыхания при выполнении упражнений:
1. Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.
2. Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.
3. Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.
4. Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.
5. Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.
6. Опустили ногу, отвели назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.
Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание
Упражнение «Свеча»
(глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя)
На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф… (ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з)
Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.
Произнести скороговорку - считалку
Список скороговорок для дыхательных упражнений.
А мне не до недомогания.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Во мраке раки шумят в драке.
Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.
От топота копыт пыль по полю летит.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
У елки иголки колки.
Упражнения для исправления нарушений осанки.
1.При плоской спине.
-наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях;
-лежа на животе, закатив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове
(«корзиночка»); тоже поочередно правой, левой ногой;
-стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться
оттянуть назад – вверх; тоже другой ногой;
-мост из положения лежа;
-висы прогнувшись на гимнастической стенке;
-смешанные висы прогнувшись.
2.При увеличенном грудном изгибе.
-стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь,
достать руками пятки;
-стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку
левой ноги; то же в левую сторону;
-лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.
Физкультминутка
для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.
6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка
для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через
правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Другие виды физкультминуток.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти
И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Упражнения на релаксацию
Расслабление мышц плечевого пояса:
-роняем руки;
-трясем кистями;
-стряхиваем воду с пальцев;
-поднимаем и опускаем плечи;
-твердые и мягкие руки;
-мельница.
Использованная литература:
В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. – М., 2002 год.
Н. И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зарипова Ирина Владимировна
→ ИринаЗ3 12.10.2011 1 4093 699 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.