Статья "Наглядность на уроках музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья"; 2 класс
Автор: Малюкова Наталья Николаевна
Место работы: Санкт – Петербург Коррекционная школа №657 (VIII) вида
Должность: Учитель музыки
Наглядность на уроках музыки
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Многолетний опыт работы с детьми убеждает меня в необходимости использования наглядности на уроках музыки, особенно в начальных классах, это дает положительный результат в обучении. С помощью наглядности учащиеся легче и глубже осмысливают музыкальный материал. Для того, что бы дети хорошо поняли содержание песни или, что еще труднее, инструментальной музыки, иногда приходится разъяснять ее содержание. У детей с ограниченными возможностями здоровья плохо развито воображение. Трудно развивать это чувство только словами. Наглядность привлекает внимание детей, заставляя их сосредоточиться, дает конкретные впечатления, что, в конечном счете, влияет на качество усвоения материала.
Наглядность можно использовать в виде иллюстраций, видео сюжетов. Мультимедийное оборудование позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видеоинформацию и аудио информацию через технические средства. Но требования к подбору наглядности остаются едиными:
Наглядность должна быть качественной.
Соответствовать сюжету. Например: лисенок не должен быть похож на взрослую лису.
С учетом возрастного уровня развития. Детям младших классов в виде игрушечного образа, старшим – в реальном виде.
Необходимо четкое выделение основного, фон не должен отвлекать.
Важен размер наглядности. Мелкую картинку не видно, сильно крупная картинка отвлекает детей на рассматривание деталей, не воспринимается целостно.
Цвета играют важную роль в процессе восприятия. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет. Яркие цвета – раздражают, возбуждают, а темные – снижают настроение.
Наглядность помогает полнее преподнести материал, но она может и помешать во время урока. Изображение должно следовать за словом, иначе ученик, увлечется рассматриванием картинки, и не будет воспринимать ту информацию, которую дает учитель. Если встречаются незнакомые и непонятные слова, то картинку надо показывать до объяснения этих слов. Например: вначале дать рассмотреть изображение кенгуру, а потом дать послушать песню про кенгуру.
Я всегда помню, что не следует перегружать уроки наглядностью, так как она должна играть вспомогательную роль. Ее следует применять, чтобы полнее создать у детей художественный образ. На уроке я чередую визуальную информацию с аудио информацией, чтобы не наступало переутомление. Большое количество информации не дает возможность сосредоточиться на главном.
В младших классах даже простое содержание песен легче преподнести детям с помощью наглядности. Например: «Курочка» музыка Т. Попатенко, слова И. Лешкевич, «Серенькая кошечка» музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой и другие. Особенно важно иметь наглядность к песням с трудным содержанием для детского восприятия текста. Я сделала презентацию песни,
где, в точном соответствии с текстом, пассажиров - зверюшек можно рассаживать по вагончикам. Наглядность и действия по тексту помогут детям запомнить последовательность их появления.
В старших классах музыкальные впечатления также подкрепляю наглядными впечатлениями. Для этого применяю, собранный и оформленный в картотеку, видео материал. Дети могут увидеть и послушать звучание
музыкального произведения в исполнении оркестра, детские песни в исполнении хора и солистами, а также посмотреть балет и выступление хореографических коллективов. Просмотр видео вызывает огромный интерес у учащихся и повышает мотивацию к обучению.
Кроме своего основного назначения, то есть пояснения содержания музыкальных произведений, наглядность дает возможность проводить на уроках музыкальные игры. Например: звучание музыкального инструмента подтверждается показом, заранее приготовленного слайда. Момент ожидания вносит интерес в обучение. Так же можно из нескольких картинок выбрать одну нужную для правильного ответа.
Можно сделать вывод, что наглядность на уроке имеет большое значение для восприятия музыкального образа. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Источники материалов
Из опыта работы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малюкова Наталья Николаевна
→ мозайка 18.10.2011 1 5817 520 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.