Программа "Клубно-досуговая организация выпускников с ОВЗ школы VIII вида"


Захарова М.В.,

учитель трудового обучения высшей категории

ОГОУ специальной коррекционной школы-интерната

18 VIII вида г. Ульяновска


КЛУБНО-ДОСУГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

С ВЫРАЖЕННЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ НА БАЗЕ ОУ VIII ВИДА


В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное образование. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в общество.

Анализ ситуации свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к организации свободного времени выпускников с умеренной умственной отсталостью, что ведет к негативным последствиям как в семье, где воспитывается подросток, так и в развитии самого подростка, как члена общества. Поэтому вопросы организации досуга, ежедневной занятости данной категории населения очень актуальны сегодня. Ограниченные возможности здоровья являются причиной к сокращению доступности таких традиционных форм досуговой деятельности, как посещение театров, кинотеатров, концертных залов, творческих встреч, клубов по интересам и кружков, существующих в городских досуговых центрах, да и материальный уровень большинства семей, где проживает и содержится больной подросток, не может себе позволить расходы на организацию его свободного времени. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе. Традиционные представления об абсолютной стойкости нарушений интеллекта при умеренной и тяжелой умственной отсталости в последнее время значительно изменились. Появились доказательства в пользу возможности положительной динамики, делающей возможной социальную адаптацию (А.Р.Маллер, 2000; Д.Н.Исаев, 2003; И.М.Бгажнокова, 1998; У.Кристин, 1999 Т.П.Кунцевич, 2003; Е.И.Николаева, 2002; Л.И.Акатов, 2004; О.Шпек, 2003 Ф S.W.Blackstone, M.H.Berg, 2003; D.Cicchetti, 1990; D.Fryxell, C.H.Kennedy, 2001 CE.Lancioni, M.F.O'ReilIy, D.Olivia, 2002; V.B.Van Hasselt, 1989).

В целях разрешения сложившейся ситуации предлагается Программа, которая призвана частично улучшить качество жизни людей-инвалидов и семей, в которых они содержатся.

Социализация молодых людей с умеренной и частично тяжелой умственной отсталостью предполагает реализацию их возможной жизни в социуме. Их личностные способности, социально-бытовые, коммуникативные, трудовые навыки и межличностное взаимодействие, как бы малы они не были, могут найти себе применение и принести пользу обществу.

В структуре заболеваемости данной категории подростков имеют место отклонения в общении с окружающими и неадекватные поведенческие реакции, так как, выходя из-под опеки педагогов, знакомых с особенностями их развития, подростки, в силу дефекта, не способны к самостоятельному решению социальных ситуаций, что повышает риск их существования в обществе. Подобная неприспособленность может проявляться в неумении избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем, интересно организовать своё свободное время и т.п., если предоставлена свобода контактов или полное затворничество в домашних условиях. Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается в большинстве стран равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в сопровождении и поддержке. Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX века в США, Западной Европе, скандинавских странах и их началом в 90-е годы прошлого столетия в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями в общество и образовательную среду (Н.Н.Малофеев, 1996, 2003; Н.М.Назарова, 1996; Л.М.Шипицьша, 2001; А.М.Зотова, 1997; А.И.Капустин, 1996; И.Е.Лукьянова, 2000; R.J.Flynn, K.E.Nitsch, 1980; P.Hmit, M.Alwell, F.Farron-Davis, L.Goets, 2001; F.R.Rusche, A.L.Phelps, 1987; 1^ R.F.Schnorr, 2001; L.A.Sisson, 1988).

Родители умственно отсталых молодых людей имеют весьма скудные знания о современных методах реабилитации и коммуникации со своими детьми. Они неохотно идут на контакт с психологом или психотерапевтом, многих из них тяготит нарушенное поведение своих больных детей, например, агрессивность, повышенная сексуальность и пр. Они часто не понимают их состояния, не знают, как помочь.

После окончания школьного обучения, родители данной категории подростков, остаются один на один со всеми этими проблемами, поэтому клубно-досуговая организация послешкольного образования выпускников с УУО на базе ОУ VIII вида наиболее целесообразна, а предлагаемая программа призвана оказать помощь и подросткам с умеренной умственной отсталостью, и их родителям в целесообразной и интересной организации части жизни их взрослеющих детей.

Как и любой другой подростковый и ранний юношеский возраст «начинаются» с изменения социальной ситуации развития. Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что они находятся в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Они стремятся отстоять свою независимость, приобрести право голоса, но самостоятельно этого делать не умеют в силу своего основного дефекта развития.

Дети зеркально отражают досуг взрослых, который стал духовно бедным, однообразным, с тяготением к массовой культуре. Семья либо уклоняется от участия в досуговой практике детей, либо, в силу занятости, не имеет достаточной возможности. По статистике родители тратят на участие в досуговых радостях ребенка 1,5 часа в месяц.

На первый план вышли идеи второго порядка видеофильмы сомнительного содержания, «чужая» музыка, ритмика, выпивки и т.п.

Искусство организации досуга - это огромный пласт жизни каждого члена общества, вне зависимости от его ограниченных возможностей.

В возрасте 16-18 лет все дети любят дебаты и споры, вне зависимости от дефекта развития, своеобразно проявляется устремленность в будущее, построение жизненных планов. Одной из форм, способствующих для самореализации личности, то есть организации жизнедеятельности, обеспечивающей более-менее сознательное выявление и утверждение собственной позиции, является участи в коллективном деле.

Специально организованное коррекционное обучение и психологопедагогическое сопровождение молодых людей и их родителей будут способствовать повышению «качества жизни» этих молодых людей и их наиболее успешной социальной интеграции.

Арт-направление предлагается в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами.

Арт-технология является ещё  и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус, улучшает здоровье участников творческого процесса. Также эффективной является технология обучения в сотрудничестве.

При её использовании рекомендуется придерживаться принципа общего дела, когда группа детей работает в направлении одной цели над одним заданием, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы не только артистов, но и трудовых операций в группах при пошиве сценических костюмов и изготовлении элементов декораций.

При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Продолжить введение молодых людей с особыми образовательными потребностями, заданных характером нарушения их психического развития, в культуру, как систему ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, он реализует свои личные устремления, занимает активную жизненную позицию в сообществе, исключая возможность по разным причинам выпадения из него.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

расширить охват молодых людей с ОВЗ послешкольным образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

дать возможность реализовать на практике Конституционное право на участие в культурной жизни, вне зависимости от тяжести нарушения развития.

создать оптимальные условия для реализации реабилитационного потенциала;



ЗАДАЧИ по направлениям деятельности



  1. Труд - основополагающий жизненный компонент

  • расширение знаний и умений по самообслуживанию;

  • знакомство и обучение приёмам бытового труда;

  • практика домашних ремесел и рукоделия.


  1. Речь как коммуникативная основа существования в обществе

  • организация домашнего чтения;

  • речевая практика публичных выступлений;

  • практика письменной и устной речи, необходимой для жизни в социуме.





  1. Досуг - составляющая жизни человека

  • практика личного взаимодействия с окружением;

  • практика доступного художественного творчества;

  • специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду.


Для реализации программы необходим коллектив детей (не более 10 человек при проведении трудовых занятий не более 5 человек в подгруппе) среднего и старшего школьного возраста. Срок обучения – два - три учебных года; годовой курс рассчитан на 34 учебные недели, по 5-дневной рабочей неделе, 4 часа в день, 680 часов в год.

Наличие адаптационного потенциала молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, выражающегося в наличии познавательного интереса, преобладании положительных эмоциональных состояний, социальной активности и сформированных коммуникативных навыков свидетельствуют о возможности и необходимости разработки для них программ по улучшению качества жизни и более эффективной социализации и интеграции в общество.

В программе – теоретическая и практическая деятельность детей, но приоритетной является практическая: подготовка к театрализованным представлениям для родителей, ролевые игры, изготовление костюмов и декораций для выступлений. Использование широкой интеграции всех курсов.


Курс обучения предполагает следующие виды деятельности

ДОМОВОДСТВО

(8 часов в неделю, 272 часов в год)

Обучение ведению домашних дел

(на основе трудового обучения различных направлений и социально-бытовой ориентировки).

ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ

(5 часов в неделю, 170 часов в год)

Знакомство с печатной продукцией СМИ на бумажных и электронных носителях, доступной литературой


АКТИВНЫЙ ДОСУГ

(7 часов в неделю, 238 часов в год)

Организация свободного времени на основе доступных арт-направлений

(музыка, пение, ритмические движения, театрализованные представления, изобразительная деятельность)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При обучении по данной интегрированной программе можно достичь следующих результатов:

  1. раскрыть жизненный потенциал молодого человека;

  2. вовлечь в увлекательный мир полезного досуга;

  3. раскрепостить на сцене и при общении в социуме;

  4. познакомить с формами организации семейного досуга.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Проект специального федерального государственного стандарта начального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. / Альманах института коррекционной педагогики 14/2010.

  2. Домашние ремёсла: Сб./сост. Е. Н. Семашко – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 256 с., ил.

  3. Рукоделие: Популярная энциклопедия / гл. ред. И.А. Андреева. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – 287 с.: ил.

  4. Мастерица / сост. И.А. Сокол; худож. - оформители Б.Ф. Бублик, И.В. Осипов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2001. – 431 с., [8] л. Ил. – (Женский клуб).

  5. Большая книга полезных советов / Перевод с англ. – М.: Мир книги; СПб: Золотой век; Динамит, 2004. – 672 с.

  6. Ужегов Г.Н. Доврачебная помощь на дому. – М.: Мир книги, 2004. – 394 с.





Полный текст материала Программа "Клубно-досуговая организация выпускников с ОВЗ школы VIII вида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Захарова Марина Валентиновна  МарВалЗахар
28.11.2011 2 3236 467

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК