Методическая работа "Специфическая неспособность к обучению детей с ММД"






Специфическая неспособность к обучению детей с ММД.





Методическая работа учителя начальной школы

Беляевой Елены Олеговны. (ГБОУ школа №594 индивидуальное обучение на дому г. Санкт-Петербург)

Специфическая неспособность к обучению – что это такое?


Как работает человеческий мозг, как совершенствуется мыслительная деятельность в процессе обучения – все это вопросы очень сложные. Поэтому многие люди, которые пытаются помочь слабоуспевающим в школе детям, часто не могут правильно понять причину их трудностей.

Еще недавно считалось, что любой ребенок, достигший определенного возраста, способен усваивать объем знаний, соответствующий этому возрасту. Считалось, что все дети примерно одинаковы, а их мозг – это чистый лист бумаги, куда надо «записывать» определенные знания одним и тем же способом. Тем же детям, которые не могли усваивать материал с той же скоростью, как их сверстники, автоматически зачисляли в ряд умственно отсталых.

Однако у многих неуспевающих детей психологическое тестирование выявило совершенно нормальный и даже высокий интеллект. Они хорошо видят и слышат. Они спокойны, уравновешенны. В семье им созданы все условия для нормального развития и обучения, тем не менее, им никак не удается одолеть школьную программу. Именно таких детей мы называем теперь «неспособными к обучению».

Их «неспособность» специфическая, т.е. она не зависит от внешних факторов, таких как отношение в семье или образование родителей. Причиной «неспособности», а точнее «нарушенной способности» не является и умственная неполноценность ребенка. Это дети, в большинстве случаев, вполне полноценны; они могут учиться, но только тогда, когда мы понимаем их проблемы и принимаем соответствующие меры.

Современная точка зрения такова, что причиной «специфической нарушенной способности к обучению» является какое-то нарушение работы мозга, так называемое «минимальная мозговая дисфункция». Это поражение головного мозга в слабой степени (в минимальной)



Дисфункция головного мозга


ДЦП Эпилепсия ММД Умственная Детские

отсталость психозы



Нарушенная Трудности в обучении Нарушения

активность дислексия поведения

дисграфия

дискалькулия


Генеалогические «дерево» специфической неспособности к обучению.


ММД является биологическим фундаментом нарушения способности к обучению. Являясь незрелыми, эти дети не обладают способностью к самоконтролю, они не могут конкурировать со своими сверстниками ни в школе, ни в жизни.

На рисунке приведены основные симптомы, которые составляют сути большинства жалоб, как родителей, так и школьных учителей в отношении детей с ММД.



Недостаточный самоконтроль



Нарушение активности Нарушение поведения и мышления

Гиперактивность Истощаемое внимание

(включая речевую) Неспособность сосредоточиться,

Моторная неловкость трудности привлечения внимания

Апраксия Плохая память

Зрительно-моторная Нарушение восприятия

дискоординация Нарушение вербально-

Нарушение логического мышления

латерализации


Школьная неуспеваемость

Дислексия – нарушение чтения. Поскольку чтение является самым эффективным способом получения знаний, нарушение чтения неминуемо влечет за собой отставание и по другим предметам, да и в общем развитии. Ребенок с тревогой и недоумением видит, что его сверстники в классе без труда делают то, что ему не доступно. «Может быть, я какой-то ненормальный?» думает такой ребенок, и вскоре может придти к мнению, что он умственно отсталый, дурачок. Не всегда дети с ММД страдают дислексией. Нарушение чтения является только одним из симптомов, возможно, самым важным, но отнюдь не единственным.


Дисграфия – нарушение письма. Ошибки не орфографического характера. Дисграфия может быть 5 видов:


1)Акустико-артикуляционная (косноязычие в письме)

Нарушение устной речи отражается в письме.

Рама (рама, лама, вама, яма) и т.п.


2)Акустическая дисграфия, обусловленная несформированностью рече-акустической слуховой системы. Характерны те же ошибки, что при 1 виде дисграфии, но ребенок при этом говорит правильно.


3)Оптико-графическая дисграфия. В результате несформированности оптических процессов (не так запомнил глаз или рука). Замена букв сходных по начертанию:

-Недописывание по количеству элементов: м-л, т-п, ш-и,

-Смешивание букв по расположению в пространстве: д-в, т-ш, п-и

-Смешивание букв по дополнительному несходному элементу: ш-щ, и-ц: и-у.

-Зеркальное письмо


4)Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Этот вид дисграфии наиболее распространен.

-пропуски гласных, слогов

-недописывание

-перестановка

-неоправданные слияния (предлогов и т.п.)

-разрывы (вдуп ле)


5)Аграмматическая дисграфия.

Неумение согласовывать, управлять (глагольное управление), выпуск предлогов.


Перед выполнением любого задания, ребенок, страдающий ММД, должен сосредоточиться. Если в этот момент его кто-то отвлек, если в классе откроется окно и т.п., он вообще не услышит того, что говорит учитель. Память нашего ребенка страдает именно в том отношении, что он не запоминает длинной последовательности. Дети с ММД не в состоянии достичь автоматизации навыков столь же быстро, как их сверстники. Вскоре после начала урока наш ребенок понимает, что «выпал» из общего потока, из общей работы в классе. Если, вдобавок, он чем-то расстроен, если сегодня один из тех «плохих» дней, если он предчувствует, что все его попытки и старания ни к чему не приведут, можно себе представить, какой будет результат! Эта неспособность делать что-то автоматически, неспособность управлять своим вниманием и концентрацией, является основной трудностью ребенка с ММД.

Дисграфия, дислексия, наподобие врожденной неспособности различать цвета (дальтонизм) или звука (отсутствие музыкального слуха) не является признаком умственной отсталости, нежелания учиться или плохой работы учителя. К сожалению, мы очень часто путаем причины и следствия.


Группа помощи детям с ММД (учитель-родители-врач)

В этой группе учитель является главным действующим лицом. Являясь как бы связующим звеном между школой, как системой образования, и отдельным учеником, учитель ежедневно имеет дело с самым корнем проблемы. Он имеет возможность первым обнаружить у ребенка нарушение способности к обучению и должен взять на себя обязанность сообщить об этом родителям. Более того, в целом ряде случаев учитель является единственным человеком, кто придумывает и реализует коррекционные мероприятия с отстающим учеником и помогает ему преодолеть школьную неуспеваемость. К этой группе относятся учителя, которых интересует не болезнь сама по себе, а ребенок с его проблемами и затруднениями. Они понимают, что дети имеют индивидуальные способности и стараются относиться к каждому ребенку так, как необходимо именно в данном случае. Стараются максимально индивидуализировать обучение. Учитель должен

понимать, как боится ребенок сделать какую-то оплошность и тем самым обнаружить перед всеми свою слабость и несостоятельность. Педагог должен подчеркнуть все хорошее и не замечать плохое. Кроме установления хороших отношений с ребенком, учитель старается завязать контакт с его родителями. Родители являются важнейшими участниками «спасательной команды» и нуждаются в специальном руководстве для согласования их действий с действиями учителя.

Основные советы и правила для учителя:

1)Постарайтесь заменить речевые способы передачи информации графическими.

2)Разрешите ребенку пользоваться любыми способами решения задачи, которые ему помогут. Пусть он водит пальцем по строчке во время чтения, пусть считает на пальцах и т.п.

3)Родителям не стоит выполнять домашнее задание за ребенка.

4)Пусть ребенок проговаривает текст при письме. Таким образом, вы вводите в действие мультисенсорный подход к обучению ребенка с ММД.

5) Поддерживайте достижения ребенка. Изучайте тот способ, который помогает учиться данному ребенку.

6)Учите ребенка сразу по рукописному тексту, поскольку здесь между буквами нет разрыва, как в печатном тексте.

7)Не придавайте особой важности в глазах ребенка и его родителей оценкам за контрольные работы. Однако надо дать ребенку понять, как рад учитель и все окружающие в том случае, когда ему удается достичь хороших результатов.

Необходимо понять, что сам факт попытки помочь, а не наказывать, является уже огромным шагом вперед в плане коррекции.

Учитель – врач. Учитель помогает ребенку преодолеть нежелание принимать лекарства. Вся коррекция должна проходить в сопровождении врача. Медикаментозные средства, такие как лекарства, физиотерапия, массаж, мануальная терапия плюс занятия спортом могут значительно облегчить жизнь нашего ребенка на должном уровне, особенно, когда ребенок начинает делать первые успехи. Скептически настроенные родители часто склонны в большей степени прислушиваться к мнению учителя, нежели врача. Учитель, понимающий болезненную сущность тех нарушений, будет способствовать достижению основной цели - помочь ребенку достичь максимума, реализовать свой истинный потенциал в обучение.

Родители. В зависимости от отношения к ребенку и его проблеме, родителей можно подразделить на 3 типа. К первой группе мы отнесем тех, кто отрицает саму возможность каких-либо нарушений у ребенка. По их мнению, их ребенок всегда был настолько смышлен и сообразителен, что его неуспеваемость в школе может объясниться только плохим обучением.

Родители второго типа понимают, что ребенок плохо справляется со школьным обучением. Но они считают, что будь учитель немного более строг с ребенком, более требователен, результаты были бы куда лучше.

Родители третьего типа реалистически оценивают своего ребенка и с готовностью следуют всем советам, если они видят искреннюю заинтересованность специалиста. Они сами активно ищут тех специалистов, кто мог бы им помочь.

Ребенок – родители. Ребенок нуждается в том, что бы его любили таким, какой он есть («приятие»), ему необходимо чувствовать себя включенным в структуру семьи («включенность»), он нуждается в заботе со стороны родителей («забота»). Вот 3 фактора – приятие, включенность, забота, которые образуют фундамент хороших внутрисемейных отношений.

Родители – учитель. Отношение родителей с учителем требуют определенного уровня откровенности и самоуважения. Как только родители поймут, что учитель заинтересован в их ребенке и хочет ему помочь лучше учиться, у них возникает чувство доверия и уважения к учителю. Если учитель пользуется индивидуальной системой поощрения, выставления оценок или временно отменяет оценочную систему, чтобы снять травмирующий ребенка элемент соревнования, он должен поставить родителей в известность.



В моей практике было два ученика с диагнозом ММД. В обоих случаях наблюдалась неусидчивость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Дети часто отвлекались, просили выйти, не могли усидеть на месте, вскакивали, если звонил телефон, кто-то пришел. В условиях обучения таких детей на дому работа с ними упрощается. Я могла регулировать время урока, чаще делать перемены, периодически отвлекать ребенка на посторонние темы или менять вид работы. Определив, какой у данного ребенка преобладает тип памяти, я могла, опираясь на «здоровый» анализатор правильнее подобрать материал, построить урок.

У обоих моих учеников была дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза с элементами оптической дисграфии. Работа на уроках русского языка усложнялась. Приходилось делить урок на три части. Начало урока отводилось на новый материал (т.к. к концу урока ребята были уже несобранны и их внимание рассеяно). Вторая часть урока - на проведение работы по профилактике и исправлению дисграфии, и третья часть урока – на повторение материала, пройденного ранее. Ученики попали ко мне в третьем классе. Проблемы с обучением у них возникли еще в первом, поэтому часть материала, изучаемого раньше, осталась ими не усвоенной.

Работа по исправлению дисграфии мной проводилась следующая:

Мы не можем работать с нарушенной функцией. Развивая эту функцию, надо опираться на сохранные анализаторы.

-Много внимания фонематическим процессам, звукопроизношению. При письменной работе ученик сначала проговаривает слово вслух, как бы сам себе диктует. Четыре компонента на каждом уроке: 1)слушать 2)говорить 3)читать и только затем 4)писать

-Активно использую схемы слов. Они различны и зависят от нарушения, наблюдаемого у ребенка. Например:- при оптической дисграфии у ребенка не сформировался образ букв б- д, и просим, опираясь на фонетическое восприятие, сделать схемы к этим словам, выделяя только заданные буквы

Доброта д-б----, барабан б---б--, бедро б-д-- и т.д.



При нарушении звукового анализа и синтеза можно использовать как схемы предложений, так и схемы слов. Котенок играет. \___ ____. Котенок играет в мячик. \___ ___ _ ___. Котенок играет в мячик на траве. \___ ___ _ ___ _ ___. Пушистый котенок играет в мячик на ковре. \___ ___ ___ _ ___ _ ___.


Выделить в слове только гласные: подарок -о-а-о- или просто графически (-гласный, о согласный) –о-о-о-

Составить слово по схеме –о-о-а ( корова, солома и т.д.). –а-а каша, Маша, наша, рана, кара, фаза.

-о- сок, рок, кок, ток, бок.


-Составить слово из 1-го звука слова рука

2-го звука слово рана

3 –го звука слово река рак

-Графические диктанты. Ученик записывает через запятую только кол-во букв в слове. Я диктую: стол, дуб, ворота, нос, дрова и т.д. Ребенок записывает: 4,3,6,3,5.

Определение количества слогов и ударного слога: Х – ударный слог, х – безударный слог.

Диктую: лошадь, велосипед, макароны. Хх , хххХ , ххХх - записывает ребенок

-Можно использовать тактильный анализатор для формирования образа буквы. Из мелкой наждачной бумаги вырезать нужные буквы и попросить ребенка с закрытыми глазами найти нужную букву.



Так же даются всевозможные задания на развитие внимания, памяти, игры с буквами и словами, работа с деформированным текстом, задания на расширения словарного запаса.


Удержать внимание ребёнка не всегда легко. Несмотря на то, что схему урока я стараюсь не менять, форму заданий приходится менять. Наряду с ЭОР, использую и давно проверенные. Это и работа с мячом ( бросаю мяч и одновременно говорю задание, ребёнок обдумывает и отвечая бросает мяч мне. Задание зависит от предмета, темы и т.д. Например: назови слово с удвоенной согласной, 47+17=?, астероид - это звезда? и т.п.). Развивает координацию, реакцию, внимание.

Использование самодельных пазлов ( это может быть как географическая карта, так и математическая формула). Развивает память, усидчивость, внимание.

Работа с пальчиковыми или перчаточными куклами ( например при изучении диалога). .

Важно помнить, что игра в школе должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставлять его напряжённо мыслить. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Есть ещё множество приёмов, чтобы разнообразить и оживить урок. Надеюсь, что-то из моего опыта поможет Вам.



Оценочная система.


Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неуспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

3 этапа:

1)Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.

2)Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.

3)Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.


Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложно, но и необычайно интересно. Они всегда дают нам толчок к творчеству. Желаю Вам удачи!
















Используемая литература и интернет ссылки.



Гарольд Б. Леви «Квадратные колышки к круглым отверстиям»


Картинка -http://zp.vgorode.ua/news/1718/












Полный текст материала Методическая работа "Специфическая неспособность к обучению детей с ММД" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Елена Олеговна  Roze1971
24.03.2012 0 6161 437

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК