Слайд 1
Терапевтическое воздействие
декоративно – прикладного творчества
на детей со сложной структурой
дефекта
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
Благотворное влияние искусства, в частности декоративно-прикладного творчества, на жизнь и здоровье людей известно давно. Поэтому, на наш взгляд, к нему стоит обратиться за помощью при работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Психотерапевтическое и развивающие функции прикладного творчества заключаются в самой его природе. Оно не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребенку в его развитии. Данный вид творчества помогает почувствовать себя художником, способствует познанию мира, приобретению жизненного опыта, модулирует коммуникативный процесс в общении с окружающими людьми, приносит приятные впечатления, способствует преобразованию негативных эмоций в положительные.
Обращаясь к декоративно-прикладному творчеству, в своей работе мы используем нетрадиционные материалы. На занятиях дети обучаются работе с разнообразными материалами: крупами, семенами, макаронными изделиями, соленым тестом, спичками, песком, камнями, ракушками и др. Это дает возможность детям с различными нарушениями расширить сенсорный опыт, получить различные ощущения от соприкосновения с материалами, дает возможность своими руками создавать полезную и красивую вещь. В результате чего ребенок испытывает положительные эмоции, приобретает уверенность в своих силах. При работе с выше перечисленными материалами развивается мелкая и крупная моторика, координация движений, развивается мыслительный процесс.
Работая с крупами, макаронными изделиями, соленым тестом и другими материалами мы ставим перед собой такие цели и задачи как: дать первоначальное представление о крупах, семенах, макаронах, соленом тесте и т.д. Обучить начальным приемам работы с этими материалами, сформировать навыки выполнения, последовательность всего процесса изготовления изделия, сформировать устойчивую мотивацию к выполнению задания и развитие целенаправленных действий, чувства формы, цвета, воображения.
РАБОТА С КРУПАМИ И СЕМЕНАМИ.
Крупы и семена это доступный и легкий в работе материал. В работе можно использовать самые разнообразные семена: цветов, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза дикорастущих растений. В большинстве случаев семена не требуют подготовки. Семена можно смешивать или использовать однородные в зависимости от рисунка. Крупы тоже являются хорошим поделочным материалом. Из него можно изготавливать прекрасную мозаику. При этом пригодятся кукуруза, пшено, горох, рис, гречневая, пшеничная, манная и другие крупы. Используя различные цвета разных круп и семян, можно изготовить красивые картины, панно и без дополнительной обработки. За основу берется картон, бархатная бумага, глянцевая тонкая бумага наклеивается на картон. Рисунок готовят с учетом цветных пятен или имеющегося материала. Каждый фрагмент рисунка исполняют отдельно. Часть основы смазывают клеем и насыпают на это место крупу, легонько прижимая ее рукой. Когда клей подсохнет, лишнюю крупу стряхивают и повторяют операцию со следующим фрагментом. И так до окончания работы. Работа с отдельными видами круп имеет свои особенности. Например, манную крупу нельзя прижимать рукой.
Не каждый ребенок способен самостоятельно выполнять работу. С такими детьми применяется работа «рука в руке». Педагог вкладывает руку ребенка в свою руку и работает рукой ребенка, выполняя все операции. Для придания работе яркости можно использовать краски. Особое терапевтическое воздействие при работе с крупами оказывается на развитие мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, координации движения обеих рук.
РАБОТА С МАКАРОННЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ.
Работа с макаронными изделиями удобна и интересна как для учащихся, так и для педагога. Она доступна для детей с глубокой умственной отсталостью. Разнообразие видов макаронных изделий, выпускаемых современной пищевой промышленностью, дает возможность обучить ребенка различать их по форме, цвету, величине, создавать разнообразные панно, орнаменты, картины… Макаронные изделия на определенные темы (алфавит, космос, джунгли, транспорт и др.), вызывают интерес у детей, способствуют расширению их представления об окружающем мире и даже обучают грамоте. Техника работы с макаронными изделиями проста и доступна. Подбирается основа. Это может быть цветная бумага, картон, одноразовые тарелки и др. на основу наносится клей, на который приклеиваются макароны в соответствии с узором. Для того чтобы узор получился более ярким, красочным, интересным, его можно раскрасить красками, или использовать цветные макаронные изделия. При работе с детьми, которые не могут самостоятельно выполнить узор, педагог обозначает клеем места, куда нужно приклеить макаронное изделие или применяет технику «рука в руке».
РАБОТА С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ.
Работа с соленым тестом способствует развитию и укреплению воли, развитию сенсомоторной сферы, пространственных представлений. Из соленого теста можно сделать много интересного, красивого, полезного: игрушки, рамки для фотографий, цветы, картины, панно, пейзажи, натюрморты и т.д. Доступность материала и инструментов, легкость в обработке позволяет заняться изготовлением художественных изделий из соленого теста детям с глубокой умственной отсталостью. Соленое тесто - чудесный материал для работы, пластичный мягкий, интересный в работе. Работа с соленым тестом приучает детей к усидчивости, внимательности, ответственности. Развивается моторика пальцев, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.
Способы и техника выполнения изделий из соленого теста очень разнообразны. Можно лепить отдельные детали, вырезать по шаблонам или использовать формочки для выпечки. При использовании формочек и шаблонов раскатывают тесто в пласт толщиной 5мм и затем вырезают детали по шаблону или выдавливают формами. Для соединения деталей места соединения смазывают водой, которая служит клеем, и аккуратно защипывают. Готовое изделие сушат на воздухе или в духовке, в зависимости от того, что вы хотите получить в результате. При желании готовое изделие можно окрашивать или лакировать.
В заключении хочется отметить, что декоративно – прикладное творчество оказывает благотворное терапевтическое воздействие на детей и особенно на детей, имеющих ограниченные возможности. Занимаясь декоративно – прикладным творчеством ребенок получает возможность самовыражения, гармонизации психического состояния. Данный вид творчества воспитывает трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, усидчивость, аккуратность. Развивает собственную активность ребенка, формирует устойчивую мотивацию к выполнению задачи. Но самое главное, на наш взгляд – развивается координация движения, которая важна для подвижности мыслительных процессов, для развития интеллекта как целого, в результате чего развивается весь человек.
Литература:
Антипова М.А. Соленое тесто. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону: Владис: М : РИПОЛ классик 2008
Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. М: АСТ: Донецк: Сталкер 2008
Скребцова Т.О, Данильченко Л.А. Соленое тесто: идеи для интерьера: Ростов -на- Дону : Феникс 2007
Автор: Коллектив авторов (см. в описании)
→ АннаКалнина 08.05.2012 0 5069 445 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.