Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках производственного обучения
Мастер п/о ГБОУ НПО РМЭ «ПУ №8»
Бахарева Надежда Юрьевна
Активизация деятельности обучающихся с ОВЗ
на уроках производственного обучения.
Проблема активизации деятельности обучающихся с умственной отсталостью является объектом пристального внимания психологов и педагогов. Все специалисты, занимающиеся обучением данной категории детей, едины во мнении, требуется специальная коррекционная работа в целях формирования умения у этих учащихся практического использования теоретических знаний и трудовых навыков.
С 2000 года ГБОУ НПО РМЭ «Профессиональное училище №8» является базовым для обучения детей с ОВЗ. Дети, поступающие в наше училище из коррекционных школ VIII вида, имеют диагноз «Олигофрения в степени дебильности». Такие дети имеют разную степень выраженности дефекта мыслительной деятельности, различную структуру психики, индивидуальные особенности и интересы. Им требуется значительно больше времени на восприятие материала, трудно выделить главное и установить внутренние связи. Подростки с ОВЗ характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов, это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию. Необходимо учитывать, что у таких обучающихся предметно-действенное и наглядно-образное мышление доминирует над словесно-логическим.
Подростки плохо ориентируются в пространстве и времени, не умеют пользоваться полученными знаниями. Учащиеся недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, не всегда замечают явные противоречия. Они удовлетворяются достигнутыми успехами, причиной этого является ограниченность знаний и интересов подростков, а также их интеллектуальная пассивность, снижение мотивации деятельности, равнодушие к происходящему. Особо сложным оказывается для олигофренов самостоятельное планирование предстоящей деятельности, поэтому они нуждаются в наглядно-действенной опоре.
Вместе с тем доказано, что мышление умственно-отсталых учащихся развивается, а формирование мыслительной деятельности способствует продвижению таких детей в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников. Таким образом, педагог, работающий с данной категорией детей должен учитывать специфические особенности психики обучающихся и не приспосабливаться к ним, а уметь выбирать рациональные способы эффективного воздействия с целью повышения качества процессов обучения.
Обучение профессии должно соответствовать уровню развития подростков, не превышать, но и не занижать их учебных возможностей. Несоответствие учебной нагрузки индивидуальным возможностям обучающихся может вызвать с одной стороны чувство неуверенности в себе, боязнь ошибиться, безынициативность, и с другой стороны вызвать необоснованное ощущение легкости учения, что приводит к несформированности волевых усилий, неумению преодолевать трудности.
Наиболее полно учесть индивидуальные особенности обучающихся педагогу помогает дифференцированный подход в обучении.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) обучающихся. Дифференциация осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития обучающихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, речевой симптоматики, моторики, познавательной активности. Коррекционные приемы для развития памяти, внимания и речи можно применять как на уроках спецтехнологии, так и производственного обучения.
В своей педагогической деятельности дифференцированный подход к обучающимся я реализую через задания различного объема и трудности. При этом учитываются и особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности речевого развития, памяти, интересы и склонности подростков, а так же продвижение обучающихся в овладении профессией. Такие подходы на уроке создают условия для выполнения практических заданий, совершенствования производственных умений и навыков. На уроках спецтехнологии и вводном инструктаже урока ПО мною применяются разноуровневые тесты, кроссворды и дидактические игры. Наибольшей популярностью у ребят пользуются дидактические игры.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней подростки охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у обучающихся удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В процессе игры у подростков вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Такая организация образовательного процесса позволит учесть индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме этого игра создает особые условия, при которых развивается творчество обучающихся. Суть этих условий заключается в общении на равных, где исчезает робость, возникает ощущение – «Я тоже могу», то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение, что немаловажно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Игра – мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, так как подростку по своей природе нравится играть, а в игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, память, интерес, восприятие и мышление. Кроме того, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Эта форма занятия противостоит пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально-пассивный подросток способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Учитывая все это, мною разработан и применяется комплекс дидактических игр, направленных на коррекцию обучающихся.
Примеры дидактических игр на производственных уроках.
Развитие и коррекция памяти
«Пословица»
Первый ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
«5 инструментов»
Работа в парах. Первый называет 5 названий инструментов каменщика, второй должен повторить в том же порядке.
«Кто больше?»
Записать за определенное время как можно больше слов относящихся к теме урока:
строительный раствор
элементы кирпичной кладки
…
«Самый внимательный»
Запомнить разложенные на столе инструменты. После изменения определить, что изменилось.
«Художник»
Зарисовать инструменты каменщика, названные вслух мастером п/о.
Развитие и коррекция мышления.
«Что здесь общее?»
Предлагается ряд различных инструментов. Надо выделить общее, что объединяет эти инструменты.
Например:
молоток-кирочка, кельма, уровень, шнур-причалка, растворная лопата, правило, угольник, отвес, топор, рубанок, пила.
а) Общее то, что все эти инструменты используются на стройке.
б) Общее то, что инструменты «кельма, молоток-кирочка, растворная лопата» используются каменщиком для выкладывания кладки.
в) Общее то, что инструменты «уровень, шнур-причалка, правило угольник, отвес» используются каменщиком для контроля за выполнением правильности кладки.
«Четвертый лишний»
Обучающемуся дается карточка, на которой представлены четыре понятия. Три из них связаны общей темой, одно понятие – лишнее. Обучающийся должен вспомнить и определить к какой теме относятся эти понятия и какое из них является лишним (неправильным).
Например:
кельма
молоток-кирочка
растворная лопата
уровень
В данном случае «уровень» является лишним словом, т.к. уровень является контрольно-измерительным инструментом, а другие (кельма, молоток-кирочка, растворная лопата) являются инструментами каменщика.
«Пропавшие буквы»
Даны слова по теме урока с пропущенными буквами.
Например: Кл…д…а, р..с…в..р, к..р..и…, о..в..с и т.д.
(кладка, раствор, кирпич, отвес)
Развитие и коррекция внимания
«Исправь ошибку»
1 вариант – Предлагаются слова по теме с ошибками.
2 вариант – Предлагается эскиз кирпича и описание его размеров с ошибкой.
«Текстовые пазлы»
Предлагаются слова по изучаемой теме, Необходимо из этих слов собрать предложение (какое-либо определение).
Например:
Даны слова: В кладке, для обработки, инструмент, швов, и уплотнения, расшивка-это.
Надо собрать предложение:
Расшивка – это инструмент для обработки и уплотнения швов в кладке.
«Разложи на группы»
Предлагается карточка с написанными на ней терминами из двух или трех изученных тем программы. Обучающийся должен мысленно разобрать термины по темам и записать их в тетрадь в разные столбики. Сверху каждого столбика пишется название темы.
Например:
Представлены слова: кельма, отвес, молоток-кирочка, уровень, правило, расшивка, шнур-причалка, растворная лопата.
Образец правильного ответа:
Инструменты каменщика: Контрольно-измерительные
инструменты:
кельма отвес
молоток-кирочка уровень
расшивка правило
растворная лопата шнур-причалка
«Домино»
Раздаются карточки. Слева на карточке написан вопрос, справа написан ответ на другой вопрос. Принцип игры, как в домино. К вопросу подставляется правильный ответ, а к ответу подставляется соответствующий вопрос.
Что такое – ложок? |
Короткая часть кирпича |
Что такое тычок? |
Забутка |
Упражнения на развитие восприятия.
«Запомни размеры»
Предлагается карточка. В верхней части которой написано название кирпича, а в нижней его размеры. Показывать в течение 1 минуты, затем карточку убрать.
Вариант 1.
Закрывается название кирпича, обучающийся должен по размерам определить к какому виду кирпича они относятся, Правильность ответа определяется после открытия верхней части карточки.
Вариант 2.
Закрывается нижняя часть карточки, Обучающийся должен вспомнить требуемые сведения, написанные на верхней части карточки.
Вариант 3.
Закрывается нижняя часть карточки, обучающийся должен сказать толщину стены соответственно в ½, 1, 1 ½, 2, 2 ½ кирпича. Правильность ответа определяется после открытия верхней части карточки.
«Слово рассыпалось»
Предлагается карточка в виде таблицы, в каждой ячейке которой написано слово (буквы этого слова написаны не по порядку), необходимо соединить буквы в слово стрелкой.
К М Е А Л Ь
|
|
К М Е А Л Ь
|
Используемые источники:
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.
Ольшанская Н.В. Специфика психологической работы с учащимися коррекционных групп. – Йошкар – Ола. 2000.
Певзнер М.С. Дети - олигофрены. – М., 1959.
Специальная психология: Учебное пособие / Под редакцией Лубянского В.И. – М.: Академия,2005.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: - М., 199
Соловьева Р.Ю. Социальная и профессиональная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья. – Йошкар – Ола. 2009.
edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo.
stn-school.edusite.ru/p47aa1.html.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бахарева Надежда Юрьевна
→ нб62 30.10.2012 0 3546 488 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.