Статья "О преемственности преподавания литературы средней и старшей ступеней общеобразовательной школы"
Соковых Надежда Николаевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 250 г. Санкт-Петербурга
« О преемственности преподавания литературы средней и старшей ступеней общеобразовательной школы».
План.
1.Специфика литературы как гуманитарной дисциплины.
2.Задачи литературы как учебного предмета.
3. Виды деятельности на уроках литературы с учётом возрастных особенностей учащихся.
4.В чём заключается перспективность работы учителя – словесника.
5. Использование информационных технологий на уроках литературы как одно из средств подготовки учащихся к жизни в современном обществе.
Литература в школе относится к разряду гуманитарных дисциплин. Наряду с грамматикой, историей она даёт познание человека и человеческого общества, являясь одной из отраслей « человековедения». Основное отличие
литературы от других гуманитарных дисциплин, кроме особого материала, - в её методе познания действительности, в образности и эмоциональности, а также в том, что она в большей степени, чем другие учебные предметы, обращается к творческому воображению учащихся и их чувству.
Учащийся средней ступени школы обладает очень ограниченным жизненным опытом, его понимание людей поверхностно, субъективно и неустойчиво. Художественная литература выводит его из круга обыденных впечатлений и открывает перед ним « новые миры», переносит в жизнь различных эпох, народов и общественных классов. Поэтому одна из задач литературы как учебного предмета –
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: она расширяет представления о человеке и обществе,
углубляет опыт школьника, обостряет наблюдательность, учит видеть за внешними проявлениями подлинную природу человека.
Так, например, «Войну и мир» мы не рассматриваем как произведение, адекватное действительности. Мировоззрение Л.Н. Толстого, его философия «непротивленчества» сказались и на образе Платона Каратаева (принимай жизнь такой, какая она есть), и на богучаровских крестьянах ( их бунт против отъезда Марии Болконской, когда француз стоит на подступах к Смоленску, - выражение социальных противоречий между крестьянами и помещиками в начале XIX века), и на образах Наполеона и Кутузова, и на исторической концепции « Войны и мира»( фаталистический взгляд на ход истории). Но вместе с тем произведение правдиво отражает существенные стороны русской жизни. Роман многое даёт для расширения кругозора. Это быт русского общества за четверть века, великие исторические события, выдающиеся исторические деятели, разнообразные человеческие переживания, высокие подвиги и преступления, радость и горе, самоотверженная любовь и предательство, рождение и смерть – вся сложная человеческая жизнь. Школьники узнают о Толстом как о человеке, о прошлом нашей родины, о человеческом обществе.
Другая задача литературы как учебного предмета –
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Возьмём пример из того же романа: сцену отъезда Ростовых из Москвы. Старый граф хотел хоть какую-то часть имущества спасти, вывезти – ведь у него две взрослых дочери на выданье. А как проявляет здесь себя Наташа? Она гневно кричит: « Что мы, немцы какие!» - и требует освободить часть подвод для раненых.
И граф подчиняется дочери, чувствует себя сконфуженным. Эта сцена всегда волнует ребят, заставляет сопереживать Наташе и принять, одобрить этот её порыв патриотического чувства.
Следующая задача литературы как предмета -
РАЗВИВАЮЩАЯ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ.
Знакомство с величайшими образцами литературного языка, разбор литературных произведений предоставляет исключительно благодатный материал для навыков в устном и письменном изложении мыслей. Ни один школьный предмет нельзя сравнить с литературой по силе воображения.
В начальной школе преподавание литературы носит характер объяснительного чтения. От ребёнка требуется (помимо чтения) объяснить общий смысл произведения, дать оценку поступкам героев; умение составлять план произведения, обращать внимание на непонятные слова и выражения, ответить на вопросы по содержанию.
Преподавание литературы в 5-8 классах носит характер литературного чтения. В программу включены лучшие произведения устного народного творчества, произведения классиков, произведения некоторых современных авторов: В.Астафьева, Ф. Искандера, В. Распутина, Ю.Казакова.
В этом звене обучения мы используем такие виды деятельности, как:
1. Работу с текстом, выразительное чтение по ролям, организуем классное и домашнее чтение;
2.Обучаем составлению плана (простого, сложного, цитатного).
3. Устный пересказ эпизода (подробный, сжатый).
4.Анализ текста – один из важнейших видов работы на уроках: определение темы, идеи автора, место того или иного героя в раскрытии идейного замысла, характеристика героев (их речь, портрет, оценка поступков, взаимоотношения с другими героями), учим давать групповую характеристику героев – сопоставительную, сравнительную. Учащиеся характеризуют произведение с точки зрения композиции, учим соотносить композицию с идейным замыслом произведения.
Анализируем произведение с точки зрения языка, стиля писателя, наблюдаем роль пейзажа в произведении, особенности языковых и художественных приёмов автора.
Анализ языка – это и активная работа над словом, и формирование литературоведческих понятий у учащихся.
Используем такой вид работы, как чтение наизусть и выразительное чтение. Проводим различные письменные работы, такие как: анализ эпизода, героя; сравнительная характеристика героев; сочинение – рассуждение; изложение с элементами сочинения; ответ на вопрос; впечатление от прочитанного произведения – эссе.
Также на этой ступени знакомим с жанрами художественной литературы и теоретико- литературными понятиями.
В старшем звене обучения литературе в отличие от предыдущих курсов, где материал подобран с учётом сложности произведений, использования приёмов учителя, начиная уже с 9 класса, мы изучаем литературу во взаимосвязи с её историческим развитием, т.е. приступаем к изучению историко – литературного процесса.
В 9 классе начинаем литературу изучать со « Слова о полку Игореве», а в 11 классе заканчиваем изучением произведений современной литературы.
Сложность изучения литературы в старших классах проявляется не столько в содержании произведений, сколько в характере работы над материалом, а именно в сложности вопросов, которые ставятся при изучении художественных произведений, а также в приёмах сообщения знаний.
Учащиеся знакомятся не просто с литературными направлениями, а в связи с общественно – историческим развитием нашего народа и отражением этого в
литературе. Борьба литературных течений, идей, принадлежность того или иного писателя к ним и одновременно особенности выражения писательского
мировоззрения – всё это рассматривается и изучается старшеклассниками.
Вся система историко – литературного курса воспринимается ими как что-то для них новое и непривычное. Им приходится овладевать трудными текстами « Слова о полку Игореве», «Горе от ума», уяснять такие понятия, как: классицизм, романтизм, реализм, усваивать лекционный материал.
Именно 9 класс – это переходный курс, когда осваиваются навыки, необходимые для работы по изучению литературы в 10-11 классах.
Если учащиеся за 9 лет не освоят техники чёткого и выразительного чтения, не могут связно рассказать сюжет произведения и давать развёрнутые и обоснованные ответы, не научатся в 9 классе слушать лекцию учителя, если у них нет исторических и теоретико – литературных знаний, достаточного запаса слов, то в 10 классе уроки будут мучительны и для учителя, и для самих учащихся.
По сути дела вся методическая работа по преподаванию литературы в 5 – 9 классах должна строиться в перспективе, т.е. подготовить учащихся для изучения литературы в старшем звене.
Конечно, бич нашего времени – это то, что наши дети не читают. Поэтому, я считаю, что именно в 5-9 классах следует добиваться того, чтобы задания по прочтению учащимися текста выполнялись. Особое внимание следует уделять анализу текста. Научить учащихся не просто прочитывать, а осмысленно прочитывать – именно это является главной задачей, стоящей перед учителем – словесником.
Большие возможности для преемственности средней и старшей ступеней открывает перед нами использование информационных технологий.
Во – первых, появляется возможность для активного участия в процессе обучения самих учащихся: например, в поиске и отборе материалов к уроку с использованием ресурсов Интернета, в создании презентаций, тестов, в отборе лекционного материала.
Во – вторых, старшеклассникам появляется возможность для самореализации не только на своих уроках, но и в оказании помощи учителю в обучении учащихся среднего звена.
Это создаёт условия для естественного развития творческих способностей,
а также является путём к достижению результатов, которые ставит перед нами современная школа, а именно: предметных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий), но прежде всего личностных, то есть готовности учащихся к саморазвитию и самовыражению.
Таким образом, творческое использование информационных технологий в процессе работы на уроках литературы способствует развитию творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм взаимодействия со сверстниками, взрослыми, т. е развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.
Используемая литература:
1. « Активные формы преподавания литературы»
Составитель Р. И. Альбешкова Москва. «Просвещение» 1991 г.
2. « Совершенствование преподавания литературы в школе»
Пособие для учителя. Авторы: Г.И.Беленький, Ю.И.Лыссый,
Н.Л. Крупина и др. Москва. «Просвещение» 1986 г.
3. « Художественные открытия русских писателей: О мировом значении
русской литературы». Москва. «Просвещение»1990 г.
Авторы: Т.Ф.Курдюмова, И.С.Збарский, В.П.Полухина и др.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соковых Надежда Николаевна
→ Рысик 09.11.2012 0 2648 429 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.