Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната










Гребнева Татьяна Федоровна

воспитатель

МБОУ школа-интернат №1 г. Томска



































Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната

В настоящее время перед современной школой стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Обучение в условиях образовательных учреждений является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования.

Можно выделить 3 основные группы задач, которые приходится решать педагогу: мотивационно-ценностные, общеразвивающие и коррекционные.

Коррекционные задачи направлены на преодоление отставания в интеллектуальном, речевом и личностном развитии детей, испытывающих трудности в обучении. Среди коррекционных задач можно выделить развитие словесно-логического мышления, активизацию и управление вниманием, целенаправленное развитие памяти – важнейших психических функций, обеспечивающих продуктивность познавательной деятельности учащихся. Основной целью работы педагога является коррекция негативных тенденций развития и формирование общих способностей к учению.

Задача педагога – создать такую атмосферу в классе, чтобы школьники поверили в свои способности, испытали успех. Именно успех должен стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Наличие у каждого обучающегося веры в успех как одного из показателей мотивации достижения способствует более легкому включению школьников в познавательную деятельность. Каждый ученик, испытывающий трудности в обучении, нуждается в повышенном внимании, индивидуальном и дифференцированном подходе, что требует от педагога большей гибкости, демократичности, гуманности. Доброжелательность, отказ от авторитаризма создают климат психологического комфорта, уверенность ребенка в защищенности и способствуют решению педагогических задач.

Одним из важнейших звеньев в учебно-воспитательном процессе в школе-интернате, способствующих интеллектуальному, речевому и личностному развитию детей и усвоению учащимися программного материала является самоподготовка. Методы и приемы, используемые при выполнении домашнего задания, направлены на повышение мотивации обучения. У многих детей учебная мотивация снижена. Для них ведущей деятельностью продолжает долгое время оставаться игровая деятельность во всех ее формах. Поэтому одним из элементов самоподготовки является игра как потребность развития детского организма. Учитывая это, вначале занятия я использую упражнения, способствующие концентрации внимания и включению в учебную деятельность после продолжительной прогулки.

Приведу ряд таких упражнений:

  1. Таблица Шульте.

В таблице 25 цифр, расположенных в случайном порядке. Ученик должен назвать цифры по порядку за 30-50 секунд. Задание может усложняться. Например, указать только четные или нечетные числа. Можно использовать это задание в виде сюжетно-ролевой игры. Учащимся присваивается определенная роль: «учитель», «ученик», «контролер» со сменой ролей по кругу.

2) Чтение «по-арабски».

Пословица или высказывание, которое может стать эпиграфом занятия, записываются наоборот. Например,

АТОЛОЗ ЕЖОРОД ЯИНАНЗ (Знания дороже золота).

Предлагается прочитать фразу и объяснить ее смысл. Одновременно с развитием внимания происходит развитие словесно-логического мышления.

При выполнении домашнего задания по русскому языку первым этапом является запоминание правила с последующей взаимопроверкой. После взаимопроверки учитель может для контроля использовать игру с мячом. Ученик, которому учитель бросил мяч, рассказывает правило, затем бросает мяч другому ученику и т. Д.

3) При необходимости заучивания ряда слов, не связанных по смыслу, можно использовать прием «нелогичные ассоциации». Например, чтобы запомнить разносклоняемые существительные – 11 слов (имя, пламя, семя и т. д.) ученики вместе с учителем составляют текст:

«На острове жило ПЛЕМЯ. У него было свое ЗНАМЯ, на котором было написано ИМЯ вождя. Воины племени отправлялись на охоту. Все собрались у костра. Шаман бросил в ПЛАМЯ СЕМЯ полыни. После совершения ритуала вождь вскочил на коня, опустил ногу в СТРЕМЯ и отправился в ПУТЬ… и т. д.»

Простой и нелепый текст легко запоминается вместе с заданными словами. Кроме того, подобные упражнения вырабатывают устойчивый навык работы с информацией и способствуют развитию умения устанавливать связи между элементами материала и развитию памяти.

После самостоятельного выполнения письменного задания используются различные варианты взаимоконтроля, в том числе работа в парах. Ученики в парах вместе проверяют работу сначала одного ученика, затем другого. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает школьнику опыт контрольно-оценочных действий.

4) После выполнения домашнего задания по русскому языку учащимся можно предложить упражнение «Корректурная проба». В старых книгах с крупным шрифтом в течение 5 минут учащимся предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «а». Условие: если ребята пропустят больше трех букв, то они проиграли, меньше трех пропусков - выиграли. Выигравшие получают фишки. Играть нужно каждый день. Подсчет выигрышей проводится в конце недели, и победители чем-нибудь награждаются. Проверку заданий проводят сами ребята – сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, неважно, главное, в течение нескольких минут они находятся в состоянии сосредоточенности. Игру можно усложнить. Например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой. Следующий этап – одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «Е» вычеркнуть, а «М» подчеркнуть.

Другой вид упражнения на развитие внимания:

5) Среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть их.

Пример:

Брисолнцеитранвстолрюджиметокношщшатмашинасимпрег

Заключительный этап занятия – разминка для пальцев и для глаз. После выполнения домашнего задания по математике и взаимопроверки можно использовать упражнения на развитие мыслительных операций. Например:

- Какое число является наименьшим:

6; 0,7; 9; 36; 0,31; 5

Задачи на развитие внимания. Например:

  1. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

  2. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?

  3. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки.

После завершения работы проводится физминутка на внимание «Пожалуйста».

Ученики встают и по команде учителя выполняют упражнение, но только в том случае, если сказано слово «пожалуйста». Это упражнение тренирует внимание, снимает не только физическое, но и эмоциональное напряжение.

Во время подготовки домашнего задания на разных этапах можно использовать задания, развивающие логическое мышление:

  1. «Третий лишний»

Назвать лишнее слово в каждой группе:

-существительное, глагол, дополнение;

-деление, умножение, окончание;

-строитель, двигатель, учитель и т.д.

2) Установите логическую связь по аналогии:

Ухо – слышать,

зубы – видеть, лечить, рот, щетка, жевать;

птица – гнездо,

человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом

3)Выбери 2 слова, обозначающие главные признаки основного слова:

Сапоги – шнурки, подошва, каблук, молния, голенище

4)«Анаграмма»

Нужно составить слово из определенного набора букв. Например,

у, д, б

а, к, у, р

п, о, г, и, р

Задание можно усложнить: «Расшифруйте, какие здесь спрятаны слова, и скажите, какое слово из данных лишнее:

с, л, у, т

ш, а, ф, к

ж, о, а, к, л

к, ь, в, а, р, т, о

с, л, о, т

Использование данных видов работы способствует не только формированию интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, умозаключений и др.), но и развитию познавательной активности, самостоятельности, преодолению интеллектуальной пассивности, формированию общих способностей к учению и положительной мотивации к учебной деятельности.

































Список использованной литературы:

  1. Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1999

  2. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2001

  3. Ганс Айзенк. Классические IQ тесты. – М., 2006


Полный текст материала Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гребнева Татьяна Федоровна  Viola60
21.11.2012 0 3420 501

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК