МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
–
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ
Мастер-класс
«Метод
проектов как путь формирования
исследовательских умений учащихся»
Выполнил:
учитель
английского языка
Аксёнова
Анастасия Сергеевна
Тула
28.11.2012
В
современной школе огромное внимание
уделяется исследовательской деятельности
учащихся. Многие ученые длительное
время занимались исследованием данного
вопроса. Как известно, чтобы привлечь
внимание учащихся школ к определенной
теме английского языка, недостаточно
дать готовые знания (определения, правила
и т.д.), необходимо также вовлечь ребенка
в саму ситуацию общения.
В
эпоху компьютеризации населения у
каждого человека есть возможность найти
и обработать важную для него информацию,
используя ресурсы компьютерной сети
Интернет, кроме того существуют
традиционные способы получения
информации: телевидение, радио и, конечно,
книги.
Книги
являются важным источником получения
знаний, кроме того являются самым
доступным способом передачи информации.
В книгах представлены знания людей,
накопленные в результате его
жизнедеятельности и развития.
Человек
вовлекается в исследовательскую
деятельность, начиная с момента рождения,
постепенно расширяя и углубляя свои
знания и умения.
Учитывая
выше сказанное, учителям необходимо
вовлекать школьников в процесс
исследования с младших классов школы,
для достижения лучших результатов
обучения. Учителям школ представляются
все условия для реализации исследования
на практике.
Существуют
УМК, которые учитель может подобрать
для учеников, в зависимости от уровня
подготовки и принципа преемственности
учеников и собственных предпочтений
преподавателя.
МБОУСОШ
№61 работает по УМК «Enjoy
English»
М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О.А.
Денисенко и др. В учебниках данной серии
реализуется личностно-деятельностный,
коммуникативно-когнитивный подходы к
обучению английскому языку.
Одним
из основных принципов по УМК «Enjoy
English»
является соблюдение деятельностного
характера обучения английскому языку.
На уроках иностранного языка необходимо
равновесие между деятельностью на
непроизвольной основе и произвольной.
Запоминание на непроизвольной основе
осуществляется с помощью проектной
деятельности и ролевой игры.
Подробнее
рассмотрим проектную деятельность.
Что
такое проект? В широком смысле слово
проект (от лат. слова projectus)
– брошенный вперед, выделяющийся вперед,
выступающий. Проект представляет собой
набор процессов, является конечным,
имеет ограничения и определенные цели.
(По материалам Интернет-энциклопедии
«Википедия».)
Проект
на уроке английского языка.
Проект
– это комплекс действий, организованный
учителем и направленный на самостоятельное
выполнение учеником, в последствии
завершающийся созданием творческой
работы.
Проект
является интересным для школьников и
удобным для учителя методом работы на
уроках английского языка. Педагог
реализует на практике запланированные
ранее ту или иную формы работы
(индивидуальную, групповую, парную,
коллективную), что способствует развитию
самостоятельности, умения работать с
партнером и быть частью команды.
Следующий,
не менее важный принцип, - это социокультурная
направленность и учет опыта учащихся
в родном языке, а так же развитие
когнитивных способностей учеников.
Школьники, используя метод проектов,
осуществляют познавательную активность
по отношению к явлениям английского
языка и русского. Они сравнивают языки
на разных уровнях: языковом, социокультурном
и речевом.
Работая
над проектом, ученик осознает роль
английского языка как средства
межкультурного общения, что приводит
к лучшему усвоению знаний. Дети исследуют
энциклопедии, газетные статьи, рекламу,
теоретический материал, опубликованный
в учебнике с целью обнаружения необходимой
информации. Всё это помогает учащимся
в освоении сложных грамматических
законов английского языка и применения
их на практике, а так же способствует
развитию индивидуальных творческих
способностей.
А
что такое проектная методика?
Метод
проектов возник в начале XX
века в США (называли его проблемным
методом). Разработали его Дж. Дьюри и У.
Килпатрик. В России так же велась работа
над исследованием этого метода под
руководством Шацкого. Основывался он
на следующих шагах:
учитель
подсказывает источники, но не дает
готовые знания или координирует
направление мысли учеников для поиска
информации;
затрагивает
определенные проблемы, предусматривает
для учеников поиск их решения;
показывает
практическое применение знаний.
Иными
словами, данный метод представляет
собой соединение академических и
прагматических знаний (от теории к
практике).
В
основе метода проектов лежит
самостоятельность учеников, развитие
познавательных навыков, развитие
критического мышления и умения
обрабатывать полученную информацию.
Отличительной
особенностью проекта является
ограниченность его во времени. Метод
проектов предполагает использование
межпредметных связей, т.е. интегрирование
знаний, умений и навыков из различных
областей науки. Наличие результата -
это особенность этого метода (теоретическая
проблема должна иметь конкретное
решение, а практическая – готовый
результат).
Современному
учителю английского языка необходимо
использовать проектную методику, так
как она является технологией XXI
века и умение применять её на практике
– показатель высокой квалификации
преподавателя.
Педагог
может использовать различные виды
проектов:
проекты
игр (игры, народные танцы, инсценировку
произведений);
экскурсионные
проекты (осуществление прогулок с целью
обнаружения проблемы и пути выхода из
неё);
конструктивные
(создание макета);
повествовательные
(рассказы в разных формах – письменной,
устной, вокальной).
Существуют
различные виды презентаций проектов.
Презентация (от лат. praesento)
– общественное представление чего-либо
нового, недавно появившегося, созданного
(по материалам Интернет-энциклопедии
«Википедия»):
деловая
игра;
экскурсия;
доклад;
драматизация;
реклама;
диалог;
телепередача;
научная
конференция;
спектакль;
пресс-конференция.
Необходимо
также знать, что проекты могут быть
межпредметными («Environmental
problems»,
«Travelling»),
монопроектами («The
English»);
по
продолжительности: краткосрочными,
мини-проектами, долгосрочными.
Важно
отметить тот факт, что при выполнении
проекта следует помнить: проект уникален
сам по себе. Учитель должен сообщить
ученикам, что копирование работ, которые
были разработаны другими учащимися или
опубликованные в сети Интернет не
допускается.
При
организации работы учителю необходимо
обеспечить выполнение следующих условий:
выбор
тематики проекта;
вовлечение
в работу всех учащихся;
ориентирование
на межпредметные связи и привлечение
различных источников информации.
Проектная
методика, в курсе английского языка,
может использоваться практически в
ходе изучения любой темы (в рамках
программного материала). Используя ее
- мы достигаем сразу несколько целей
обучения:
расширение
словарного запаса;
закрепление
грамматического и лексического
материала;
привитие
эстетического вкуса учеников.
Многообразие
средств выражения мыслей и чувств
учеников приводит к индивидуальной
творческой деятельности, воспитывает
у детей трудолюбие и ответственность.
При
выполнении проекта, на мой взгляд,
необходимо придерживаться следующего:
Формулировка
цели (на начальном этапе выдвигается
глобальная тема, в ходе работы постепенно
детализируется);
Получение
и анализ информации (материал из учебника
или дополнительной литературы);
Систематизация
данных по проблеме исследования;
Выдвижение
гипотезы (отражение своей точки зрения
по данному вопросу);
Сравнение
гипотез (использование парной и групповой
форм работы);
Проведение
исследования (реальные факты, проведение
опроса, иллюстрация);
Оформление
проекта (составление макета, выбор
текста, подбор картинок, фотографий,
создание мультимедийной презентации
используя программы Power
Point
или Fedora
Project);
.
Презентация (представление проектов
каждой творческой группой);
Вывод
(подведение итогов работы).
Количество
шагов может варьироваться в зависимости
от сложности проекта
Схема
выполнения проекта
Проект
Формы
работы
Класс
Индиви-дуаль-ная
Груп-повая
Рассмотрим
подробнее мини-проекты, выполненные
учащимися 10 А класса (Mini-project:
«Stories
from
the
past»
).
Подготовка
к проекту. Знакомство с лексикой:
Ученикам
предлагалось ознакомиться с лексикой,
которая поможет в разработке проекта.
Vocabulary
I’d
like to say a few words about …
First,
…
I
feel …
I
realised …
It’s
interesting …
It
gives me …
It’s
a bit like …
I’m
lucky …
It’s
really …
It
gives me a feeling …
Then
… when
Цель:
исследование истории семьи.
Детям
сообщалась цель исследования.
Получение
и анализ информации.
На
этом этапе ученики проводили опрос
членов семьи, по необходимости производили
соответствующие записи.
Систематизация
данных по проблеме исследования.
Учащиеся
составляли список вопросов, которые
хотят включить в проект.
Выдвижение
гипотезы.
Ученики
собрали достаточно информации, чтобы
выразить свою точку зрения. К
примеру,
«I realised
that
my grandfather was an amazing person…»
Сравнение
гипотез.
Учащимся
предлалось соотнести получившиеся
гипотезы. Например,
«My mother is a very strict, but my grandmother was… . I think,
that my grandmother is … than her mother, because she… .»
Оформление
проекта.
Ученики
выбирали способ представления работы:
мультимедийная презентация в программах
Power
Point
/ Fedora
Project
или при помощи плаката (лист формата
А2).
Презентация.
Ученики
выступали перед полным классом. На
каждое выступление было выделено по 5
минут.
Вывод
Учащимся
был
предложен
общий
вывод,
«We must find out as much as we could about the family, because it
adds to your identity.»
XXI
век – это эпоха развития нанотехнологий.
Стране требуется высококвалифицированные
работники. Современная школа берет на
себя ответственность за подготовку
компетентных сотрудников. Проектная
методика помогает учителям в реализации
поставленных перед школой целей и задач.
Если
рассматривать это с глобальной точки
зрения, то ученик, получивший небольшой
исследовательский опыт в составлении
проектов на уроках английского языка,
будет способен внести свой вклад в
развитие научного прогресса, т.е. создаст
какой-либо новый продукт, используя
знания полученные на уроке.
Список
используемой литературы:
1.http://stmsx.mylivepage.ru/wiki/1908_%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9A%D0%9E%D0%9F%D0%98%D0%9B%D0%9A%D0%90/617_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%C2%BB.
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82
3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
4.Биболетова
М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский
язык с удовольствием / Enjoy
English:
Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. –
Обнинск: Титул, 2011. – 216 с.
5.
Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д.
Английский язык: Книга для учителя к
учебнику Английский с удовольствием /
Enjoy
English
для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск:
Титул, 2012. – 112с.
6.Полат
Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования М.,
2000
7. Копылова
В.В. Методика проектной работы на уроках
английского языка.М., 2003