Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ









Мастер-класс

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»







Выполнил:

учитель английского языка

Аксёнова Анастасия Сергеевна









Тула 28.11.2012

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь внимание учащихся школ к определенной теме английского языка, недостаточно дать готовые знания (определения, правила и т.д.), необходимо также вовлечь ребенка в саму ситуацию общения.

В эпоху компьютеризации населения у каждого человека есть возможность найти и обработать важную для него информацию, используя ресурсы компьютерной сети Интернет, кроме того существуют традиционные способы получения информации: телевидение, радио и, конечно, книги.

Книги являются важным источником получения знаний, кроме того являются самым доступным способом передачи информации. В книгах представлены знания людей, накопленные в результате его жизнедеятельности и развития.

Человек вовлекается в исследовательскую деятельность, начиная с момента рождения, постепенно расширяя и углубляя свои знания и умения.

Учитывая выше сказанное, учителям необходимо вовлекать школьников в процесс исследования с младших классов школы, для достижения лучших результатов обучения. Учителям школ представляются все условия для реализации исследования на практике.

Существуют УМК, которые учитель может подобрать для учеников, в зависимости от уровня подготовки и принципа преемственности учеников и собственных предпочтений преподавателя.

МБОУСОШ №61 работает по УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О.А. Денисенко и др. В учебниках данной серии реализуется личностно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный подходы к обучению английскому языку.

Одним из основных принципов по УМК «Enjoy English» является соблюдение деятельностного характера обучения английскому языку. На уроках иностранного языка необходимо равновесие между деятельностью на непроизвольной основе и произвольной. Запоминание на непроизвольной основе осуществляется с помощью проектной деятельности и ролевой игры.

Подробнее рассмотрим проектную деятельность.

Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имеет ограничения и определенные цели. (По материалам Интернет-энциклопедии «Википедия».)

Проект на уроке английского языка.

Проект – это комплекс действий, организованный учителем и направленный на самостоятельное выполнение учеником, в последствии завершающийся созданием творческой работы.

Проект является интересным для школьников и удобным для учителя методом работы на уроках английского языка. Педагог реализует на практике запланированные ранее ту или иную формы работы (индивидуальную, групповую, парную, коллективную), что способствует развитию самостоятельности, умения работать с партнером и быть частью команды.

Следующий, не менее важный принцип, - это социокультурная направленность и учет опыта учащихся в родном языке, а так же развитие когнитивных способностей учеников. Школьники, используя метод проектов, осуществляют познавательную активность по отношению к явлениям английского языка и русского. Они сравнивают языки на разных уровнях: языковом, социокультурном и речевом.

Работая над проектом, ученик осознает роль английского языка как средства межкультурного общения, что приводит к лучшему усвоению знаний. Дети исследуют энциклопедии, газетные статьи, рекламу, теоретический материал, опубликованный в учебнике с целью обнаружения необходимой информации. Всё это помогает учащимся в освоении сложных грамматических законов английского языка и применения их на практике, а так же способствует развитию индивидуальных творческих способностей.

А что такое проектная методика?

Метод проектов возник в начале XX века в США (называли его проблемным методом). Разработали его Дж. Дьюри и У. Килпатрик. В России так же велась работа над исследованием этого метода под руководством Шацкого. Основывался он на следующих шагах:

  1. учитель подсказывает источники, но не дает готовые знания или координирует направление мысли учеников для поиска информации;

  2. затрагивает определенные проблемы, предусматривает для учеников поиск их решения;

  3. показывает практическое применение знаний.

Иными словами, данный метод представляет собой соединение академических и прагматических знаний (от теории к практике).

В основе метода проектов лежит самостоятельность учеников, развитие познавательных навыков, развитие критического мышления и умения обрабатывать полученную информацию.

Отличительной особенностью проекта является ограниченность его во времени. Метод проектов предполагает использование межпредметных связей, т.е. интегрирование знаний, умений и навыков из различных областей науки. Наличие результата - это особенность этого метода (теоретическая проблема должна иметь конкретное решение, а практическая – готовый результат).

Современному учителю английского языка необходимо использовать проектную методику, так как она является технологией XXI века и умение применять её на практике – показатель высокой квалификации преподавателя.

Педагог может использовать различные виды проектов:

  1. проекты игр (игры, народные танцы, инсценировку произведений);

  2. экскурсионные проекты (осуществление прогулок с целью обнаружения проблемы и пути выхода из неё);

  3. конструктивные (создание макета);

  4. повествовательные (рассказы в разных формах – письменной, устной, вокальной).

Существуют различные виды презентаций проектов. Презентация (от лат. praesento) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (по материалам Интернет-энциклопедии «Википедия»):

  1. деловая игра;

  2. экскурсия;

  3. доклад;

  4. драматизация;

  5. реклама;

  6. диалог;

  7. телепередача;

  8. научная конференция;

  9. спектакль;

  10. пресс-конференция.

Необходимо также знать, что проекты могут быть межпредметными («Environmental problems», «Travelling»), монопроектами («The English»);

по продолжительности: краткосрочными, мини-проектами, долгосрочными.

Важно отметить тот факт, что при выполнении проекта следует помнить: проект уникален сам по себе. Учитель должен сообщить ученикам, что копирование работ, которые были разработаны другими учащимися или опубликованные в сети Интернет не допускается.

При организации работы учителю необходимо обеспечить выполнение следующих условий:

  • выбор тематики проекта;

  • вовлечение в работу всех учащихся;

  • ориентирование на межпредметные связи и привлечение различных источников информации.

Проектная методика, в курсе английского языка, может использоваться практически в ходе изучения любой темы (в рамках программного материала). Используя ее - мы достигаем сразу несколько целей обучения:

  • расширение словарного запаса;

  • закрепление грамматического и лексического материала;

  • привитие эстетического вкуса учеников.

Многообразие средств выражения мыслей и чувств учеников приводит к индивидуальной творческой деятельности, воспитывает у детей трудолюбие и ответственность.

При выполнении проекта, на мой взгляд, необходимо придерживаться следующего:

  1. Формулировка цели (на начальном этапе выдвигается глобальная тема, в ходе работы постепенно детализируется);

  2. Получение и анализ информации (материал из учебника или дополнительной литературы);

  3. Систематизация данных по проблеме исследования;

  4. Выдвижение гипотезы (отражение своей точки зрения по данному вопросу);

  5. Сравнение гипотез (использование парной и групповой форм работы);

  6. Проведение исследования (реальные факты, проведение опроса, иллюстрация);

  7. Оформление проекта (составление макета, выбор текста, подбор картинок, фотографий, создание мультимедийной презентации используя программы Power Point или Fedora Project);

  8. . Презентация (представление проектов каждой творческой группой);

  9. Вывод (подведение итогов работы).

Количество шагов может варьироваться в зависимости от сложности проекта


Схема выполнения проекта

Проект








Формы работы

Класс

Индиви-дуаль-ная

Груп-повая




Рассмотрим подробнее мини-проекты, выполненные учащимися 10 А класса (Mini-project: «Stories from the past» ).

  1. Подготовка к проекту. Знакомство с лексикой:

Ученикам предлагалось ознакомиться с лексикой, которая поможет в разработке проекта.

Vocabulary

I’d like to say a few words about …

First, …

I feel …

I realised …

It’s interesting …

It gives me …

It’s a bit like …

I’m lucky …

It’s really …

It gives me a feeling …

Then … when

  1. Цель: исследование истории семьи.

Детям сообщалась цель исследования.

  1. Получение и анализ информации.

На этом этапе ученики проводили опрос членов семьи, по необходимости производили соответствующие записи.

  1. Систематизация данных по проблеме исследования.

Учащиеся составляли список вопросов, которые хотят включить в проект.

  1. Выдвижение гипотезы.

Ученики собрали достаточно информации, чтобы выразить свою точку зрения. К примеру, «I realised that my grandfather was an amazing person…»

  1. Сравнение гипотез.

Учащимся предлалось соотнести получившиеся гипотезы. Например, «My mother is a very strict, but my grandmother was… . I think, that my grandmother is … than her mother, because she… .»

  1. Оформление проекта.

Ученики выбирали способ представления работы: мультимедийная презентация в программах Power Point / Fedora Project или при помощи плаката (лист формата А2).

  1. Презентация.

Ученики выступали перед полным классом. На каждое выступление было выделено по 5 минут.

  1. Вывод

Учащимся был предложен общий вывод, «We must find out as much as we could about the family, because it adds to your identity.»

XXI век – это эпоха развития нанотехнологий. Стране требуется высококвалифицированные работники. Современная школа берет на себя ответственность за подготовку компетентных сотрудников. Проектная методика помогает учителям в реализации поставленных перед школой целей и задач.

Если рассматривать это с глобальной точки зрения, то ученик, получивший небольшой исследовательский опыт в составлении проектов на уроках английского языка, будет способен внести свой вклад в развитие научного прогресса, т.е. создаст какой-либо новый продукт, используя знания полученные на уроке.











Список используемой литературы:

1.http://stmsx.mylivepage.ru/wiki/1908_%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%9A%D0%9E%D0%9F%D0%98%D0%9B%D0%9A%D0%90/617_%C2%AB%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%C2%BB.

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

4.Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2011. – 216 с.

5. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 10 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 112с.

 6.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

 7. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003


Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ Мастер-класс «Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся» Выполнил: учитель английского языка Аксёнова Анастасия Сергеевна Тула 28.11.2012 Тула 2012
Слайд 2
Проектная деятельность на уроках английского языка
Слайд 3
Что такое проект? В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) ) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имеет ограничения и определенные цели (по материалам Интернетэнциклопедии «Википедия».) Проект на уроке английского языка. Проект – это комплекс действий, организованный учителем и направленный на самостоятельное выполнение учеником, в последствии завершающийся созданием творческой работы.
Слайд 4
Что такое проектная методика? Данный метод представляет собой соединение академических и прагматических знаний (от теории к практике).
Слайд 5
Виды проектов: проекты игр (игры, народные танцы, инсценировку произведений); экскурсионные проекты (осуществление прогулок с целью обнаружения проблемы и пути выхода из неё); конструктивные (создание макета); повествовательные (рассказы в разных формах – письменной, устной, вокальной).
Слайд 6
Виды презентаций проектов: Презентация (от лат. praes) ento) – общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (по материалам Интернетэнциклопедии «Википедия»): деловая игра; экскурсия; доклад; драматизация; реклама; диалог; телепередача; научная конференция; спектакль; пресс-конференция.
Слайд 7
Схема выполнения проекта 1. Определение И проблемы н исследования 5. Вывод 4.Презентация Гр уп по ва я д иви д уа ль на я К ла сс 3.Оформление проекта 2. Выдвижение гипотезы Ф ор м ы ра бо т3. Проведение ыисследования
Слайд 8
Mini-project: «Stories) from the pas) t» Подготовка к проекту. Знакомство с лексикой: Ученикам предлагалось ознакомиться с лексикой, которая поможет в разработке проекта. Vocabulary I’d like to say a few words about … … I feel … I realised … It’s interesting … It gives me … It’s a bit like … I’m lucky … It’s really … It gives me a feeling … Then … when First,
Слайд 9
Цель: исследование истории семьи. Детям сообщалась цель исследования. Получение и анализ информации. На этом этапе ученики проводили опрос членов семьи, по необходимости производили соответствующие записи.
Слайд 10
Систематизация данных по проблеме исследования. Учащиеся составляли список вопросов, которые хотят включить в проект.
Слайд 11
Выдвижение гипотезы. Ученики собрали достаточно информации, чтобы выразить свою точку зрения. К примеру, «My I realised that my grandfather was an amazing person…» Сравнение гипотез. Учащимся предлалось соотнести получившиеся гипотезы. Например, «My My mother is a very strict, but my grandmother was… . I think, that my grandmother is … than her mother, because she… .»
Слайд 12
Оформление проекта. Ученики выбирали способ представления работы: мультимедийная презентация в программах Power Point / Fedora Project или при помощи плаката (лист формата А2).
Слайд 13
Презентация. Ученики выступали перед полным классом. На каждое выступление было выделено по 5 минут. Вывод Учащимся был предложен общий вывод, «We must We must find out as much as we could about the family, because it adds to your identity.»
Слайд 14
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аксёнова Анастасия Сергеевна  aksenova
14.12.2012 0 2741 361

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК