Статья "Формы методического сопровождения педагогов образовательного учреждения по работе в специальных (коррекционных) классах VII вида"


ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VII ВИДА

Г.А. Творогова,

методист


Методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному  профессиональному развитию. Важная задача – настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

В толковом словаре «сопровождение» трактуется как «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано.

«Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов трактуется как реализуемая в многообразных формах и технологиях система взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры» (М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко).

Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов организуется в несколько этапов: на подготовительном этапе, основном и заключительном.

Организационная модель методического сопровождения представлена на схеме (рис.1)

Целью методического сопровождения является оказание помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и профессиональной компетентности педагогических работников.

Методическое сопровождение в инновационной деятельности направлено на реализацию следующих задач:

1. оказание поддержки педагогам в организации и проведении инновационной работы, экспертной оценке программ, пособий, учебных планов;

2. обеспечение ответственности педагогических работников в части повышения своей профессиональной компетентности; создание условий, обеспечивающих повышение квалификации каждого педагога, освоения способов самообразования;

3. диссеминация педагогического опыта;

4. оказание методической помощи педагогам по освоению федеральных государственных образовательных стандартов;

5. создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, творческих потребностей педагогов;

6. создание и расширение издательской деятельности педагогических работников;

7. разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;

8. осуществление инди­видуальной методической работы с молодыми специалистам, не имеющим трудового стажа педагогической деятельности.

К основным направлениям методического сопровождения педагогических работников относятся аналитическое, информационное, организационно-методическое.

1. Аналитическое направление деятельности включает в себя: анализ готовности коллектива к инновационной деятельности, профессиональных и информационных потребностей педагогических работников; изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ППЛ; выявление затруднений дидактического и методического характера в коррекционно-образовательном процессе; формирование информации о профессиональных потребностях педагогических работников; мониторинг состояния и результатов работы; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

2. Информационное направление методического сопровождения связано с информационным обеспечением инновационной деятельности: ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической литературы; с опытом инновационной деятельности других образовательных учреждений и педагогов; организация сетевого информационно-коммуникационного взаимодействия; информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах; создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

3. Организационно-методическая деятельность направлена на изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, организация работы ППЛ; организация и сопровождение участия в конференциях, педагогических чтениях, семинарах, конкурсах профессионального педагогического мастерства; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся.

организация консультационной работы.

В педагогической литературе организационные формы мето­дической работы классифицируются по способу организации (кол­лективные, групповые, индивидуальные), а также по степени ак­тивности участников (активные, пассивные).

Я остановлюсь на используемых формах работы по формированию компетентности педагогов образовательного учреждения по работе в специальных (коррекционных) классах VII вида на подготовительном этапе.

Коллективная форма организации:

  • Проведение педагогического совета «Психолого-педагогические особенности работы в специальных коррекционных классах (VII вида)»;

  • теоретического семинара «Знакомство с требованиями, предъявляемыми к инновационной площадке муниципального уровня, этапами реализации проекта, обсуждение проекта»,

Групповая форма организации:

  • Проведение методического совета по обсуждению методических рекомендаций по составлению рабочих программ;

  • семинар-практикум «Особенности составления рабочих программ по учебным предметам для специальных коррекционных классов VII вида. Формы, методы, средства адаптации программного материала для детей с задержкой психического развития».

Был сформирован сборник «Инструктивно-методические материалы руководителя ППЛ», подготовлены публикации «Средства адаптации образовательной среды к признакам ЗПР», «Трудности в обучении детей с ЗПР и их причины»

  • Творческая мастерская «Психолого-педагогическая карта школьника»

  • Заседания ППЛ в форме круглого стола по изучению рекомендаций и разработке учебных программ.

  • Предметные недели, во время которых проводились открытые уроки и внеклассные мероприятия в СКК.


Рис.1 Модель методического сопровождения

Рис.2 Заседание предметно-проблемной лаборатории лингвистического образования



Рис.3 Мастер-класс «Народная тряпичная кукла-травница» в 5-г и 5-е (СКК) классах



Индивидуальная форма организации:

  • Индивидуальные консультации «Инструктивно методическая работа с участниками инновационной площадки по сопровождению учащихся СКК»


  • повышение квалификации (7 педагогов школы прошли повышение квалификации по теме «Инклюзивное образование» на базе Сур ГПУ. Планируется организация курсов повышения квалификации в дистанционной форме «Организация и содержание деятельности ПМПК в образовательных учреждениях», «Технологии разработки индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС», г. Челябинск, г. Уфа).


  • сопровождение участия в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; в сетевых профессиональных сообществах, в научно-практических конференциях.

  • Наставничество.

Мероприятия, на которых педагоги представляли опыт работы в специальных - коррекционных классах на различных уровнях:


п/п

Мероприятие,

Ф.И.О. участников

Тема опыта

1

Конкурс «Педагог года»

Овчинникова Е.А.

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики в специальных (коррекционных) классах VII вида

2

Педагогический совет

Чолакова З.С.

Конструктор урока

Голева А.В.

Психологические особенности учащихся СКК

Огнева М.А.

Психолого-педагогическая карта школьника

А.В. Воронин

Организация физкульпаузы в классах СКК

Олефиренко Е.П.

Алгоритм организации деятельности педагога в обучении учащихся коррекционных классов 

Нигматуллина В.А.

Организация воспитательной работы в специальных коррекционных классах VII вида

3

Креатив-фестиваль методических разработок

Олефиренко Е.П.


Программа элективного курса по немецкому языку «Письмо другу»

4

Региональная научно-практическая конференция «Математика и информатика – предметы формирования основ логического мышления»

Алеева И.В.



Особенности обучения физике специальных коррекционных классов VII вида

5

XII межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы лингвистики и обучения иностранным языкам: опыт, стратегии, перспективы»

Олефиренко Е.П.

Педагогические условия эффективного обучения иностранному языку обучающихся специальных коррекционных классов

6

Межвузовская заочная on-line конференция «Актуальные проблемы преподавания предметов естественнонаучного цикла»

Алеева И.В.

Условия эффективного обучения физике учащихся специальных коррекционных классов образовательных школ

6

Окружная научно-практическая конференция «Русская филология: цели и задачи образовательного процесса в современных условиях»

Нигматуллина В.А.

Педагогические условия эффективного обучения русскому языку обучающихся специальных коррекционных классов

7

Камильжанова Е.И.

Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка у обучающихся специальных коррекционных классов

Из этих выступлений напечатано 2 работы и несколько рекомендованы к публикации.

Все материалы педагогического совета размещены на школьном сайте.

Организация сопровождения на основном этапе будет организовываться по тем же направлениям, что и на подготовительном, но уже по апробации педагогических условий эффективного обучения. А на заключительном этапе будет организована работа по представлению опыта работы инновационной площадки педагогической общественности города. Таким образом, результатом работы по методическому сопровождению педагогов являются

- сформированность компетентности педагогических кадров выраженной в способности и готовности к работе с учащимися категории ЗПР;

- реализация педагогических условий эффективного обучения детей с ЗПР;

- повышение качества образовательного процесса в СКК.



Полный текст материала Статья "Формы методического сопровождения педагогов образовательного учреждения по работе в специальных (коррекционных) классах VII вида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Творогова Галина Александровна  GALINA21
09.12.2013 0 4002 473

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК