Статья "Познавательный интерес и особенности его развития у младших школьников с нарушением слуха, имеющих комплексные нарушения развития"
Познавательный интерес и особенности его развития у младших школьников с нарушением слуха, имеющих комплексные нарушения развития.
Проблема реализации федеральных государственных стандартов существует и в коррекционных школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей с нарушениями слуха, имеющими комплексные нарушения развития, отставание в физическом развитии мешаетусвоению образовательных программ. Для них нужно создать специальные условия. Коррекционная школа видит свою первоочередную задачу в создании психолого-педагогических, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов развития детей с нарушениями слуха. Ведь такие, «особенные» дети так же имеют право на образование.
Для глухих детей, имеющих комплексные нарушения развития, характерны нарушение общей и мелкой моторики, расстройство мышечного тонуса, всеобщая замедленность.Такие недостатки негативно влияют на проведение уроков.
Если говорить о всех познавательных процессах внимании, памяти, мышлении, воображении, то и здесь наблюдаются отклонения. Например, бывает, что дети воспринимают только видимые стороны материала и могут не уловить его сути. В результате усвоение, понимание и выполнение поручения или задания будет крайне осложнено.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкая переключаемость внимания с одного задания на другое, это может говорить о низкой скорости приема и переработки информации, скудный словарный запас, а также пассивность и инертность на уроках. О детях, например, с задержкой психоречевого развития — это сказать нельзя. Они понимают и воспринимают поручение, действуют по инструкции, в отличие от глухих детей, имеющих комплексные нарушения развития. Но все же знания и умения и у таких детей формируются дольше, чем у обычно развивающихся сверстников.
Память глухих детей, имеющих комплексные нарушения развития, имеет свои черты и особенности. Она формируется в условиях неправильного, а иногда аномального развития. Поэтому не только восприятие, но и запоминание глухими детьми учебного материала имеет свои особенные штрихи и оттенки. Запоминания и воспроизведения у таких детей замедлено, затруднено и требует большого количества повторений.
Нельзя не сказать о зрительном восприятии глухими детьми учебного материала. Зрительная рецепция является основой при обучении глухих детей. Она взаимозамещает слуховое восприятие слов и является основным источником представлений об окружающем мире. Если не сказать больше – огромным значением для развития возможностей глухих детей.
Таким детям, имеющим комплексные нарушения развития, присущи слабое распознание предметов в отличие от их сверстников у которых слух находится в норме. Несмотря на это в своей практике я широко использую наглядные средства обучения. Яркие картинки служат для привлечения непроизвольного, случайного внимания, а схемы или таблицы – произвольного.
Все обучение глухих детей связано со зрительным восприятием. И дактильная речь тоже. Если сказать по-другому, то это пластичное восприятие перемены положения пальцев руки, движения головы, лица и губ. Поэтому у глухих детей нужно не просто как можно раньше развивать зрительное понимание, но и делать это одновременно с обучением их речи.
Усвоение глухими детьми обучающего материала напрямую зависит и от подъема познавательной деятельности. В специальной (коррекционной)педагогике мало исследований по развитию познавательного интереса у глухих детей. Однако именно эта область представляет собой безграничные ресурсы для реализации комплексного подхода в обучении таких детей.
Нельзя не согласится с медицинскими заключениями: глухота- это явление непоправимое. Но и она поддается коррекции.
В условиях коррекционных учреждений при правильноустроенном врачебно-педагогическом процессе, отмечается хорошая динамика в развитии детей с нарушением слуха.
Успешность коррекционной работы с детьми зависит от ряда факторов, которые благоприятно воздействуют на рост познавательных интересов:
1. Приоритет интересов ребенка. Максимум для него пользы.
2. Системность.
3.Принцип единства. Взаимодействие всех специалистов в решении проблем ребенка.
4. Непрерывность.Принцип гарантирует постоянство помощи ребенку, его родителям до полного решения вопроса.
5. Принцип интенсификации речевого общения.
6.Привлечение слуха ребенка по улучшению качественных показателей звучания его речи. Самоконтроль за своим произношением.
7. Активизация мыслительной деятельности школьников в процессе слухоречевой реабилитации.
8. Сочетание современных технологий и классических методик по РСВ и ФП у детей с нарушением слуха.
Когда ребенок начинает посещать школу, то, но попадает в необычную для него обстановку. Он включается в учебную деятельность.Абсолютного интереса у младших школьников при овладении каких-либо учебных дисциплин, как правило, нет. Соответственно и познавательный интерес находится на низком уровне.
По моим наблюдениям его развитие происходит по началу в виде любопытства или любознательности. Например, если в мешочек положить игрушки и дать угадать их на ощупь. Детские глаза загораются от любопытства.
Нужно постоянно поддерживать стремление детей узнать больше. Сначала – это интересы к единичным результатам, потом связанные с раскрытием закономерностей, связей и взаимосвязей между предметами и явлениями. И только после зарождения интереса к результатам своего учебного труда, можно говорить об интересе в приобретениизнаний и ко всей учебной деятельности. То есть потихоньку возникают мотивы более высокого порядка, которые связаны с глубоким, вдумчивым отношением к учебному процессу. Такое осознание приходит к маленькому школьнику после пережитого чувства восхищения от своих маленьких и больших побед.
Познавательный интерес можно рассматривать как трудное, многозначное явление. С одной стороны, это внешний стимул, а с другой, как мотив учебной деятельности. Но эти мотивы должны основываться на желании самой личности, им мало внешних влияний. Исходя их этого нужно признать, что задача развития познавательного интереса не имеет определенного решения. По моему мнению учителю нужно сосредоточить внимание на средствах обучения, так как невозможно в полном объеме оказывать воздействие на потребности личности, его мотивы. Поэтому принцип новизны при подаче учебного материала, который станет поражать воображение детей, заставит их удивляться и будет являться главным звеном формирования интереса к учению.
Учебный процесс должен быть занимательным, насыщенным, а язык общения–тактичным, дружелюбным- это главное условие в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников, имеющих комплексные нарушения развития.
Исходя из опыта я считаю, что добиться повышения интереса глухими детьми, имеющими комплексные нарушения развития, можно только через систему урочной и внеурочной деятельности, которая осуществляется по предварительному плану.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галайдина Татьяна Николаевна
→ Tata1234898 13.11.2016 0 3327 176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.