Статья "Обследование состояния системы исследовательской деятельности в общеобразовательной школе"
Обследование состояния системы исследовательской деятельности в общеобразовательной школе города N
Отрокова Ольга Ивановна
учитель экономики
Сегодня любая образовательная деятельность - в урочной или внеурочной форме – строится как взаимодействие субъектов этой деятельности. Поэтому причины сбоев системы или ее недоразвитости следует искать с позиции каждого субъекта.
В этой статье я хочу представить результат обследования субъектов системы научно – исследовательской деятельности, чтобы ответить на вопросы: «Почему так мало школьников участвует в исследовательской деятельности?», «Есть ли возможность развивать эту систему и на что опираться?»
Обследование состояниясистемы исследовательской деятельности с позиции субъекта - учащийся
Для выявления причин, которые препятствуют расширению научно-исследовательской деятельности учащихся, с 2014 по 2015 г был проведен опрос среди обучающихся 10-11 классов, в котором приняли участие 63 старшеклассника. Опрос размещен на площадке googl.com, поэтому школьники отвечали на вопросы во внеурочное время, совершая переход по ссылке.
Ниже представлены результаты опроса и выводы.
Количество детей, принявших участие в научно – исследовательской деятельности (создании исследовательских работ) и не участвовавших ранее представлено в Таблице 1.
Таблица 1.
Сколько исследовательских работ Вы написали за последние 3 года? |
|
Вариант ответа |
Количество ответов |
0 |
42 |
1 |
16 |
2 и более |
5 |
Отразим на диаграмме результаты в процентах от общего числа опрошенных.
Диаграмма 1.
По диаграмме можно сделать вывод: большая часть старшеклассников – 67% не принимала участия в научно – исследовательской деятельности.
Тем не менее 33% школьников уже имеет подобный опыт, поэтому второй вопрос помогает выяснить мотивы их исследовательской активности.
Мотивы исследовательской активности обучающихся определялись вторым вопросом анкеты, результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2.1.
Почему Вы пишете исследовательские работы? |
|
Вариант ответа |
Количество ответов |
Мне нравится формат большого научного исследования |
6 |
Я люблю исследовать всесторонне проблему |
5 |
Это интересный опыт |
10 |
У меня достаточно времени, чтобы изучать научные работы и ставить эксперименты |
1 |
Мне нравится индивидуальная работа с учителем |
2 |
Это меня развивает, я узнаю много нового |
5 |
Чтобы пополнить мое портфолио достижений |
8 |
Мне рекомендовали родители |
5 |
Для наглядности представим их в виде диаграммы.
Диаграмма 2.
В первую очередь, для школьников это стало интересным опытом. Опыт – это прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает1; интерес – познавательный мотив. К этой категории можно добавить результаты по вариантам «Я люблю исследовать…», «Это меня развивает, я узнаю много нового»
Вторую позицию занимают мотивы социальные – пополнение портфолио достижений и рекомендации родителей. По В.И.Слободчикову, продолжение обучения в старших классах - это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием2.
Но среди тех, кто не писал исследовательских работ, некоторые также ответили на этот вопрос, имея ввиду, что они могли бы получить для себя, если бы участвовали в научно – исследовательской деятельности. (Таблица 2.2.)
Таблица 2.2.
Почему Вы пишете исследовательские работы? (отвечали те, кто не писали ИР) |
|
Вариант ответа |
Количество ответов |
Это интересный опыт |
4 |
Это меня развивает, я узнаю много нового |
1 |
Чтобы пополнить мое портфолио достижений |
9 |
Надо; не писала, но очень хочу попробовать |
2 |
Всего |
16 |
% от общего числа опрошенных |
25 |
% от числа тех, кто не писал НОУ |
38 |
На основании полученных данных можно говорить о том, что 38% опрошенных, не участвовавших в НОУ, имеют мотивацию для включения в научно – исследовательскую деятельность, причем это 25% от общего числа обучающихся. То есть «резервы» участников НОУ могут представлять по крайней мере четверть старшеклассников.
Причины, по которым дети не участвовали в научно – исследовательской деятельности помогает выявить третий вопрос анкеты, результаты представлены в Таблице 3.1 и на Диаграмме 3.
Таблица 3.1.
Почему Вы не пишете исследовательские работы? (отвечали те, кто не писали ИР) |
||
Вариант ответа |
Количество ответов |
Доля от общего числа тех, кто не писал НОУ |
Не люблю изучать научную литературу и ставить эксперименты |
5 |
12% |
Мне не нравится формат большого исследования |
5 |
12% |
Не знаю, как это нужно делать |
16 |
38% |
Не могу определиться с проблемой исследования |
13 |
31% |
У меня нет на это времени |
21 |
50% |
Диаграмма 3.
Определились две главные причины – отсутствие времени (сюда же можно отнести нежелание работать с большим форматом исследования) и отсутствие у учащихся знаний в целом о научно – исследовательской деятельности («не могу определиться с проблемой…» также показывает отсутствие представления об этапах научного исследования)
Однако, на этот вопрос анкеты также ответила часть старшеклассников, уже имеющих опыт НОУ. Это дает возможность предположить, что у них возникли определенные затруднения. Результаты представлены в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Почему Вы не пишете исследовательские работы? (отвечали те, кто уже писал ИР) |
||
Вариант ответа |
Количество ответов |
Доля от общего числа тех, кто уже писал НОУ |
Не люблю изучать научную литературу и ставить эксперименты |
3 |
14% |
Мне не нравится формат большого исследования |
5 |
24% |
Не знаю, как это нужно делать |
5 |
24% |
Не могу определиться с проблемой исследования |
5 |
24% |
У меня нет на это времени |
5 |
24% |
Можно сделать вывод, что 14% детей не получили от научно – исследовательской деятельности ожидаемых результатов, а 24% заявляют о недостатке времени на этот вид деятельности. Но даже среди имевших опыт НОУ остается как минимум 24% тех, кто не научился писать работу самостоятельно.
По итогам опроса можно определить состояния системы научно-исследовательской деятельности старшеклассниковс позиции субъекта – обучающийся:
менее половины обучающихся вовлечены в НОУ, при этом почти четверть заявляют о недостатке времени или знаний об этом виде деятельности;
те же причины – отсутствие времени и знаний выделяют те, кто не занимался научно – исследовательской деятельностью
почти 40% детей, даже не имеющих знаний или времени, имеют мотивацию для включения в научно – исследовательскую деятельность
«резервы» участников НОУ могут представлять по крайней мере четверть старшеклассников
Необходимо отметить, что заниматься научно – исследовательской деятельностью обучающиеся начинают уже в начальной школе, и эта работа учителями традиционно ведется как индивидуальная.
Обследование состояния системы исследовательской деятельности с позиции субъекта – учитель
Содержание базового образовательного процесса в старших классах нацелено на освоение школьниками культуры исследовательской работы, на выработку у школьников способов и средств исследовательской работы, организации индивидуальной учебной деятельности старшеклассников.Содержание совместной образовательной деятельности педагогов и школьников составляют исследовательские, проектные, индивидуальные формы учебной деятельности, реализуемые в осваиваемых предметных областях.
Позиция педагога – позиция научного руководителя, консультанта в совместном исследовании, который своими действиями создает атмосферу сотворчества, побуждает школьников к исследованию возможностей образовательной среды, организации и координации различных форм образовательной и самообразовательной деятельности школьников. Смысл действий педагога – создание условий для самоопределения и самореализации школьников в самостоятельной индивидуальной исследовательской работе, содействие развитию у школьников субъектных качеств самопознания и самоорганизации. (по В.И.Слободчикову3)
Для организации образовательной научно-исследовательской деятельности необходимо сочетание ряда условий:
Внутренние представляют собой соответствующие умения (в идеале):
умение «переводить» содержание исследовательского обучения в конкретные педагогические задачи (выявление познавательных запросов и исследовательских способностей учащихся и проектирование на этой основе индивидуальных образовательных траекторий, в том числе для одаренных детей)
умение построить систему исследовательского обучения и привести ее в движение (определение образовательных задач, планируемых результатов, способов оценки образовательных достижений учащихся, освоение и реализация программ исследовательского обучения, отбор технологий обучения, форм, методов и средств организации образовательного процесса)
умение устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами образовательного процесса, приводить их в действие: создание необходимых условий (наличие у педагога опыта исследовательской работы, наличие материально-технической и информационной базы); мотивация учащихся на научный поиск и открытия; выстраивание субъект-субъектных отношений; организация и развитие совместной деятельности; выстраивание взаимодействия с родителями учащихся; преемственность между урочной и внеурочной деятельностью; обеспечение связи учебно-исследовательской деятельности с социально значимой;
умение осуществлять оценку образовательных результатов исследовательской деятельности учащихся и деятельности педагога (оценка исследовательских работ учащихся с учетом уровня получаемого образования и требований ФГОС, способы оценки субъектных качеств личности ребенка, самоанализ и анализ деятельности педагога, определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач)4
Так как я не проходила за период обследования специальных курсов по повышению квалификации в организации научно – исследовательской деятельности школьников, то для целей настоящего анализа будем считать фактор наличия компетенций не влияющим на результат (по крайней мере, он не может ухудшать результат в динамике)
Внешние будут представлять собой формы организации деятельности: урочная и внеурочная, включающая творческое объединение и индивидуальные консультации (очные и дистанционные)
Проанализируем внешние, как наиболее поддающиеся количественной оценке.
Урочная нагрузка общая – изменялась, количество уроков в 10 классе – нет (4 часа – основной курс + элективный)
С 2013 – 2014 года возможна групповая работа в творческом объединении – 1 час в неделю
Остальное время учителя распределяется на методическую работу и индивидуальную работу с обучающимися.
Динамику соотношения основной учебной нагрузки и индивидуальной деятельности представим в Таблице 1.
Таблица1.
Распределение рабочего времени учителя |
||||
Характер деятельности/уч.год |
2011-2012 |
2012-2013 |
2013 - 2014 |
2014-2015 |
индивидуальная работа (час) |
16 |
12 |
6 |
0 |
учебная нагрузка (уроки + т/о) (час) |
20 |
24 |
30 |
36 |
Рассмотрим соотношение результативности работы над НОУ за 4 года, предполагая, что возможности организации научно – исследовательской деятельности в школе ограничены рамками общего рабочего времени учителя – 36 часов в неделю. Результат представим в виде кривой производственных возможностей учителя – График 1.
График 1.
При прочих равных условиях, результативность организации научно – исследовательской деятельности напрямую зависит от наличия времени для индивидуальной работы, а результативность и учебная нагрузка находятся в обратной зависимости.
Но учебная нагрузка – это оплачиваемая часть работы, а научно – исследовательская совместная индивидуальная деятельность - нет, только если она особенно результативна – через премирование. Тем не менее, ФГОС декларирует обязательность организации такой работы.
Требования ФГОС не распространяются пока на старшеклассников, но разрешать проблему такой обратной зависимости нужно уже сейчас.
Тем более, что фактор времени оказался существенным для двух субъектов образовательной научно – исследовательской деятельности – учителя и ученика.
Таким образом, мы можем выявить явное противоречие между требованиями ФГОС к получению образовательных результатов, достижимых только в результате организации исследовательской деятельности учащихся, и ограниченностью возможностей субъектов этой деятельности – учителя и ученика – прежде всего связанных с большой учебной нагрузкой, отсутствием достаточной мотивации и недостатком времени.
1Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
2Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург, 2009
3 Е.И. Исаев., В.И. Слободчиков. Психология образования человека: Становление субъектности в
образовательных процессах.: Издательство ПСТГУ - Москва, 2013
4Иванова Т.А. Содержание и структура профессиональной компетенции педагога в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (в условиях реализации ФГОС общего образования) //Вестник РМАТ. 2016. №2
На странице приведен фрагмент.
Автор: Отрокова Ольга Ивановна
→ Публикатор 03.04.2017 0 1833 141 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.