Статья "Особенности организации профессионально-трудового обучения обучающихся с нарушением интеллекта"


«Особенности организации профессионально-трудового обучения обучающихся с нарушением интеллекта и факторы, затрудняющие их трудоустройство»

 

«Нет случайно родившихся детей.

Каждый ребенок, приходящий в мир,

каким бы он ни был, рождается для того,

чтобы исполнить какую-то свою миссию…»

Ш. А. Амонашвили

В каждой стране есть люди с интеллектуальными нарушениями. В странах Европы восприятие таких детей и взрослых стало нормой и на это им потребовалось около пяти столетий. В нашем обществе сделаны можно сказать первые шаги на пути решения этой проблемы и возможно, восприятие таких людей станет нормой. И в большей степени это зависит прежде всего от различных специалистов в образовании: педагогов, воспитателей, дефектологов, которые смогут внедрить в систему воспитания в образовательных учреждениях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, а особенно с интеллектуальными нарушениями.

Очень серьёзно обстоит проблема ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) восприятия самого общества. Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

Но с особой остротой встает проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с интеллектуальными нарушениями, т.к. повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников коррекционных школ. К сожалению органами законодательной власти до конца не выработаны алгоритмы трудоустройства инвалидов и людей с интеллектуальными нарушениями.

Наиболее максимально открытого для трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда специальной (коррекционной) школы.

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических. Эта среда, по возможности, компенсирует, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы трудоустроится на рынке труда в доступных для него областях.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения начальной профессионально - трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах направлено на коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития. Частично обеспечивает возможность трудоустройства в различных сферах производства в соответствии с полученными профилями.

Отличия трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллекта по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;  коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие обучающихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать обще коррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда. Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ.

Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям.

Приобщение к профессии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только обучающихся, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Литература

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: 0-4 классы.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.- 220 с.

  2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребёнка.// Дефектология, 1976, № 6, с. 3-8.

  3. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1969. - 213 с.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.Л. Дидактические игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. - М.: Просвещение, 1991

  5. Коррекционная педагогика в начальном образовании./Под ред. Г. Ф. Кумариной, М., АКАДЕМА, 2003

  6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. -2-е изд., перераб. /Под ред. В. Г. Петровой.- М., Просвещение, 1983

  7. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ Под ред. Ж.И. Шиф. -  М.: Педагогика, 1965.

  8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. «Школа-Пресс» 1994г

  9. Коррекционная школа. Под редакцией А.М.Щербаковой М. «Издательство НЦ ЭНАС» 200г.1

  10. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида. М.

  11. «Издательство НЦ ЭНАС» 2001г.


 


Полный текст материала Статья "Особенности организации профессионально-трудового обучения обучающихся с нарушением интеллекта" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прокопьева Светлана Юрьевна  Публикатор
09.02.2020 0 111 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0