коррекционное занятие Путешествие с геометрическими фигурами; 3 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
Описание учебно-методического проекта
Автор УМП |
|
Фамилия,
Имя, Отчество |
Шептухина Татьяна Викторовна |
Регион, в котором находится школа |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югры |
Город, в котором находится школа |
г. Радужный |
Наименование школы |
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида". |
Обзор УМК |
|
Предметная область |
коррекционная педагогика |
Категория учащихся |
3 класс |
Государственные стандарты |
дидактические игры |
Название УМП |
"Путешествие с геометрическими фигурами" |
Вопросы темы учебной программы |
коррекция памяти |
Форма обучения |
фронтальная, групповая |
Форма контроля |
устные и проблемные вопросы, самопроверка, оценка выполненных работ |
Аннотация УМП |
Тренировка памяти с помощью специально организованных заданий |
Цели и результаты обучения |
Развитие познавательных процессов, зрительной, тактильной памяти. |
Методическое обеспечение |
Конспект урока Презентации к уроку |
Программно - техническое обеспечение |
|
Техническое обеспечение |
Компьютер Проекционная система |
Программное обеспечение |
Текстовый процессор MS Word Web-браузер Internet Explorer Программа работы с мультимедиа MS Power Point |
Ресурсы |
|
Перечень используемых Интернет – ресурсов (ссылки) |
Картинки на узле www.yandex.ru. |
Перечень используемой литературы |
А.Ф. Ануфриева С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с. |
Анализ потенциального развития:
Мультимедийная презентация используется на всех структурных этапах урока, поддерживая основную цель урока:
Тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий.
Обеспечивая при этом:
усиление мотивационной направленности учебного поведения;
мобилизацию механизма компенсации каждого ученика класса;
усвоение учебной информации в доступной и игровой форме;
что позволяет построить урок динамично, соблюсти последовательность этапов урока, логику изложения материала.
Предъявленный в презентации материал в наглядной форме позволяет учащимся лучше воспринимать стоящую перед ними учебную задачу и легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий. Так же учащиеся с легкость осуществили самопроверку выполненных заданий, оценили самостоятельно свои способности к запоминанию.
Данная методическая разработка содержит коррекционно-развивающий материал, дидактические игры, развивающие у учащихся с ограниченными возможностями 1. психические процессы:
зрительную, механическую, тактильную память;
мелкую моторику пальцев и кисти рук
графомоторных навыков.
2. сенсорные эталоны: цвет, форма.
В процессе занятия от учащихся требовалось выполнение элементов заданий за определенный отрезок времени, что провоцирует на преднамеренную, т.е. произвольную регуляцию деятельности за счет осуществления контроля над самостоятельным выполнением заданий и самопроверки выполненных работ. По средством данного происходит формирование адекватного оценивания своих способностей и тем самым учащийся мотивируется на улучшение собственных достижений.
При построении урока используются элементы технологии:
музыкотерапия;
рефлексия;
интеграционные технологии;
игровые технологии.
Методы обучения:
объяснение;
демонстрация;
игра;
упражнения;
самостоятельная работа;
применение технических средств обучения;
художественное слово.
Для реализации поставленных задач на занятии использованы дидактические игры: "Какая фигура была первая ", "Цветные ряды", "Собери с закрытыми глазами", мультимедийная гимнастика для глаз: "Танец круга".
Использование ИКТ на коррекционно – развивающем занятии позволяет обеспечить:
доступность и наглядность демонстрируемого материала для учащихся;
повышает продуктивность развития познавательных возможностей учащихся;
снижает нагрузку педагога в разъяснениях для учащихся с ограниченными возможностями и позволяет применять групповую форму работы.
Использование музыки создает благоприятную обстановку и улучшает настроение.
Данный урок успешно апробирован и включен в тематическое планирование для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья в раздел "Развитие памяти".
КОНСПЕКТ
Цель занятия:
развитие познавательных процессов, зрительной, тактильной памяти.
образовательные задачи:
тренировать зрительную, тактильную память с помощью специально организованных заданий;
учить применять на практике ранее полученные знания о цвете, геометрических формах;
формировать положительную мотивацию на выполнение поставленных задач путем создания ситуации успеха;
коррекционно-развивающие задачи:
коррекция и развитие памяти;
коррекция графомоторных навыков;
развитие произвольной регуляции деятельности, самоконтроля;
воспитательная задача:
создание интереса к саморазвитию через игровые приемы.
Тип урока: коррекционный (комбинированный)
продолжительность урока: 40 минут
оборудование: компьютер, цветные карандаши, трафареты на каждого ученика с шестью кругами по 6серий, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник в частях на каждого учащегося класса.
Методическое обеспечение урока:
задания на развитие зрительной и тактильной памяти;
конспект занятия-игры "Путешествие с геометрическими фигурами"
Организационный этап.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Приветствие: прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки стоящим рядом с вами одноклассникам
Посадка на рабочие места: сядьте правильно, чтобы между вами и партой было расстояние равное вашему сжатому кулачку. Проверка готовности к уроку: нам сегодня на уроке необходимы цветные карандаши и ваше внимание.
Проверка домашнего задания.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки.
Вам, было, необходимо самостоятельно по образцу сделать трафареты с шестью кругами, в шесть рядов. Давайте проверим, как у вас это получилось. Учащиеся предъявляют выполненные трафареты, необходимо определить и исправить имеющиеся недостатки.
- Молодцы, вы хорошо постарались и все выполнили задание верно, положите трафареты на край стола, они нам понадобятся в процессе работы.
Введение в тему занятия.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, сообщение темы, цели и задач данного урока; привлечь внимание и вызвать интерес к изучаемому материалу.
Сегодня мы с вами будем путешевствоавть с геометрическими фигурами и по этому наше занятие имеет название – "Путешествие с геометрическими фигурами". слайд №1
Мы будем выполнять различные упражнения, которые помогут нам улучшить память. Вместе с кругом выполним гимнастику для глаз. Будем запоминать в какой цветовой последовательности расположены круги в ряду. В конце занятия мы с вами сможем поиграть в игру "Собери с закрытыми глазами"
В процессе занятия необходимо применить те знания, которые вы уже накопили: это знания о цвете, геометрических формах, умение правильно работать с трафаретом – не выходить за линии. Вам необходимо будет четко и точно выполнять задания за определенное время; Свои работы вы будете анализировать самостоятельно и сравнивать с образцом.
Для начала, представьте предмет – карандаш. Все помнят, что это за предмет? Опишите мне его, как он выглядит (дети описывают предложенный для представления предмет, если у детей не получается начать, то придется помочь). А как вы смогли это сделать? Можно для активизации детских ответов задавать наводящие вопросы: вы раньше много раз видели карандаш? вам много раз говорили на карандаш, что именно он карандаш? И вы запомнили?
Вот и сегодня мы будем запоминать и зарисовывать то, что запомнили. Садитесь поудобнее, отправляемся в путешествие.
Работа по теме.
Цель: дать учащимся конкретное представление о способах и методах развития памяти.
Создание ситуации успеха, через оказание посильной помощи в припоминании элементов в заданиях.
1 упражнение "Какая фигура была первая " Слайд "2
цель: развитие зрительной памяти.
Инструкция: на экране монитора будут появляться геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Вам необходимо запомнить все геометрические фигуры, в какой последовательности они появлялись и какого цвета данные фигуры.
Ход упражнения: на экране в определенной последовательности появляются геометрические фигуры - круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал. Затем они исчезают. Учащимся необходимо выполнить предложенное задание. Перечислите какие геометрические фигуры и каким цветом вы увидели? В заключение задается вопрос: "Какая фигура была первой и какого цвета?" Ответы учащихся подкрепляются проверкой - на экране монитора высвечиваются все фигуры. И дети определяют, что первая фигура была круг.
П
ослушайте
стихотворение : ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ
Мы
живём с братишкой дружно,
Нам так
весело вдвоём,
Мы на лист поставим
кружку,
Обведём карандашом.
Получилось
то, что нужно -
Называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой
брат по рисованию
Себя считает
матером,
Всё, что внутри окружности,
Закрасил
он фломастером.
Вот вам красный круг,
кружок,
По краю синий ободок.
КРУГ
- тарелка, колесо,
ОКРУЖНОСТЬ - обруч,
поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА.
Я
смотрю на наш листок,
Стал искать у
круга угол,
Но найти его не смог.
Брат
смеётся - вот дела!
Да у круга нет
угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь
углов, их нету.
2 упражнение "Танец круга" мультимедийная гимнастика для глаз. слайд №3
3 упражнение "Цветные ряды"
цель: развитие зрительной памяти.
развитие умения сравнивать с образцом;
развитие произвольной регуляции деятельности и планирования деятельности;
развитие мелкой моторики пальцев рук
Инструкция: У вас на столах лежат карточки с кругами. Круги расположены по рядам, в каждом ряду по 6 кругов, всего 6 рядов. Я буду показывать вам ряд кругов в определенной цветовой последовательности, вам необходимо в течении 20 секунд запомнить как расположены круги в какой цветовой последовательности, затем разукрасить круги именно так, как было показано на образце.
Сейчас мы попробуем, что у нас получиться.
Учащиеся совместно с педагогом выполняют пробное задание - слайд №4
слайд №5
1.
2.
3.
4 .
5.
6 .
слайд №6 давайте проверим правильно ли вы зарисовали, то что запомнили. Каждый ряд по очереди проверяется самостоятельно участниками занятия. Самоанализ: напротив правильно выполненного ряда ставиться "+". В конце проверки подсчитываются плюсы, учащиеся сообщают о количестве плюсов. При этом необходим контроль за самоанализом учащихся, так как не все учащиеся правильно сличают с образцом. Работы выставляются на планшете рядом с образцом.
3 упражнение. "Собери с закрытыми глазами"
цель: развитие осязательной памяти и мышления.
Детям предлагается круг, разделенный на части. Предлагается его собрать, по окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема – образец. Слайд № 7
Теперь нужно разделить и перемешать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. Тоже самое нужно выполнить с другими геометрическими фигурами. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: "Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?".
О бразцы деления на части:
Подведение итогов:
Цель: сделать вывод и подвести итоги, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить какие задания были наиболее сложными, что нового получили учащиеся на уроке.
Сегодня на уроке мы с вами выполнили все то, что запланировали. Что мы с вами выполняли? Учащиеся перечисляют выполненные задания. Какие задания у вас наиболее успешно выполнены? (Самоанализ). Помочь отметить успешно выполненные задания каждого учащегося класса. Нацелить на дальнейшее улучшение результатов памяти, при использовании подобного рода заданий. Оценка работы учащихся.
Разработка и запись домашнего задания: выбрать геометрическую фигуру, разделить ее на части и создать ее в частях по памяти. Рабочий материал предоставить на следующий урок.
. Слайд №8 - Урок закончен, всем спасибо
Литература:
1. А.Ф. Ануфриева С.Н. Костромина как преодолеть трудности в обучении – М.: Издательство "Ось-89",2001. – 272с.
2. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.
Автор-составитель Ю.В.Останкова – Волгоград: Учитель, 2008-130с.
приложение: трафареты
1.
2.
3.
4.
5.
6.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шептухина Татьяна Викторовна
→ ТаВи 21.02.2011 18 16434 3410 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.