Урок обучения грамоте "Большая буква в именах людей и в кличках животных"; 1 класс
Играева Ольга Анптольевна
ГОУ «СОШ №212»
Санкт-Петербург
Учитель начальных классов
Урок обучения грамоте в 1 классе (УМК “Планета знаний”)
Урок 21 (с. 30)
Большая буква в именах людей и в кличках животных
Цели. Повторить изученные буквы и звуки, учить находить их в словах, различать и соотносить слова с картинками; учить читать слоги, составлять под диктовку, читать простейшие предложения; развивать речь. . Закреплять полученные знания о букве м и н звуках [м], [м’], [н], [н’], ; отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами; упражняться в слышании звуков [м], [м’] [н], [н’], ; работать над развитием речи.
Повторение изученного материала.
Р ечь Предложение Слово Слог Звук
Гласный Согласный
Твердый Мягкий
1. Работа с букварем.
Работа с алфавитной лентой. Обратить внимание, что изученные нами буквы «м» («эм») и «н» («эн») в алфавите тоже стоят рядом.
Чтение слов в столбиках. Выборочное чтение двусложных слов.
Что в них общего?
В каждом слове по четыре буквы и по два слога.
Чем они различаются?
Два слова написаны с большой буквы: Анна, Наум — это имена людей.
Буква обычная
выросла вдруг,
Выросла выше всех
букв – подруг.
Буква расти не сама
захотела,
Букве поручено важное
дело.
Ставится буква у строчки в
начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя,
фамилия пишутся с нею,
Чтоб заметней
им быть и виднее.
Чтобы звучали громко
и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква
большая – совсем не пустяк!
В букве
большой уважения знак!
Рассматриваем рисунок-правило. Это правило представляют герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — Мальвина и пудель Артемон.
Правило звучит так: имена людей и клички животных пишутся с большой буквы.
Отгадайте загадки
Кто виляет весело
хвостом?
Кто умеет сторожить дом?
Кто
грызёт большую кость в углу?
Кто
калачиком свернулся на полу?
Кто
кота прогнал из кухни прочь?
Кто
пролаял напролёт всю ночь?
Какие клички собак вы знаете?
Клички собак:
Барбос, Бим, Бобик, Каштанка, Шарик,
Полкан,
Тузик, Дружок и др.
Отворилась
тихо дверь,
И вошёл усатый зверь,
Сел
у печки жмурясь сладко,
И умылся
серой лапкой.
(Кошка)
Клички кошек и котов: Пушок, Рыжик, Васька, Барсик и др.
Дополнительный материал.
Мой котенок
Мой котенок —
черноушка. Хвост — как белая
кудряшка.
Как назвать его?
Мой котенок,
Чернушка! Ты — Беляшка!..
Мой котенок — рыжеспинка
Как назвать его? Рыжинка!
Мой котенок отзывается,
Мой котенок так старается:
Имя учит — и мяучит!
(М. Яснов)
Назовите клички котенка.
2. Чтение текста.
На тарелке лежали фрукты.
Мама дала Науму яблоко.
— На, Анна, грушу!
Дети поблагодарили маму!
Воспитательный момент.
Благодарите ли вы своих родителей?
В каких ситуациях?
Сравните слова:
На — бери, возьми.
На — слово, показывающее, что предмет расположен на чем-либо (на тарелке).
3. Работа в тетради (с. 16).
Насос, рябина, фонарик.
Принцип распределения
букв на две группы:
«а», «у» —
обозначают гласные звуки,
«м», «н» — обозначают согласные звуки.
Работа со схемами слов
На первый взгляд названия всех предметов подходят к схеме: малина, машина. А подходит лишь одно — Марина, так как слово записано с большой буквы.
«Секрет» буквенного
домино заключается в том, что в
верхней
части карточки вписываются большие
печатные буквы,
а в нижней части —
маленькие.
К этим выводам дети должны прийти сами, наблюдая за записями на карточках (особенно на первой).
Задания такого плана требуют от детей особого внимания. Если задание вызывает у учащихся затруднение, то следует объяснить детям способ быстрого поиска слова.
(Слово умна начинается с буквы «у». Поэтому мы ищем эту букву в записи и читаем ее с тремя последующими буквами. Так и находим нужное слово: умну, умун, унум, унма, унум, умау, умна.)
Итог.
Тётя Соня и дядя – соня.
У меня есть тётя Соня,
У меня есть дядя Лёня.
Пять будильников трезвонят,
Полчаса в квартире звон,
Варит кашу тётя Соня-
Дядя – соня смотрит сон.
( Е. Аксельрод)
Почему Дядя – соня?
Источники материалов:
Обучение грамоте в 1 классе по “Букварю” Т.М. Адриановой М: Астрель, 2007.
Т.М. Адрианова. Букварь 1 класс
Т.М. Адрианова. Рабочая тетрадь к “Букварю”
На странице приведен фрагмент.
Автор: Играева Ольга Анатольевна
→ олга3671 16.08.2011 2 9370 1633 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.