Урок обучения грамоте "Большая буква в именах людей и в кличках животных"; 1 класс





Играева Ольга Анптольевна

ГОУ «СОШ №212»

Санкт-Петербург

Учитель начальных классов

Урок обучения грамоте в 1 классе (УМК “Планета знаний”)


































Урок 21 (с. 30)

Большая буква в именах людей и в кличках животных

Цели. Повторить изученные буквы и звуки, учить находить их в словах, различать и соотносить слова с картинками; учить читать слоги, составлять под диктовку, читать простейшие предложения; развивать речь. . Закреплять полученные знания о букве м и н звуках [м], [м’], [н], [н’], ; отрабатывать навыки слогового чтения слов с изученными буквами; упражняться в слышании звуков [м], [м’] [н], [н’], ; работать над развитием речи.


Повторение изученного материала.

Р ечь Предложение Слово Слог Звук

Гласный Согласный


Твердый Мягкий



1. Работа с букварем.

  • Работа с алфавитной лентой. Обратить внимание, что изу­ченные нами буквы «м» («эм») и «н» («эн») в алфавите тоже сто­ят рядом.

  • Чтение слов в столбиках. Выборочное чтение двуслож­ных слов.

  • Что в них общего?

  • В каждом слове по четыре буквы и по два слога.

  • Чем они различаются?

  • Два слова написаны с большой буквы: Анна, Наум — это имена людей.


  • Буква обычная выросла вдруг,
    Выросла выше всех букв – подруг.
    Буква расти не сама захотела,
    Букве поручено важное дело.
    Ставится буква у строчки в начале,
    Чтобы начало все замечали.
    Имя, фамилия пишутся с нею,
    Чтоб заметней им быть и виднее.
    Чтобы звучали громко и гордо
    Имя твоё, имя улицы, города.
    Буква большая – совсем не пустяк!
    В букве большой уважения знак!

  • Рассматриваем рисунок-правило. Это правило представ­ляют герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино» — Мальвина и пудель Артемон.

  • Правило звучит так: имена людей и клички животных пишутся с большой буквы.

  • Отгадайте загадки


  • Кто виляет весело хвостом?
    Кто умеет сторожить дом?
    Кто грызёт большую кость в углу?
    Кто калачиком свернулся на полу?
    Кто кота прогнал из кухни прочь?
    Кто пролаял напролёт всю ночь?


  • Какие клички собак вы знаете?

Клички собак: Барбос, Бим, Бобик, Каштанка, Шарик,
Полкан, Тузик, Дружок и др.


  • Отворилась тихо дверь,
    И вошёл усатый зверь,
    Сел у печки жмурясь сладко,
    И умылся серой лапкой.
    (Кошка)


Клички кошек и котов: Пушок, Рыжик, Васька, Барсик и др.

Дополнительный материал.

Мой котенок

Мой котенок — черноушка. Хвост — как белая кудряшка.
Как назвать его? Мой котенок,

Чернушка! Ты — Беляшка!..

Мой котенок — рыжеспинка

Как назвать его? Рыжинка!

Мой котенок отзывается,

Мой котенок так старается:

Имя учит — и мяучит!

(М. Яснов)


  • Назовите клички котенка.


2. Чтение текста.

  • На тарелке лежали фрукты.

  • Мама дала Науму яблоко.

  • На, Анна, грушу!

  • Дети поблагодарили маму!

Воспитательный момент.

  • Благодарите ли вы своих родителей?

  • В каких ситуациях?

Сравните слова:

  • На — бери, возьми.

  • На — слово, показывающее, что предмет расположен на чем-либо (на тарелке).


3. Работа в тетради (с. 16).

  • Насос, рябина, фонарик.

  • Принцип распределения букв на две группы:
    «а», «у» — обозначают гласные звуки,

  • «м», «н» — обозначают согласные звуки.

  • Работа со схемами слов

На первый взгляд названия всех предметов подходят к схе­ме: малина, машина. А подходит лишь одно — Марина, так как слово записано с большой буквы.

  • «Секрет» буквенного домино заключается в том, что в
    верхней части карточки вписываются большие печатные буквы,
    а в нижней части — маленькие.

К этим выводам дети должны прийти сами, наблюдая за за­писями на карточках (особенно на первой).

  • Задания такого плана требуют от детей особого внима­ния. Если задание вызывает у учащихся затруднение, то следует объяснить детям способ быстрого поиска слова.

(Слово умна начинается с буквы «у». Поэтому мы ищем эту букву в записи и читаем ее с тремя последующими буквами. Так и находим нужное слово: умну, умун, унум, унма, унум, умау, умна.)


Итог.

Тётя Соня и дядя – соня.

    У меня есть тётя Соня,

    У меня есть дядя Лёня.

    Пять будильников трезвонят,

    Полчаса в квартире звон,

    Варит кашу тётя Соня-

    Дядя – соня смотрит сон.

    ( Е. Аксельрод)

  • Почему Дядя – соня?





























Источники материалов:


  1. Обучение грамоте в 1 классе по “Букварю” Т.М. Адриановой М: Астрель, 2007.

  2. Т.М. Адрианова. Букварь 1 класс

  3. Т.М. Адрианова. Рабочая тетрадь к Букварю



5



Полный текст материала Урок обучения грамоте "Большая буква в именах людей и в кличках животных"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Играева Ольга Анатольевна  олга3671
16.08.2011 2 9346 1633

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК