Урок
письма и развития речи (русский язык):
«Правописание
слов с непроверяемыми безударными
гласными»
для 4 класса специальной (коррекционной)
школы 8 вида
Попова
Наталья Викторовна учитель ГКОУ
Специальная (коррекционная) школа-интернат
8 вида №2 п.Смирных Сахалинской обл.
Введение
Урок-презентация
«Правописание
слов с непроверяемыми безударными
гласными»
шестой урок в системе изучения темы
«Непроверяемые безударные гласные»,
составлен
на основе материала учебника «Русский
язык» под редакцией Н.Г. Галунчиковой,
Э.В. Якубовской, программы В.В. Воронковой
и рабочей программы по письму и развитию
речи.
Тип
урока – обобщение и закрепление знаний.
Урок
построен в форме повторения и закрепления
с
использованием игровых приёмов и
ситуаций, инновационных технологий,
которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной
деятельности, с
применением знаний и умений по ОБЖ. В
сопровождении сказочного персонажа
Буратино, ребята на протяжении всего
урока выполняют различные задания,
повторяя и закрепляя пройденный материал
по русскому языку и знания правил
дорожного движения. Концентрически
преподносимый материал урока позволяет
учащимся, переходя от простых заданий
к сложным, повторить и закрепить
пройденный материал по теме «Непроверяемые
безударные гласные» и без особых
затруднений справиться с упражнениями.
При этом дети думают, мыслят, рассуждают,
говорят – что очень важно для учащихся
данной категории.
Ценность
урока
в
том, что инновационные технологии,
игровые ситуации и дидактические игры
способствуют возникновению интереса
к учебному предмету, значит, процесс
обучения становится более эффективным.
При использовании дидактических игр
решаются и воспитательные задачи.
Использованы
методы: наглядный, практический,
словесный.
Оборудование:
проектор, компьютер, экран, карточки,
учебник, тетрадь, наглядность.
Приложение
к уроку: презентация.
Попова
Н.В.
Урок
письма и развития речи в 4 классе
Тема:
Правописание слов с непроверяемыми
безударными гласными.
Цель:
Формировать и закреплять знания учащихся
о правописании слов с непроверяемой
безударной гласной.
Задачи:
непроверяемыми
безударными гласными.
внимание,
мышление и речь на основе
упражнений
с использованием наглядности;
-
Развивать аналитико-синтетическую
деятельность
при работе с деформированным
текстом;
-
Развитие связной устной и письменной
речи
путём
комментированного письма
с
помощью наводящих вопросов
-
Воспитывать навыки соблюдения правил
дорожного
движения.
Ход:
Организационный
момент.
1 слайд
-
К какому уроку приготовились?
-
Чему учимся на уроке письма и развития
речи?
Разминка
пальцев.
2 слайд
«Цепочка,
замок, кольца, лодочка с вёслами,
аплодисменты, капельки»
Чистописание
-
Отгадайте загадку 3 слайд
Я
в любое время года
И
в любую непогоду
Очень
быстро, в час любой
Провезу
вас под землей.
-
По каким признакам определили, что это
МЕТРО? /под
землей/
Слайд
4
без слова метро
/ со звуком/
-
К каким словам относится слово МЕТРО?
/к
словарным/
-
Почему? /не
проверяется ударением/
-
Какую букву надо запомнить? /
е/
Слайд
5
появляется слово метро
-
На минутке чистописания будем прописывать
слово метро
-
Сядьте правильно,
-
Откройте тетради, обратите внимание на
соединение букв в слове, запишите
красиво, аккуратно слово метро
3 раза.
-
Прочитаем хором, какое сегодня число,
запишите число, классная работа.
/
орфограммы на доске подчеркнуты/
-
С каким словом работали на чистописании?
/
метро/
-
Какое это слово? /
словарное, с непроверяемой безударной
гласной/
Сообщение
темы урока, целей…
Тема
сегодняшнего урока правописание слов
с непроверяемыми безударными гласными.
В
течение урока будем упражняться в
правильном написании слов с непроверяемыми
безударными гласными.
Словарная
работа
слайд 6
-
Буквы из слов забрались на облака, какие
буквы пропущены?
/
дети называют буквы, по щелчку буквы
встают на свои места/
-
Запишите, подчеркните буквы, которые
надо запомнить.
Работа
над словосочетанием
-
Прочитайте записанные слова. /автомобиль,
трамвай, шофёр, автобус/
-
Как вы думаете, какое слово лишнее?
Почему? /шофёр,
потому
что отвечает на вопрос кто?, а остальные
слова – транспорт, отвечают на вопрос
что?/
-
Составьте словосочетание с этим словом,
по схеме, подобрав нужное слово.
завёлся
зелёный
трудолюбивый
работает
-
Запишите с комментированием
/трудолюбивый
шофёр /
Итог:
Мы работали со словами, с сочетаниями
слов, а теперь нужно составить предложение
по схеме.
Работа
над предложением
По
На
доске схема.
-
Составить по схеме предложение.
-
Записать с комментированием /По
дороге едет автобус./
-
Что составляли? /
предложение/
-
Какие слова с непроверяемыми гласными
в этом предложении?
/дорога,
автобус/
-
Кто едет в автобусе? /Буратино/
-
Он предлагает провести физминутку
Физминутка
Буратино
потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки
в стороны развел - видно ключик не нашёл.
Чтобы
ключик нам достать - надо на носочки
встать!
Работа
с деформированным текстом
/
На
доске иллюстрация Буратино с письмом/
-
Буратино
привез
письмо, что-то хочет у вас спросить
/читает ученик/
«Какой
предмет помогает безопасно передвигаться
по дорогам
пешеходам
и транспорту?»
(светофор)
-
Сколько цветов у светофора?
-
Какие?
Вывешиваю
иллюстрацию.
-
А сейчас узнаем, знаете ли вы, что
обозначают цвета светофора? /по очереди
открываю цвета светофора/
Никому
прохода нет, если вспыхнул этот
свет.
Осторожность
не мешает, этот свет предупреждает.
Каждый
должен дать ответ, на какой идти нам
свет.
(Закрываю
светофор)
-
БУРАТИНО приготовил задание и предлагает
выбрать только те конверты, которые
соответствуют цветам светофора.
/Несколько
конвертов разных цветов/
Ребята
выбирают красный, жёлтый и зелёный
конверты. В конвертах разрезанные
предложения.
-
Из слов составить предложения.
1
вариант
Работа
в парах или микрогруппах
Дети
составляют предложения, затем вывешивают
их на доске в порядке цветов светофора
Не
играйте на дорогах!
Не
отвлекайте разговорами шофёра!
Осторожно
переходите улицу!
2
вариант
Вызываю 1го ученика
-Возьми конверт
такого цвета, какой 1 сверху цвет у
светофора
/Ученик берёт
конверт, проверяем, открываем красный
цвет./
-Прикрепи слова на
доску.
- Ребята, кто быстрее
составит из этих слов предложение?
Не
играйте на дорогах!
-Прочитайте, какое
слово словарное?
-Какую букву надо
запомнить?
Вызываю 2 го ученика
-Возьми конверт
такого цвета, какой 1 снизу цвет у
светофора
Ученик берёт
конверт, проверяем, открываем зеленый
цвет
Прикрепи слова на
доску.
Осторожно переходите
улицу!
Какое слово надо
запомнить?
3-ий ученик
Какой еще есть
сигнал у светофора?
Не
отвлекайте разговорами шофёра!
Прочитай, какое
слово с непроверяемой гласной?
-
Прочитай получившийся текст.
-
Спишите текст в тетрадь.
-
Прочитай текст еще раз….
-
О чем предупреждает светофор? /
соблюдать правила дорожного движения/
-
Для чего нужно соблюдать правила
дорожного движения?
Итог:
-
Что составляли? /Составляли из слов
предложения/
-
Какие слова с непроверяемыми гласными
были в предложениях?
9.Самостоятельная
работа по карточкам (разноуровневые
задания )
Если
уверены что поняли и запомнили всё, о
чем говорили на уроке и готовы справиться
с дополнительным заданием, то можете
выбрать красный конверт
-
В красном конверте – самое сложное
задание.
-
В жёлтом конверте – немного легче.
-
В зелёном конверте совсем лёгкое
задание.
Вставить
пропущенную букву.
Записать
предложение.
Подобрать
родственные слова к выделенному
слову.
Соблюдайте
правила д…рожного
движения.
|
Вставить
пропущенную букву.
Записать
предложение.
Соблюдайте
правила д…рожного
движения.
|
Спиши
предложение.
Соблюдайте
правила дорожного
движения.
|
Подумайте,
какой конверт вы выберете и выполните
задание.
Проверка:
-
КТО ВЫБРАЛ ЗЕЛЕНЫЙ КОНВЕРТ?
-
Какое у вас задание?
-
Прочитайте предложение, которое вы
записали.
-
КТО ВЫБРАЛ ЖЁЛТЫЙКОНВЕРТ?
-
Что вам надо было сделать?
-
Какую букву вставили в слово?
-
У КОГО КРАСНЫЙ КОНВЕРТ?
-
Какое задание было у вас?
-
Какие родственные слова вы подобрали.
-
Прочитайте ещё раз предложение про
себя.
-
Что же нам нужно соблюдать?
-
Для чего?
10.
Итог:
-
Чему учились на уроке?
-
Что вы запомнили на уроке?
-
Понравился ли вам урок?
-
Что понравилось? Что не понравилось?
Призы
– закладки в виде светофора.
Оценки.
Литература.
В.В.Воронкова,
Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида 1- 4 классы - М., 2008.
З.Н.Смирнова,
Г.М.Гусева, Учебник чтение 4 класс
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида – М.,2005.
1000
загадок - (Серия «Программа развития
и обучения дошкольника»).
-
СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
4.
Ресурсы Интернета (иллюстрации)