Игра - практикум "Такая вот ситуация", 2 класс.
Игра – практикум.
«Такая вот ситуация»
Алексеева Нина Владимировна
Болгарская специальная (коррекционная)
Общеобразовательная школа – интернат 8 вида
Учитель начальных классов.
Цель:
учить детей правильно поступать в той или иной ситуации на практике, глубоко вдумываться в её смысл.
2.развивать навык правильного построения предложений детьми.
3.воспитывать культуру поведения детей на перемене, правильному взаимоотношению между детьми.
4.корригировать речь, мышление детей, коммуникативные навыки общения.
Оборудование:
Цифры – 1,2,3,4,5.
Карточки – эксперт, ситуация (словарные слова).
Книги.
Стакан с водой.
Платочек.
Печенье.
Карточки с правилами.
Правила поведения учащихся.
Рисунки детей.
Платок для бабушки.
Жетоны.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И конечно не шумим.
II. Вступительная беседа.
1. Упражнение на внимание.
- Как мы сели?
- Вот так.
- Как спинку держим?
- Вот так.
- Как ножки поставили?
- Вот так?
- Как мы слушаем?
- Вот так.
- Мы с вами живём в мирном мире: учимся, играем, отдыхаем, занимаемся любимым делом. А правильно ли мы с вами живём? Хорошо ли поступаем в тех или иных ситуациях? Это нам сегодня и предстоит выяснить.
III. Основная часть.
1. Сообщение темы.
- Прочитайте тему нашего занятия.
- Как вы понимаете слово – ситуация?
- В жизни с нами происходят различные случаи. Порой мы не знаем, как правильно поступить. Поступить так, чтобы себя не обидеть и другим не причинить вреда. Пока вы учитесь в школе, живете в интернате, с вами происходят разные ситуации. И некоторые из них мы сегодня рассмотрим, объясним, обыграем.
Прежде чем приступить к игре, мы конкретно разберем, чем будем заниматься. Каждая из пар на время очутиться в какой-либо ситуации и будет думать как правильно себя вести. Для этого мы разделимся на группы по 2 человека. За отдельным столом у нас будет сидеть эксперт.
- Кто такой эксперт? (на доске новое слово «эксперт»).
Это человек, который будет решать, правильно ли вы поступили в данной ситуации, правильно ли приняли решение, нет ли другого решения.
- Итак, вам будет дана сейчас одна и та же ситуация, дано будет время, в течение которого вы будете искать ответ. Потом вы проиграете свой вариант ситуации. В стороне на отдельном столике есть предметы, которые помогут вам в решении ваших ситуаций.
2.Разыгрывание ситуаций.
Слушаем 1 ситуацию. Герои наших ситуаций будут Юра и Саша.
1) Юра подставил ножку Саше. Саша упал и заплакал. Что вы скажете о поведении Юры? Как должен поступить Юра? Что скажет Саша? Разыграйте ответ этой ситуации. Всем понятно?
Даю вам время, в течение которого вы должны найти выход из этой ситуации. Время пошло. Не копируйте ответы ваших товарищей, придумывайте своё решение.
(время идет, дети обсуждают, договариваются - раздаю карточки с цифрами – определяем очерёдность).
Проигрывают по очереди - 1,2,3.
- Итак. Слово эксперту. Эксперт, как по - вашему, кто нашел самое правильное решение? (идёт обсуждение: если Юра нечаянно поставил подножку; если - специально; как правильно поступить, если это буде девочка; к чему может привести этот поступок?).
Вывод. Значит оптимальное решение такое: Юра поднимает Сашу, просит прощения. Саша должен простить. Он должен проводить его в класс, успокоить, помочь достать носовой платок, принести стакан воды.
Правило: Быть вежливым и предупредительным с другими учащимися, уважительно относиться к товарищам.
Слушаем 2 ситуацию.
- Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошёл Саша.
-Юра, интересная у тебя книга?
Юра захлопнул книжку и ударил Сашу по голове.
- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами...
-Что вы думаете о поведении Юры?
- Как на его месте должен был поступить воспитанный мальчик?
- Можно ли сказать, что Юра поступил как настоящий мужчина?
- Разыграйте эту ситуацию, если вы согласны с поведением Юры. Если нет, то разыграйте свою ситуацию. Даю время.
( идёт разговор между ребятами, затем проигрывание ситуаций, эксперт даёт свою оценку).
Обсуждение: Юра - небрежный мальчик. Он захлопнул книгу - надо аккуратно закрывать; ударил товарища книгой - плохое обращение с книгой и одноклассником; Саша обратился к Юре вежливо, воспитанно и совсем не с глупым вопросом.
Вывод. Правильная ситуация: доброжелательный разговор о содержании прочитанных книг.
Правило: Не допускать случаев психического и физического насилия над учащимися, все споры разрешать только мирным путём. Не допускать в помещении школы нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.
3). Слушаем третью ситуацию.
Прозвенел звонок. Все вышли на перемену из класса. Саша вынул из кармана печенье и стал с аппетитом его есть. Рядом стоял Юра и смотрел на Сашу.
Разыграйте разговор.
Что сказал Юра?
Что ответил Саша?
Можно ли держать печенье в кармане?
(даётся время, дети обсуждают ситуацию; эксперт даёт слово каждой паре и делает итог).
Обсуждение:
- Можно ли держать печенье в кармане? - это негигиенично; некрасиво есть печенье одному. Если жалко поделиться с товарищами, то надо есть где-то в сторонке одной, а если уж достал при всех, то нужно предложить печенье Юре «угощайся». Юра, в свою очередь, может отказаться, если он культурный и воспитанный, и сказать «спасибо, я не хочу».
Правило: Соблюдать в школе чистоту и порядок. Соблюдать дисциплину как на уроках, так и на переменах.
4) Слушаем следующую ситуацию.
- Юра стоит в коридоре. Мимо проходит бабушка. Она заглядывает в класс, потом поворачивается, ищет кого-то глазами.
- Что Юра должен был сказать бабушке?
О чем Юра должен был спросить у нее?
Какой разговор должен был произойти между ними?
Варианты:
1.Не поздоровается - пройдет.
2.Поздоровается - пройдет мимо.
3.Поздоровается и спросит, кого ищете.
4.Посидите, отдохните, я вам сейчас его найду.
(даётся время, ребята обсуждают, затем проигрывают ситуации, эксперт даёт свою оценку).
Вывод. Правильная ситуация: поздороваться и если нужно предложить свою помощь.
Правило: Быть вежливым с посторонними людьми, уважать пожилых. Помнить, что и мы с вами когда – то будем на их месте.
IV. ИТОГ: - Подведём итог нашей игры. За правильный ответ вы получали жетоны. Посчитайте, сколько у вас их получилось. Значит, вы верно решили эти ситуации, и в жизни вы будете поступать правильно.
- Итак, чтобы жить правильно, честно и воспитанно, необходимо соблюдать правила. Какие?
- Эти и другие правила поведения изложены в правилах поведения для учащихся. Прочитайте их и всегда соблюдайте.
- В любых жизненных ситуациях необходимо проявлять внимание к посторонним людям, к своим товарищам, к окружающим. Нужно быть воспитанными, добродушными людьми, не оставаться безучастными к чужому горю, всегда прийти на помощь нуждающемуся. Только тогда, когда вы будете поступать правильно и воспитанно в любых жизненных ситуациях, только тогда вы вырастите порядочными, честными и воспитанными гражданами своей страны.
Ситуаций много разных есть
И с выводом не надо торопиться.
Уйми свой пыл, и остуди ты спесь,
Правильно себя вести - можно научиться.
Использованная литература.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М., 1989.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Инструкция. Правила поведения в школе. 2011.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М., 1995.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
Шалаева Г.П., Журавлева О.В. «Новые правила поведения для воспитанных детей», М., 2005.
Щуркова. Н.Е.Собранье пёстрых дел. М. 1994.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Нина Владимировна
→ нина42 20.11.2011 2 12193 1050 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.