«Развитие психических функций у младших школьников»
Липатова Алина Владимировна
учитель начальных классов
«Набережночелнинская специальная
коррекционная) общеобразовательная
школа № 67 VIII вида»
город Набережные Челны
Пояснительная записка к мультимедийному продукту «Развитие психических функций у младших школьников»
Учитель начальных классов: Липатова Алина Владимировна
Предмет: Живой мир
Цель: развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.
Данный продукт был предложен учителям начальных классов и родителям в качестве комплекса упражнений, развивающих психические функции при изучении предмета Живой мир. Дополнительно в презентации приведены примеры аналогичных заданий для изучения букв, развития речи.
Слайд № 1. Найди пару.
В 1 классе учащиеся изучают существенные признаки животных и объединяют их в группы: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В этом упражнении ребятам предлагается определить к какой группе относится каждое животное верхнего ряда и найти ему пару из животных в нижнем ряду, определить из какой группы нет ни одного представителя.
Варианты ответа: устно, нарисовать стрелки к животным, выбрав ручку или фломастер в нижнем левом углу слайда.
Слайд № 2.
Аналогичное задание для букв. Необходимо определить общие признаки между буквами верхнего ряда, затем нижнего и определить пары согласных звонких и глухих.
Слайд № 3. Кто (что) кем (чем) будет?
Сначала нужно определить что или кто изображен на картинках, затем предлагается высказать варианты примеров кем или чем это может стать. Для проверки нужно просто нажать на изображение и увидеть варианты ответов. Можете добавить свои варианты, мне тоже будет интересно их посмотреть.
Слайд № 11. Назови одним словом.
Материал к этому заданию взят из программы, поэтому у детей это упражнение не должно вызывать трудности. Варианты ответа: устно или письменно. Имеется возможность проверки, достаточно лишь щёлкнуть мышкой и все слова появятся.
Слайд № 12. Что лишнее?
Из предъявляемых 5 картинок нужно выделить одну лишнюю и объяснить свой выбор. Есть возможность проверки.
Слайд № 14. Найди лишнее слово.
Аналогичное задание, только со словами, а не с картинками. Варианты ответа: устно, письменно или подчеркнуть лишнее слово маркером (в нижнем левом углу слайда). Есть возможность проверки.
Слайд № 15. Назови слова.
Подходит как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Сами понятия можно менять в зависимости от изучаемой темы. Можно проводить в виде конкурса (Кто больше).
Слайд № 16. Я начну, а ты продолжи…
Ребятам предлагается начало слова или предложения, которое они должны продолжить. Как вариант: сочинить целое предложение, в котором все слова начинаются на эти буквы.
Слайд № 17. Сравни картинки.
В этом задании надо сравнить картинки, найти черты сходства и различия. Для начала этого задания щёлкните правой кнопкой мышки. Варианты ответа: устно, письменно. Фронтальную работу можно провести в виде конкурса.
Слайд № 18. Угадай по описанию.
Здесь предлагаются загадки, которые можно предъявлять устно, при затруднениях можно использовать картинки-ответы. Есть возможность проверки ответов. Картинка – ответ увеличивается в размерах при нажатии мышки.
Слайд № 19. Отгадывание небылиц.
Во время чтения текста ребята должны определить что не соответствует действительности. Варианты ответа: устно, письменно, подчеркнуть слова маркером. Есть возможность проверки.
Слайд № 20. Зашумленные изображения.
Нужно назвать какую картинку попытался скрыть художник. Можно заштриховывать буквы и цифры.
Слайд № 21. Наложенные изображения.
Предлагается определить все буквы в изображении. Есть возможность проверки. Для этого надо навести мышку на картинку, чтобы она приняла вид руки и нажать на правую кнопку мышки. Можно использовать с цифрами, картинками.
Слайд № 25. Незаконченные изображения.
Очень простое задание, в котором надо определить что изображено и какой части картинки не хватает. Есть возможность проверки. Можно недорисовывать буквы, цифры.
Слайд № 26. Контурные изображения.
На этом слайде приведены примеры контурных изображений. Основные требования, чтобы у картинки не было мелких деталей, можно недорисовывать контур, если он легко угадывается.
Слайд № 27. Строим дом.
Это упражнение для развития восприятия. В данном случае развиваем восприятие размера фигуры. Как только домик на вашем экране построился, надо кликнуть мышкой и появится вопрос. Для ответа нажимаете на нужную картинку. Затем по кнопке в правом нижнем углу возвращаетесь к вопросу, 2 раза кликнете и появляется следующий вопрос. Всего 3 вопроса. Как вариант можно то же самое сделать для развития восприятия цвета. Сделать все формы одинаковыми, но изменить оттенки цветов. Можно придумать ещё что-нибудь. Если у Вас есть идеи по этому поводу, мне будет очень интересно.
Слайд № 31. Найди различия.
Очень известный прием, в этом варианте интересен тем, что можно узнать все ли различия ребёнок нашёл, так как они выделяются когда вы кликнете мышкой. Сделать его тоже просто. Выбираете любой рисунок, копируете его и дорисовываете вручную все мелкие детали, а потом анимируете их.
Слайд № 32. Выкладывание по образцу.
Это тоже развивает восприятие, внимание и мелкую моторику. Варианты выполнения задания: задаёте нужную вам скорость выкладывания палочек на компьютере, а ребёнок должен повторить последовательность выкладывания буквы, цифры, рисунка (н-р, ёлочки) из настоящих палочек (полосочек) на столе, или на экране, но для этого надо накопировать нужное количество палочек. Ещё вариант: можно использовать цветные палочки (полосочки) и выкладывать их в определённой цветовой гамме.
Слайд № 33. Срисовывание по клеточкам.
Как графический диктант, только есть образец. Варианты выполнения: 1)ребёнок смотрит на экран и копирует рисунок у себя на листочке, 2)Вы убираете с экрана мои примеры, рисуете свою фигуру и ребёнок продолжает её копировать на экране, выбрав маркер из нижнего левого угла. Вы можете сделать проверку на каждый свой рисунок.
Слайд № 35. Лабиринт.
Это очень простой пример, но у Вас есть возможность нарисовать свои самые необычные и интересные лабиринты. Хотелось бы их посмотреть. Пишите. Высылайте.
Слайд № 36. Тот же лабиринт, немного усложненный.
Варианты: можно перепутывать рисунки, чтобы дети, следуя по лабиринту, находили ответ правильно ли соединены пары или художник что-то напутал.
Слайд № 37. Разведчик.
Это упражнение развивает внимание, восприятие, память. Как только у Вас на экране появилось поле с клеточками, кликнете мышкой и на поле вылетят 2 самолёта. За непродолжительное время нужно запомнить их расположение. После того, как самолёты улетят, Вы должны их найти, нажимая на клетки. Если неверно, Вы об этом узнаете, вернуться можно, нажав на кнопку в нижнем правом углу. Можно, конечно, придумать продолжение с вылетом трёх или четырёх самолётов или вертолётов или подводных лодок, но это очень долго. Может у Вас есть свободное время? Или другие идеи?
Слайд № 45. Прочти!
Читаем не просто по цепочке, а ещё и только те буквы, которые в кружочках. Варианты: в разных фигурах, разных цветов, не слева направо, а наоборот.
Слайд № 46. Сколько чего?
Варианты: другие буквы, разные признаки предметов.
Слайд № 47. Зачеркни / посчитай.
После того, как появилось поле с клеточками, нужно щёлкнуть мышкой и появятся картинки (их можно поменять в зависимости от изучаемой темы). Варианты предъявления задания: ребёнку предлагается посчитать или зачеркнуть все автобусы или поезда и машины или автобусы одной чертой, а поезда двумя и т.д. Варианты выполнения: устно, распечатать лист и на нём зачеркивать или зачеркивать на экране маркером из нижнего левого угла. Можно сделать проверку.
Слайд № 49. Что не так?
Сначала появляется простой пейзаж, а после щёлчка мышки он преображается. Ребёнку нужно определить что не соответствует действительности, что не так, почему этого не может быть? Есть возможность проверки ответов. При нажатии на правую кнопку мышки все картинки выделяются.
Картинку можно придумать самим.
Слайд № 50. Мысленная фотография.
Это упражнение на развитие памяти. Очень простое. Нужно просто внимательно смотреть на картинку и запоминать все детали. Когда картинка исчезнет с экрана, нужно представить её мысленно. Как только Вы кликнете мышкой, картинка появится вновь.
Слайд № 51. Что исчезло?
После того, как Вы кликнете мышкой, на экране появятся картинки. Ребёнку необходимо внимательно рассмотреть их и запомнить. Убедитесь, что малыш хорошо усвоил эту тему и знает названия всех изображённых картинок. Затем можно нажать мышку и одно изображение исчезнет. Нужно вспомнить что исчезло? Есть возможность проверки, для этого достаточно ещё раз кликнуть мышкой. Также можно и с буквами, и с цифрами, и со словами.
Слайд № 52. Смысловая зрительная память.
Для выполнения этого задания необходимо сконцентрироваться и быть внимательным. Когда ребёнок будет готов к выполнению, можно нажать один раз на мышку и на экране будут появляться слова, которые нужно запомнить. Варианты ответа: устно, письменно на листочке записать все слова, которые запомнили. Можно проверить, кликнув один раз мышкой. Слова можно менять, объём запоминаемых слов тоже.
Слайд № 53. Ассоциации.
С самого начала этого слайда ребёнку предлагается 11 пар слов, в которых второе слово выбрано по ассоциации. Эти связи нужно запомнить. Дальше при предъявлении первого слова надо будет восстановить по памяти второе. Можно выполнять задание устно, а можно записывать слова на листочек. При нажатии на правую кнопку мыши все слова, которые надо было восстановить, появятся на экране. Пары слов можно заменить, количество тоже.
Как Вы поняли, большинство заданий и упражнений всем давно известны, я предлагаю лишь мультимедийный вариант, который легко менять в зависимости от изучаемой темы и имеющий возможность проверки выполнения задания, что позволяет ребёнку самостоятельно заниматься.
Надеюсь, что материал Вам пригодится и будет полезен Вашим детям! Жду Ваших отзывов, замечаний, предложений.
Мой E-mail: Lip_bash@mail.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Липатова Алина Владимировна
→ Alina_lipatova 27.11.2011 1 2949 695 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.