Слайд 1
ГСОУ школа-интернат VIII вида
Учитель начальных классов:
Саркисова С.И.
ст. Ленинградская
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Ленинградской Краснодарского края
Учитель начальных классов
Саркисова Светлана Ивановна
Тема: Участие мышц глаз, бровей в выражении различных эмоций.
Цель:
- учить выражать эмоциональное состояние с участием мимики и пантомимики;
- познакомить с элементарным пониманием эмоций и чувств;
- учить выражать эмоции, дать возможность детям проявить свою индивидуальность;
- формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Оборудование: зеркала, таблица «развитие речевого дыхания», фотографии актрис, солнышки-пиктограммы, разрезанные карточки «Фоторобот», «Дракоши» - пиктограммы, заготовки – лица для рисования, мультфильм «Крошка Енот»
Организационный момент.
Заливается звонок. Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- скажите громко: «Мы готовы к уроку!», а теперь скажите это тихо, спокойно, с достоинством.
Подготовительная работа.
Мимическая гимнастика.
а) Начнём делать зарядку с бровей:
- Поднимите брови вверх, как бы удивляясь: «Неужели?»;
- Нахмурьте брови, опустите вниз, как будто сердитесь: «Я рассержен!»
- Повторить по 5 раз.
б) Теперь зарядка для носа и щёк:
- Представьте себе. Что вы лежите на берегу речки, закопаны в песочек по горлышко. И вдруг муха садится на правую щеку. Сгоните её, не шевелясь и не дуя (тогда песок может попасть в глаза), работая только щеками и носом.
- А теперь она перелетела на левую щёку…
- Молодцы! Муха улетела!
в) Следующее упражнения для губ:
- Сделайте из губ узкую длинную трубочку: «У кого длиннее?»
- А теперь как можно шире улыбнитесь, чтобы улыбка получилась «от уха до уха».
- Повторите по 5 раз.
г) Упражнения для языка:
- И язык должен заниматься зарядкой. Чтобы чётко и красиво говорить, необходимо язык «разминать».
Сейчас мы сделаем из языка «парус».
- Высунуть язык как можно больше. (У кого длиннее?)
- А теперь кончиком языка «зацепитесь» за верхние зубы, а язык выгните вперёд. Получился «парус».
- Повторить 3 раза.
- А теперь кончиком языка «зацепитесь» за нижние зубы, а язык выгните вперёд. Получилась «бочка».
- Повторить 3 раза.
Упражнения на развитие речевого дыхания.
П! Т! К!
П – Т – К
ПТК
птка – птку – птке – птко
птка – птку – птке – птко ? О! О? О.
птка – птку – птке – птко !
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжаем интересную тему, которая называется «мимика и жесты». И будем учиться с помощью глаз и бровей показывать эмоциональное состояние человека.
Изучение нового материала.
Повторение раннее изученного материала.
- Объясните, что такое общение? (взаимодействие 2-х людей между собой, с природой, с животными, с самим собой)
- С помощью чего может происходить общение? (речь, мимика, жесты)
- Речевое общение – это общение с помощью слов, а что такое жесты? (это движение рук)
- Покажи руками и пальцами:
Стой на месте. Бранишь кого-то. Машешь «До свидания!»
Вдеваешь нитку в иголку. Чистишь зубы.
Делаешь знак примирения.
- Что такое мимика? (Это движение нашего лица, различные выражения глаз, движения бровей, губ)
- Лицо – это самая выразительная часть тела человека. Положение губ в сочетании с положением бровей, дают наиболее существенное представление о душевном состоянии и таких чувствах, как грусть, радость, злоба, удивление.
Упражнения в использовании мимических движений.
а) Работа с зеркалом.
- Попробуем убедиться в этом сами. Возьмите зеркальце и улыбнитесь, смотрите на глаза – они становятся выразительными и тоже улыбаются.
- Изобразите грустного человека с плохим настроением, удивлённого человека.
- А теперь улыбнитесь ещё раз себе в зеркале тёплой, доброжелательной улыбкой. Эта улыбка всем вам очень идёт, поэтому старайтесь улыбаться чаще.
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг- миг, мы плечами чик- чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
б) Понятие об эмоциях и чувствах.
На предыдущем уроке мы говорили, что лицо – зеркало души, т.е. то эмоциональное состояние, которое переживает человек, отображается на его лице.
Улыбка – состояние радости.
Грусть – состояние печали, плохого настроения.
Мы можем изобразить состояние испуга, удивления, гнева, хитрости.
в) Анализ фотографий (фотоснимки актрис, выражающих удивление, испуг, радость, счастье, гнев)
г) Игра «Солнышко».
- По изображениям пиктограмм определить эмоциональное состояние.
- Назвать эмоцию.
- Определить форму глаз, бровей.
- Изобразить мимическое движение перед зеркалом. (Смеётся, грустит, сердится, испугалось, улыбается, плачет)
д) Игра «Фоторобот».
- Ребята, я приготовила на перемене картинки с изображением лица человека, но подул ветер и разбросал кусочки портрета.
Это глаза доброго или злого человека? Давайте из этих кусочков соберём лицо, выражающее радость, грусть, злость, страх, удивление, хитрость.
Закрепление изученного материала.
а) Психологические упражнения.
Цель: учить выражать эмоции, дать возможность детям проявить себя, свою индивидуальность.
1. «Новая кукла». (Этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится улыбается.
- Какое лицо у Даши? (весёлое)
- Изобразите радость.
- Что участвует в этом мимическом движении? (брови полуовал, глаза светятся, уголки губ приподняты вверх)
2. «Золушка» (этюд на выражение печали)
Золушка возвращается с бала. Она очень печальна, девушка больше никогда не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
- Какое лицо у Лилии?
- Изобразите грусть. (брови изогнуты, уголки глаз опущены, уголки рта опущены вниз, глаза припущены)
3. «Баба-Яга» (этюд на выражение гнева)
Баба Яга поймала Алёнушку, велела затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет – сбежала. Рассердилась баба Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе ногами топает, кулаками размахивает.
- Какое лицо у Димы? (злое)
(глаза прищурены, брови изогнуты к носу, уголки губ опущены вниз, губы сжаты, ноздри расширены)
- Изобразите гнев, злость.
4. «Фокус». (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда чемодан открыл, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
- Какое лицо у Серёжи? (глаза расширены, брови приподняты, рот раскрыт)
- Изобразите удивление.
б) Упражнения в определении настроения по пиктограммам.
1. Игра «Дракоша»
- определи эмоциональное состояние;
- назови признаки.
изобрази это состояние сам. Посмотри в зеркало.
в) Цветопись настроения.
Настроение может выражаться различным цветом. Возьмите карандаш того цвета, который сейчас вам нравится, определим настроение.
Красный – восторг
Оранжевый – радость
Жёлтый – мне приятно
Зелёный – спокойно
Синий – грусть
Фиолетовый – тревога
Чёрный – уныние
Белый- страшно
г) «Нарисуй своё настроение» (у всех детей заготовка одинаковая, дети дорисовывают глаза, брови, нос, рот)
д) Просмотр отрывка из мультфильма «Крошка Енот»
- Чего не знал Енот, когда смотрел в пруд?
- Что посоветовала мама?
Не строй рож,
Не бери с собой камня,
Не бери с собой палки!
- Пойди улыбнись тому, кто в пруду.
VI. Итог урока
Вывод: Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих. Вспомните песенку Енота из мультфильма «Крошка Енот» и споём отрывок.
(включается мультфильм дальше и дети поют 1 куплет и припев
песни «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
- повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза и улыбнитесь.
- Скажите весело: «Урок окончен!»
Автор: Саркисова Светлана Ивановна
→ Лана1322 13.02.2012 1 3768 697 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.