Урок развития устной речи по теме: "Сезонная работа на огороде и в саду. Уборка урожая. Детские игры в разные времена года"; 4 класс




БОУ «Ростиловская средняя общеобразовательная школа»

Грязовецкого района, Вологодской области



Урок развития устной речи

на основе изучения предметов

и явлений окружающей действительности

в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида





Тема: «Сезонная работа на огороде и в саду. Уборка урожая. Детские игры в разные времена года.»











Автор – Белова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов специального (коррекционного) обучения 8 вида



Тема. Сезонная работа на огороде и в саду. Уборка урожая. Детские игры в разные времена года.



Цель: выяснить, какие работы проводятся осенью на огороде и в саду.

Задачи: расширить знания детей о сезонных работах на огороде и в саду, как люди убирают урожай, какое участие могут принять дети;

расширить запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать, составлять связный рассказ, умение отвечать на вопросы, редактировать текст;

воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание помогать своим родителям, работать в коллективе.





Оборудование: презентация, картины «Уборка урожая», овощи и фрукты, предметные картинки по теме, корзина с яблоками.















1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку.

- Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень) (Слайд2)

- Какое время года сейчас идёт?

- Какой месяц?

- Какой месяц уже прошёл?

- Какой месяц ещё будет?

- Назовите по порядку все осенние месяцы? (Слайд 3)

- А что делают люди осенью в саду и на огороде? (Убирают урожай.)

2. Сообщение темы. – Сегодня на уроке мы с вами и поговорим, какой урожай у вас вырос, как его убирают люди и какое участие принимали вы в уборке урожая

3. Загадки с грядки «Что растёт на огороде?» (Слайд 4)

- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Я читаю загадки, а вы у кого лежит отгадка, её выносите на стол и объясняете, по каким признакам узнали. (Слайд 5)

- Осень щедрою рукою одарила нас с тобою.

И на каждой грядке выросли загадки.



- Уродилась я на славу голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи. (капуста)



- Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали –

Не одну нашли, а десять!

Как её названье, дети? (картошка)



- Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (морковь)



- А на этой грядке горькие загадки.

Тридцать три одёжки и все без застёжки.

Кто их раздевает – слёзы проливает. (лук)



- Что это такое: в землю вросло

Сверху толсто, снизу востро, собой красно? (свёкла)



- Кругла, а не месяц, желта, а не масло,

Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (репа)



- Вот так диковинка!

На ветке – морковинка!

Висит, краснеется – на солнце греется. (перец)



- Как на нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)



- Вырастает он к земле, убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (чеснок)



- Летом – в огороде, свежие, зелёные,

А зимою – в бочке, крепкие, солёные. (огурцы)



- Вот зелёный толстячок –

Крупный, гладкий … (кабачок)



- Вот какой богатый урожай мы собрали на огороде. Как всё это можно назвать одним словом? (овощи).

4. Значение овощей.

- Для чего человек выращивает овощи?

5. Пословицы. (Слайд 6)

-Объясните смысл пословиц.

Овощи – слава докторов и гордость поваров.

Что посеешь, то и пожнёшь.

- За посевами нужен уход, чтобы собрать богатый урожай.

6. Игра «Как убирают овощи?» (Слайд 7)

- Вставьте нужные слова в предложения, как убирают овощи.

Картофель из земли ….. .

Морковь … .

Капусту …. .

Помидоры … .

Слова для справок:

выкапывают, срезают, срывают, выдёргивают.

7. Физминутка.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали морковку ловко

И в корзине от земли

Вам подарок принесли.

8. Работа по таблице «Уборка картофеля». (Слайд 8)

План.

- Какое время года?

- Где работают ребята?

- Что они делают?

- Дайте имена детям и расскажите о них.

- Какой урожай картофеля вырос?

(сначала дети отвечают на вопросы, потом рассказать полностью весь рассказ.)



9. Участие детей в уборке урожая.

Какое участие в уборке урожая принимали вы?

(Рассказы детей)

10.Рассказ о репе (Слайд 9)

- Одним из первых овощей, которые научился человек выращивать, была репа. Её ели в свежем виде, парили, варили кашу. Не случайно народ сложил о ней сказки, песни, игры. - Какие сказки о репе вы знаете? («Репка», «Вершки и корешки»)

11. Скороговорка.

В огороде старика репка выросла крепка.

12. Игра «Репка».

Репка, репонька,

Расти крепонька.

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста.



13. Фрукты. (Слайд 10)

- Кроме овощей, что ещё мы убираем осенью? (фрукты)

- По таблице назовите, какие фрукты вы знаете.

- Какие фрукты чаще всего растут в нашей местности? (яблоки)

Стих. Я. Акима «Яблоко». (Слайд 11)

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко сочное, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

-Какие признаки можете подобрать к слов яблоко? (Слайд 12)

(красное, жёлтое, зелёное, спелое, сочное, сладкое, кислое, душистое, ароматное, аппетитное)

- Где растут яблоки? (в саду)



14. Составление рассказа по картине «Сбор яблок».

План. (Слайд 13)

Какое время года?

Где работают ребята?

Что они делают?

Дайте детям имена и расскажите о каждом.

Какой урожай яблок вырос?



15. Редактирование текста. (Слайд 14)

- Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ёжик.

Мы гуляли в саду.

Вдруг по дорожке поползло яблоко.

Это был ёжик.

Он наколол себе яблоко на иголки.

Так и побежал с грузом на спине.



16. Игра «Что изменилось?»

Картинки: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

- Запомните порядок картинок. Закройте глаза. Что изменилось?

17. Игра «Что лишнее?» (Слайд 15)

Груша, яблоко, помидор, персик.

Капуста, вишня, кабачок, огурец.

Яблоко, помидор, перец, огурец. (красное)

Картофель, морковь, свёкла, кабачок.





18. Итог урока. Релаксация.

- Итак, давайте вернёмся к теме урока и подведём итог.

-Какие сезонные работы на огороде и в саду выполняют люди осенью?

- Какое участие принимают дети?

- Кому сегодня понравилось работать на уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке?

Оценить.!!! (Слайд 16)



Всем спасибо. Всех угощаю яблоками.







Литература



Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс.

Москва, АРТКИ, 2006г.

Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г.

Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г.

Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. Москва, Айрис-пресс, 2007г.

http://pavlonews.info/news/categ_33/106108.html

http://www.agroru.com/doska/745312.htm?sphrase_id=317602

http://www.rupas-pack.com.ua/catalog/335/1/

http://www.liveinternet.ru/users/4108813/rubric/1714934

http://allaboutan.livejournal.com/41048.html

http://art-ostrov.ru/viewtopic.php?f=33&t=14&start=10

http://www.uwhealth.org/go-red/go-red-employee-teaches-herself-to-go-red/26868

http://www.frsad.ru/ao7-1.htm

http://ru.123rf.com/photo_8770113_ripe-apples-on-the-branch-in-garden.html

http://www.s-sad.com/ru/nas_ovochi/pomidor/pomidor-sorty.html







Слайд 1
БОУ «Ростиловская СОШ» Грязовецкого района Вологодской области Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида Тема. Сезонные работы на огороде и в саду. Уборка урожая. Автор – Белова Светлана Валентиновна, учитель начальных классов, высшая категория
Слайд 2
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
Слайд 3
сентябрь октябрь ноябрь
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Овощи – слава докторов и гордость поваров. Что посеешь, то и пожнёшь.
Слайд 7
Морковь из земли Капусту Картофель Помидоры Слова для справок: срываютвыдёргиваюсрезаютвыкапываю т. . т. .
Слайд 8
Какое время года ? Где работают ребята? Что они делают? Дайте имена детям и расскажите о каждом из них. Какой урожай картофеля вырос?
Слайд 9
В огороде старика Репка выросла крепка.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Яблоко (какое?)красное, жёлтое, зелёное, вкусное, сладкое, кислое, душистое, аппетитное, сочное, спелое, ароматное.
Слайд 13
Какое время года ? Где работают ребята? Что они делают? Дайте имена детям и расскажите о каждом из них. Какой урожай яблок вырос?
Слайд 14
Это был ёжик. Он наколол себе яблоко на Вдруг по дорожке поползло иголки. яблоко. Так и побежал с грузом на Мы гуляли в саду. спине.
Слайд 15
помидор,персик Груша, яблоко, Капуста,вишня кабачок, . , огурец.огурец. Яблоко, помидор, перец , Картофель, морковь, свёкла, кабачо к.
Слайд 16
Слайд 17
Литература Е. Д. Худенко, И. А. Терехова. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида 4 класс. Москва, АРТКИ, 2006г. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии по экологическому воспитанию. Москва, «ВАКО», 2011г. Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. Москва, Айрис-пресс, 2006г. Т. И. Подрезова. Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. Москва, Айрис-пресс, 2007г. http://pavlonews.info/news/categ_33/106108.html http://www.agroru.com/doska/745312.htm?sphrase_id=317602 http://www.rupas-pack.com.ua/catalog/335/1/ http://www.liveinternet.ru/users/4108813/rubric/1714934 http://allaboutan.livejournal.com/41048.html http://art-ostrov.ru/viewtopic.php?f=33&t=14&start=10 http://www.uwhealth.org/go-red/go-red-employee-teaches-herself-to-gored/26868 http://www.frsad.ru/ao7-1.htm http://ru.123rf.com/photo_8770113_ripe-apples-on-the-branch-in-garden.html http://www.s-sad.com/ru/nas_ovochi/pomidor/pomidor-sorty.html

Полный текст материала Урок развития устной речи по теме: "Сезонная работа на огороде и в саду. Уборка урожая. Детские игры в разные времена года"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Светлана Валентиновна  belova2012
09.03.2012 1 9444 1288

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК