Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Х"


Артюхова Ольга Петровна


учитель начальных классов


МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 4» г. Осинники


































Урок обучения грамоте для глубоко – умственно отсталых детей

Тема: Звук и буква Х

Цель:

  • знакомство со звуком и буквой Х.

  • учить находить звук и выделять его в слове

  • развивать навык чтения, фонематический слух


Ход урока:

  1. Орг. момент

Внимание! Проверь дружок!

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадки.

Будем все внимательны,

Послушны и старательны.

- Сегодня у нас урок чтения, давайте подготовимся к чтению букв, слогов, произношению звуков. Сели ровно, расслабились, руки положили на коленки.


Артикуляционная гимнастика (с использованием дыхательной гимнастики).

II. Повторение

Ребята, на парте у вас лежат уже знакомые вам буквы. Давайте вспомним буквы и звуки, с которыми мы уже познакомились.

Дети поют гласные звуки (по ленте букв). Согласные звуки.

Повторение букв, чтение слогов, слов.


III. Формирование новых знаний. Выделение звука [х ].

Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Назовите звук, с которого начинаются слова: хлеб, холодильник, хобот, халат.

- Звук [Х]. Давайте произнесем. Такой звук мы произносим, когда греем руки.

При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.

- Дайте характеристику этому звуку.

[Х] - это согласный, глухой звук. Каким цветом обозначается этот звук?


Знакомство с буквой Х (образец на доске). Проживание буквы.

- Согласный звук [х] обозначаются буквой Х. (Учитель показывает букву Х)


Стихи, посвященные “Х”:

- На что похожа “Х х”?

Х” все ходит, ходит, ходит.

Места, что ли, не находит?


- А кто мне скажет на что она похожа? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)


Ха – на ножницы похожа

Но в работе, а не лёжа.

Хочешь порешь, хочешь – шьёшь,

Хочешь – сам себя стрижёшь.


- Из каких элементов состоит буква Х? (из 2-х палочек)

- Давайте, найдем эту букву в алфавите.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

http://festival.1september.ru/articles/502267/img2.gif

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Учитель:

- Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).


Закрепление материала.

Выкладывание буквы Х из фасоли.


Учитель:

- У вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Х из фасолинок.


Физминутка «Хомка»

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает -

Щечки моет, спинку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Хомка хочет сильным стать!


Письмо буквы Х.

- Давайте посмотрим, как будем писать эту букву.

Учитель:

- Вот сплелись два колоска,

Получилась буква Ха.


(Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Х . Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).


А теперь пора в тетрадь

Букву Ха нам написать.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).


Учитель:

Написали аккуратно,

Всем в тетрадь смотреть приятно.


Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- С каким звуком познакомились?

- Какой буквой обозначается этот звук?


Прозвенел звонок с урока.

Поиграть пришла пора,

Что узнали на уроке –

Не забудем никогда.




Список литературы:

  1. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 294 с.

  2. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произно­шения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с

  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 74 с.






Полный текст материала Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Х" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артюхова Ольга Петровна  Olga101
29.03.2012 0 21014 2566

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК