Статья "Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста"; 1-4 класс
ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Пудова Светлана Ивановна
Учитель начальных классов, специальный психолог
ГБОУ Гимназия №63 г. Санкт-Петербурга
Тревожность и ее особенности у детей
младшего школьного возраста
Школьная тревожность привлекает к себе внимание , так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.
Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции
и чувства отражают реальную действительность
в форме переживаний. Различные формы
переживания чувств (эмоции, настроения,
стрессы и д. р. ) совместно образуют
эмоциональную сферу человека. Выделяют
такие виды чувств, как нравственные,
эстетические и интеллектуальные. По
классификации, предложенной К.Э. Изардом,
выделяются эмоции фундаментальные и
производные. К фундаментальным относят:
интерес-волнение, гнев, радость,
удивление, горе-страдание, отвращение,
презрение, страх, стыд, вину. [1, с.31,
64 ] Остальные - производные. Из соединения
фундаментальных эмоций возникает такое
комплексное эмоциональное состояние,
как тревожность, которая может сочетать
в себе и страх, и гнев, и вину, и
интерес-возбуждение. [1, с. 35 ]
"Тревожность
- это склонность индивида к переживанию
тревоги, характер- ная низким порогом
возникновения реакции тревоги; один из
основных параметров индивидуальных
различий". [2, с.524 ]
Определенный
уровень тревожности - это особенность
активной деятель- ности личности. У
каждого человека существует свой
оптимальный уровень тревожности - это
так называемая полезная тревожность.
Оценка человеком своего состояния в
этом отношении, является существенным
компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако, повышенный уровень тревожности
является субъективным проявлением
неблагополучия личности. Проявления
тревожности в различных ситуациях не
одинаковы. В одних случаях люди ведут
себя тревожно всегда и везде, в других
они обнаруживают свою тре- вожность
лишь время от времени, в зависимости от
складывающихся обсто- ятельств. Стабильные
проявления свойств личности принято
называть лич- ностной тревожностью и
связывать с наличием у человека
соответствующей личностной черты (
"личностная тревожность"). Это
устойчивая индивиду- альная характеристика,
отражающая предрасположенность субъекта
к трево- ге и предполагающая наличие у
него тенденции воспринимать достаточно
широкий "круг" ситуаций как
угрожающий, отвечая на каждую из них
опре- деленной реакцией. Как
предрасположенность, личностная
тревожность активизируется при восприятии
определенных стимулов, расцениваемых
человеком как опасные, связанные со
специфическими ситуациями угрозы его
престижу, самооценке, самоуважению.
Проявления связанные с конкретной
внешней ситуацией называют ситуа-
тивными, а особенность личности
проявляющей такого рода тревожность,
обозначают как "ситуационная
тревожность". Это состояние
характеризуется субъективно переживаемыми
эмоциями: напряжением, беспокойством,
оза- боченностью, нервозностью. Такое
состояние возникает как эмоциональная
реакция на стрессовую ситуацию и может
быть разным по интенсивности и динамичным
во времени.
Категории личности,
которые приняты считать высокотревожными,
склонны воспринимать угрозу своей
самооценке и жизнедеятельности в
обширном диапазоне ситуаций и реагировать
весьма напряженно, выраженным состоя-
нием тревожности. [12,с. 524].
Поведение
повышеннотревожных людей в деятельности
направленной на достижение успехов,
имеет следующие особенности:
- высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообще -ния о неудаче, чем низкотревожные;
- высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо задачи;
- характерная черта высокотревожных людей- боязнь неудачи. Она домини- рует у них над стремлением к достижению успеха;
- для высокотревожных людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче;
- низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, а от наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной
ситуации
под влиянием складывающихся
обстоятельств.
Воздействие сложившейся
ситуации определяют когнитивную оценку
им возникшей ситуации. Эта оценка, в
свою очередь, вызывает определенные
эмоции (активизация работы автономной
нервной системы и усиление состояния
ситуационной тревожности вместе с
ожиданиями возможной неудачи). Та же
когнитивная оценка ситуации одновременно
и автоматически вызывает реакцию
организма на угрожающие стимулы, что
приводит к появлению соответствующих
ответных реакций, направленных на
понижение возникшей ситуационной
тревожности. Итог всего этого сказывается
на выполняемой деятельности. Эта
деятельность находится в непосредственной
зависимости от состояния тревожности,
которое не удалось преодолеть с помощью
предпринятых ответных реакций , а также
адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека
в порождающей тревожность ситуа- ции
непосредственно зависит от силы
ситуационной тревожности, предпри-
нятых для ее снижения, точности когнитивной
оценки ситуации.
Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей среднего школьного возраста
Эмоции
играют важную роль в жизни детей: помогают
воспринимать действительность и
реагировать на нее. Проявляясь в
поведении, они информируют взрослого
о том, что ребенку нравится, сердит или
огорчает его. Отрицательный фон ребенка
характеризуется подавленностью, плохим
настроением, растерянностью. Одной из
причин такого эмоционального состояния
ребенка может быть проявление повышенного
уровня тревожности. Под тревожнстью в
психологии понимают склонность человека
переживать тревогу, т.е. эмоциональное
состояние, возникающее в ситуациях
неопределенной опасности и проявляющееся
в ожидании неблагополучного развития
событий. Тревожные люди живут, ощущая
постоянный ,беспричинный страх. Они
часто задают себе вопрос: ”А вдруг
что-нибудь случится?” Повышенная
тревожность может дезорганизовать
любую деятельность ,что в свою оче -редь,
приводит к низкой самооценке, неуверенности
в себе . Таким образом, это эмоциональное
состояние может выступать в качестве
одного из меха- низмов развития невроза,
так как способствует углублению
личностных противоречий (например,
между высоким уровнем притязаний и
низкой самооценкой).
Все что характерно
для тревожных взрослых, можно отнести
и к тревожным детям. Обычно это очень
не уверенные в себе дети, с неустойчивой
самооцен кой. Постоянно испытываемое
ими чувство страха перед неизвестным
приво- дит к тому, что они крайне редко
проявляют инициативу. Будучи послушны-
ми, предпочитают не обращать на себя
внимание окружающих, ведут себя примерно
и дома, и в школе, стараются точно
выполнять требования роди- телей и
учителей - не нарушают дисциплину. Таких
детей называют скромны ми, застенчивыми.
Какова
же этиология тревожности? Известно, что
предпосылкой возникнове- ния тревожности
является повышенная чувствительность
(сензитивность). Однако не каждый ребенок
с повышенной чувствительностью становится
тревожным. Многое зависит от способов
общения родителей с ребенком. Иногда
они могут способствовать развитию
тревожной личности. Например, высока
вероятность воспитания тревожного
ребенка родителями, осущест-вляющими
воспитание по типу гиперпротекции
(чрезмерная забота, большое количество
ограничений и запретов, постоянное
одергивание). Усилению в ребенке
тревожности могут способствовать такие
факторы, как завышенные требования со
стороны родителей и учителей, так как
они вызывают ситуа- цию хронической
неуспешности. Сталкиваясь с постоянными
расхождения- ми между своими реальными
возможностями и тем высоким уровнем
дости -жений, которого ждут от него
взрослые, ребенок испытывает беспокойство,
которое легко перерастает в тревожность.
Если у ребенка усиливается тре- вожность,
появляются страхи - непременный спутник
тревожности, то могут развиться
невротические черты. Неуверенность в
себе, как черта характера - это
самоуничтожительная установка на себя,
на свои силы и возможности. Тревожность
как черта характера - это пессимистическая
установка на жизнь, когда она представляется
как преисполненная угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность
и нерешительность, а они, в свою очередь,
формируют соответствующий характер.
Таким
образом, неуверенный в себе, склонный
к сомнениям и колебаниям, робкий,
тревожный ребенок нерешителен,
несамостоятелен, нередко инфан-
тилен.неуверенный, тревожный человек
всегда мнителен, а мнительность порождает
недоверие к другим. Такой ребенок
опасается других, ждет напа- дения,
насмешки, обиды. Он не успешен.. Это
способствует образованию реакций
психологической защиты в виде агрессии,
направленной на других. Так, один из
самых известных способов, который часто
выбирают тревожные дети, основан на
простом умозаключении: "чтобы ничего
не боятся, нужно сделать так, чтобы
боялись меня". Маска агрессии тщательно
скрывает тревогу не только от окружающих,.
но и от самого ребенка. Тем не менее в
глубине души у них - все та же тревожность,
растерянность и неуверенность, отсутствие
твердой опоры.
Также реакция
психологической защиты выражается в
отказе от общения и избежания лиц, от
которых исходит "угроза". Такой
ребенок одинок, замк- нут, малоактивен.
.Главным источником тревог младших
школьников оказывается семья. В
дальнейшем, уже для подростков такая
роль семьи значительно уменьшается;
зато вдвое возрастает роль школы.
Подросток испытывает переживания
социального стресса, страха самовыражения,
страха несоответствия ожиданиям
окружающих и др. Подросток начинает
комплексовать, испытывать чувство
растерянности и тревоги.
Особенности школьной тревожности у детей среднего школьного возраста
Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действотельности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные и внутришкольные конфликты, соматические нарушения.
Можно выделить специфические причины тревожности на этом возрастном этапе. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством (Прихожан А.М., 1998). У подростка Я-концепция противоречива и вызывает трудности в собственной самооценке. Тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе.
Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с формированием психоастенической акцентуации характера. У ребенка легко возникают опасения, страхи, волнения. Если присутствует недостаток волнения, то ребенок может отказаться от деятельности, которая ему трудна. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений. Из-за низкой уверенности в себе наблюдаются трудности в общении.
Тревога начинает оказывать влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.
Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам тревожность можно соотнести, а после 12 лет происходит повышение тревожности у девочек. Тревога девочек отличается от тревоги мальчиков: девочек волнует взаимоотношение с другими людьми, мальчиков насилие во всех его аспектах. (Захаров А.И., 1997, Кочубей Б.И., Новиков Е.В., 1998).
Таким образом можно отметить, что детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична; тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте; в школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчика -ми).
Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
Школьная тревожность может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность на уроках, и смущение при замечаниях учителя, и скованность при ответах. При наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще болеет. В школе на перемене такие дети малообщительны, практически не вступают в тесные контакты с детьми, но одновременно находятся среди них.
Среди признаков школьной тревожности можно выделить типичные проявления, характерные для младшего подросткового возраста:
-ухудшение соматического здоровья проявляется в «беспричинных» головных болях, повышении температуры. Такие ухудшения случаются перед контрольными работами;
-нежелание ходить в школу возникает в связи с недостаточной школьной мотивацией. Учащиеся начальной школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, а с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы в дни контрольных работ, «нелюбимых» предметов и учителей;
-излишняя старательность при выполнении заданий, когда ребенок по нес- колько раз переписывает одно и тоже задание. Это может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;
-отказ от субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может перестать его выполнять;
-раздражительность и агрессивные проявления могут проявляться в связи со школьным дискомфортом. Тревожные дети огрызаются в ответ на замечания, дерутся с одноклассниками, проявляют обидчивость;
-снижение концентрации внимания на уроках. Дети пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги. Это состояние является для них комфортным;
-потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, а именно различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок краснеет, испытывает дрожь в коленках, у него возникает тошнота, головокружение;
-ночные страхи, связанные со школьной жизнью и дискомфортом;
-отказ отвечать на уроке характерен, если тревожность сфокусирована вокруг ситуации проверки знаний, это проявляется в том, что ребенок отказывается принимать участие в ответах и старается быть как можно более незаметным;
-отказ от контакта с учителем или одноклассниками (или сведение их к минимуму);
-«сверхценность» школьной оценки. Школьная оценка является «внешним» мотиватором учебной деятельности и со временем теряет свой стимулирующий эффект, становясь самоцелью (Ильин Е.П., 1998).учащегося интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка. Однако, к середине подросткового возраста ценность школьной оценки исчезает и теряет мотивирующий потенциал;
-проявление негативизма и демонстративных реакций ( в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников). Некоторыми подрост- ками попытка «произвести впечатление на одноклассников» своей смелос- тью или принципиальностью расценивается как способ получить личностный ресурс совладения с состоянием тревоги.
Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующие выводы:
-школьная тревожность- это специфический вид тревожности, когда ребенок взаимодействует с окружающей средой;
-школьная тревожность вызвана различными причинами и проявляется в различных формах;
-школьная тревожность является признаком затруднения в процессе школьной адаптации. Может проявляться как личностная тревожность;
-школьная тревожность препятствует эффективности учебной деятельности.
Список литературы
1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М., 1996
2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. –М.: Изд-во МГУ, 1976.
3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
4. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. -464с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Журнал «Семья и школа» №9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»
6. Журнал «Семья и школа» №11, 1988. – Статья Б.Кочубей, Е Новикова «Снимем маску с тревоги».
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
8. Леонтьев А.Н., Судаков К.В. Эмоции //БСЭ. – Т.30. – М., 1978.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 456с.
10.Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова. М.Н., Гордеева Н.О.-Ростов н /Д:Феникс,2004. -640с. (Серия «Словари»)
11.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А.Шалимова. –М.:АРКТИ, 2006. -232.с. ( Биб-ка психолога-практика)
12.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
13.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 1998. -№2. –с.11-18.
14.Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов.- СПб., 2001. –с. 143-156.
15.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006.
16.Регуш Л.А. Психология современного подростка.- М., 2006.-400с.
17.Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. –М., 1971.
18.Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия. // Ананьевские чтения.- 2003. –СПб., 2003. –с. 301-302.
19.Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема.// Вопросы психологии. 2001. №5. с. 19-35.
20.Эмоции // Философская энциклопедия. – Т.5. – М.,1990.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пудова Светлана Ивановна
→ 2411светлана 04.06.2012 1 7374 662 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.