Слайд 1
Антонова Елена Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
с углублённым изучением
отдельных предметов
города Чехова
Московской области
Антонова Елена Борисовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Чехова Московской области
Тема: Звуки [с], [с`] и буква их обозначающая.
Заглавная буква С. Упражнения в чтении и письме.
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся со звуками [с], [с`] и буквами С, с.
Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.
Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.
Развивать мышление, речь.
Обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование:
презентация к уроку,
карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Поприветствуйте гостей.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
На партах всё у нас в порядке –
Книги, ручки и тетрадки!
Дружно мы за парту сели
И на доску посмотрели.
II. Актуализация знаний.
- Давайте проведем небольшую речевую гимнастику.
- Я прочитаю, а вы послушайте. А теперь давайте попробуем все вместе.
(Слайд №1)
(Учитель показывает текст на слайде)
III. Постановка темы и задач урока.
Работа над произношением.
- Посмотрите на доску (На доске буквы А, О, У, Ы, И )
- Как называется эта группа звуков. (Гласные)
- А что вы знаете про гласные звуки?
( Они не встречают преград, поются)
- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:
«Синица на стог садится,
Да не сидится на стогу синице».
- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
- Знаком ли он вам?
(Если «да», то откуда вы его знаете?)
- Кто скажет, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, т. е. цели нашего урока, кто может сформулировать?
(Познакомимся с буквой «с»).
- Да, но буква имеет звуки. Какие мы сейчас узнаем и поучимся читать слоги и слова с новой буквой.
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Отгадайте загадку
(Читает хорошо читающий ученик)
Голубой платок,
Красный колобок –
По небу катается,
Людям улыбается.
(Слайд №2)
- Правильно, солнце. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №3)
- Этот звук гласный или согласный?
- Твердый или мягкий? Если твердый, то каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
2. На солнечный свет прилетела гостья.
Отгадайте, кто она?
(Хорошо читающий ученик читает загадку)
Небольшая пёстрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей сниться.
Прилетает к нам часто…
(Слайд №4)
- Посмотрите на картинку. Это птица прилетела к нам из произведения В.Бианки «Синичкин календарь». А кто читал эту книгу?
(Мало (все) кто читал эту книгу, но в дальнейшем изучив все буквы, вы прочтете и эту книгу, и многие другие)
- А теперь, вернемся к слову синица.
- Четко произнесем каждый слог. Назовите первый слог ещё раз. Назовите первый звук в слоге. Дайте характеристику звуку.
(Слайд №5)
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Твёрдый или мягкий? Если мягкий, то, каким цветом обозначим?
- Звонкий или глухой?
- Ребята, так какие же звуки мы сегодня повторили?
- Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?
- Кто сможет показать?
(На доске разбросаны буквы. Ученик выбирает нужную букву)
3. Ребята, посмотрите на доску, вот так пишется печатная буква «с». (Написать строчную букву «с»)
- А на что же похожа буква «с»? (Выслушать мнение детей)
- Посмотрите, на что она похожа у меня?
(Слайд №6)
- Слов, в которых встречается буква «с» очень много. Назовите их. (Выслушать несколько вариантов)
4. А теперь немного поиграем.
(Слайд №7)
Вот картинки перед вами,
В них задания вам всем.
Поскорей найдите сами,
Где тут нет буквы «с».
- Найдите слова, в которых не встречается букв «с»
(Учитель убирает на слайде ненужные картинки)
5. Чтение слогов.
- Ребята, откройте учебники на странице 74. Наши согласные звуки пришли тоже познакомиться с новым звуком «с». Давайте вспомним и запишем на схемах, какие же согласные звуки мы знаем.
- Каких звуков нет?
- А если есть гласные и согласный «с», что можно сделать? (Прочитать слоги)
(Слайд №8)
(Сначала читают по одному, а потом вместе.)
- Какой гласный звук показывает мягкость согласного звука?
- Приведите примеры.
- А где в жизни пригодится умение читать правильно слоги? (В чтении слов и предложений)
6. Работа по учебнику.
- Прочтите третий столбик слов. (про себя)
- Прочтите самые длинные слова. (Самара, Ступино)
- Сколько слогов в этих словах?
- Прочтите названия, состоящие из двух слогов. (Сумы, Саранск)
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?( Названия городов)
- Значит, в русском языке есть не только строчная, но и большая – заглавная буква «С» (Учитель пишет на доске рядом с маленькой печатной – заглавную букву)
- Ребята, мы только что сказали, что имена людей пишутся с большой буквы, а какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
V. Самостоятельная работа с проверкой
1) Работа в парах с карточками. (Детям раздаются карточки, на которых написаны имена людей, названия городов, сказочных персонажей, написанные без первой буквы)
- Работая в парах, запишите первую букву слова. Проверьте, правильно ли вы написали. А почему надо было написать заглавную букву? (Имена людей пишутся с большой буквы)
(Слайд №9)
- Запишите первую букву во второй карточке. Проверьте, написанное. Какую букву записали. Почему?
(Имена сказочных персонажей пишутся с большой буквы)
(Слайд №10)
- Запишите первую букву в третьей карточке. Проверьте, написанное. Почему надо писать заглавную букву?
(Клички животных пишутся с большой буквы)
(Слайд №11)
- Сделайте вывод, так какое же правило можно вывести. Когда пишется заглавная буква «С».
(Названия городов, стран – Смоленск, Саратов, Стокгольм, Сирия,;; Клички животных – Снежинка, Спайк; сказочные персонажи - Самоделкин)
2) Вернемся к нашему учебнику
- Найдите и подчеркните слова, в которых встречается буква «с».
- Прочтите слова в первом столбике. Что можете сказать об этих словах
(Однокоренные)
- Какие слова являются однокоренными?
- Выделите корень. Какой корень выделили?
- Прочтите слова во втором столбике. Все ли слова вам понятны? (Сало – жир животных
Солонка – емкость для хранения соли
Солонина – соленое мясо)
- Что можете сказать об этих словах? (Однокоренные)
- Выделите корень.
- Самостоятельно прочтите третий столбик. Какое слово лишнее?
- Почему? (Салака- рыба)
VI. Повторение и закрепление
2) Мы с вами говорили на предыдущих уроках, что слоги образуют слова, слова – предложения. А как же мы называем группу предложений, связанных друг с другом по смыслу? (Текст)
- Прочтите предложения в нижней части страницы и подумайте, текст ли перед нами? (Нет. Это отдельные предложения, они не связаны между собой)
- Прочтите вслух первое предложение.
- Все ли слова вам понятны?
- Как называется маленькое слово «У»? (Предлог)
- Как пишется предлог со словом? (Отдельно)
- Прочтите второе предложение. Как же зовут котика? Что он любит?
- Сколько слов в этом предложении?
- Прочтите третье предложение. Что значит лапки-ласты?
- Почему слово Соня написано с большой буквы? (Имя утки)
- Рассмотрите рисунок. Прочтите предложение, которое соответ-ствует рисунку.
VII. Итог урока
1) Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
- Дайте характеристику звукам [с], [с‘]
2) Самооценка деятельности на уроке
- Что интересного было на уроке?
- Что вызвало затруднение? Почему?
Источники информации:
И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для непослушных звуков» (Ярославль Академия развития 2006)
Составитель В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»
(Москва Просвещение 1991)
3. WWW.vatuma.ru
4. WWW.Одноклассники.ru
Автор: Антонова Елена Борисовна
→ ElenaAntonova35 07.06.2012 1 4149 747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.