Статья на тему:"Агрессия детей"
Вукс Яна Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназия №63
Санкт – Петербург
«Агрессия детей»
В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в психологии.
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных исследователей, идея причинения вреда (ущерба) другому субъекту присутствует практически всегда.
Агрессивность (фр.agressif) – относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению.
Таким образом, агрессия (лат.agressio) – это определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которая обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом плане можно говорить о наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.
Исходя из различия в понятиях агрессия и агрессивность, необходимо иметь в виду, что не за всякими агрессивными действиями стоит агрессивность личности. И, с другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В случае агрессивных действий неагрессивной личности первопричиной их является ситуация. Если же агрессивные действия совершаются агрессивной личностью, то причиной выступают, прежде всего, личностные качества.
В чем же причина вызывающего (агрессивного) поведения детей? Иногда причина кроется в ситуации вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – все это создает условия для возникновения конфронтации.
Или же в борьбе за влияние дети просто жаждут негативных ситуаций и конфликтной обстановки, причем на таком уровне, что взрослые не в состоянии выносить. Агрессивные дети очень выносливы в борьбе. Часто сам конфликт уже служит им наградой. Такие дети обычно хорошо переносят гнев и эмоциональные наказания. Они могут расстроиться, но обычно успокаиваются через несколько минут. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Используя гнев как средство дисциплинарного воздействия, в действительности повышенный уровень отрицательного воздействия у таких детей усиливается. Дети чувствуют себя более значимыми и могущественными.
Многие детские психологи считают, что агрессивные дети не владеют определенными навыками и именно отсутствие навыков делает их такими трудными в общении. По мнению специалистов, если дети умели бы хорошо себя вести и слушаться, то они бы это делали. Иногда они просто не знают, как правильно себя вести в некоторых ситуациях. Часто они накидываются на других, совершенно теряя способность владеть собой. Со стороны может показаться, что ребенок неконтролируем. Дети испытывают трудности в понимании того, как правильно себя вести, особенно, когда затронуты их чувства. Не редки такие случаи, когда они выходят из себя по пустякам, вроде того, когда кто-то другой нечаянно задел, проходя мимо, или не так посмотрел. У таких детей не развиты навыки надлежащего поведения во многих ситуациях.
Изменить поведение таких детей чрез похвалу? Чтобы укрепить уверенность в себе, таким детям нужны не похвалы, а признательные подтверждения. Признательные подтверждения – такие заявления, которые помогают понять ребенку, кто он такой. Такие признания служат мощным средством, помогающим изменить поведение ребенка. Причина, по которой они действеннее похвал, заключается в том, что они не противоречат представлению таких детей о себе самих. («Я вижу, ты читаешь», «А, я вижу вы играете в лото». Цель должна быть лишь в том, чтобы констатировать факт и избежать оценочных суждений.
И не обязательно ловить ребенка на том, что он делает что-то хорошее, поймайте его в момент, когда он не ведет себя вызывающе, агрессивно. («А, вы рассматриваете наклейки») Главное, после этого не продолжить реплику вроде: «Почему нельзя всегда себя так вести» Признание должно быть конкретным и без оценочных или эмоциональных суждений. Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушал, когда вы делаете ему замечания и поправляете его поведение, необходимо, чтобы это широко компенсировалось одобрением и признанием в тех случаях, когда он ведет себя спокойно. Важно давать понять, когда ребенок ведет себя хорошо, так же, как и тогда, когда он совершает нападение. Детям важно, чтобы признавали изменения в их поведении, даже когда они незначительны.
Необходимо быть предельно осторожными, когда мы поощряем детей за хорошее поведение. Часто дети впоследствии вообще отказываются себя вести прилично, если не получат вознаграждение. Есть большой риск лишить их внутренних стимулов к хорошему поведению. Когда вы решите поощрить ребенка за хорошее поведение, не говорите заранее. Не обещая ребенку награду заранее, вы добиваетесь, чтобы он сосредоточивал внимание на своих действиях, а не на награде.
Чем дольше игнорировать вопросы дисциплины, тем труднее в итоге установить пределы допустимого и добиться каких-то положительных результатов. Необходимо верить в свою способность оценить ситуацию, следить за результатами и, если что-то не получается, изменить подход.
Источники:
«Попробуй заставь меня!», «Издательский Дом Ридерз Дайджест», перевод с английского, 2008
Псхологический словарь, Н.В. Копорулина, М.Н. Смирнова, «Феникс», 2004
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вукс Яна Николаевна
→ вУкС 08.06.2012 1 3025 499 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.